Круглый стол «Учитель: профессия или миссия?»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Станет ли педагог в белорусском обществе медийной личностью?

Платон говорил: «Если сапожник будет плохим мастером, то государство от этого не пострадает, а вот если граждан будут воспитывать плохие, несведущие учителя, то мы пострадаем от этого все». Так может ли быть непрестижной профессия учителя? Кто и что делает ее престижной? Что нужно сделать, чтобы в школу пришли профессионалы? Какую карьеру может сделать учитель? И, наконец, как задержать молодых специалистов в системе образования? Обо всем этом шла речь во время круглого стола, который прошел в редакции газеты «Звязда». Участие в дискуссии приняли первый проректор Белорусского государственного педагогического университета Александр Андарало, профессор кафедры педагогики и менеджмента Академии последипломного образования, председатель Минского областного комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки Николай Башко, начальник Центра профессионального развития и инновационного образования Академии последипломного образования Елена Радевич, заместитель председателя Общества белорусской школы, руководитель программы «Учитель. Школа. Общество», редактор информационно-методического сайта для педагогов nastaunik.info Тамара Мацкевич, учитель математики и информатики Лошницкой гимназии Борисовского района, суперфиналист конкурса «Учитель года Республики Беларусь-2011» Иван Якименко, учитель английского языка средней школы г. п. Домачево Евгений Григорьев.


Престиж не на словах

— Как вы считаете, кто в первую очередь должен заботиться о том, какие люди придут завтра на работу в школу? Педагогические учреждения высшего образования, так как им нужны студенты? Администрации школ вместе с учителями, чтобы было кому передать свое дело? Или общество, ведь школа без учителя не может существовать? И много ли вы знаете примеров, когда бы ученики возвращались в свои школы уже в качестве учителей?

Николай Башко: «Заинтересованы должны быть все, кого вы упомянули, в первую очередь государство. Будущее страны зависит от образования. Мы все должны это понять и вроде бы понимаем, но когда наступает время распределять государственные деньги, то образование почему-то отходит на второй план.

Я недавно встречался в Столбцовском районе с бывшей учительницей, которая перешагнула уже 90-летний возраст: поинтересовался у нее, что нужно сделать, чтобы вернуть учителю прежний имидж. "Просто нужно честно работать", — не задумываясь ответила мне педагог. Я полностью согласен — за повышение престижа учительской профессии нужно бороться не на словах. Каждый учитель на своем месте должен честно выполнять свои обязанности и не списывать свое равнодушие к делу на низкую зарплату...

В Минской области есть много примеров, когда в школы возвращаются работать педагогами их бывшие ученики. Так, в Сновской школе Несвижского района из 44 педагогов 15 — молодые специалисты. Основную их часть составляют выпускники этой же школы. Два победителя областного конкурса "Педагогический старт" — тоже выпускники своих учебных заведений: учитель белорусского языка СШ № 8 города Жодино Юлия Гудковская и учительница английского языка гимназии № 1 города Борисова Ирина Мокрицкая. Как призналась Ирина, она не видит себя в другой профессии».

Иван Якименко:

— В августе 2011 года Борисовский район принимал пополнение — среди молодых педагогов, распределенных в наш регион, было 8 выпускников Лошницкой гимназии, причем двое из них вернулись, чтобы работать в родном заведении. Выпускница класса, где я работал классным руководителем, также окончила математический факультет педагогического университета и сейчас работает в Борисове учительницей математики.

Александр Андарало:

— Если будет хороший учитель, то будет и хороший инженер, и хороший космонавт, и хороший врач. Поэтому заботиться о будущем нашей школы должны все. И учителя просто обязаны думать, кто придет им на смену. Школы должны болеть за это душой! В прошлом году по итогам приема у нас на первом месте по количеству первокурсников оказалась Минская область (34% от общего числа новобранцев), на втором месте — Брестская область (18%), а минчан среди первокурсников было всего лишь 14%. Такое количество дал почти двухмиллионный город, где сегодня остро стоит потребность в педагогах по ряду направлений подготовки.

Белорусский государственный педагогический университет целенаправленно проводит профориентационную работу, и ее результаты мы ощутили уже во время прошлогодней приемной кампании. В 2014 году к нам поступили 100 медалистов, а перед этим их было в пять раз меньше. К тому же среди первокурсников было 200 лицеистов и гимназистов, это значит, что качество абитуриентов значительно улучшилось. Понятно, что от качества «ткани» зависит, какую «шинель» мы в итоге сошьем. Педагогический университет открывает педагогические классы в Минске и Минской области. А с сентября в Минской области начнут работать три педагогические гимназии: на базе молодечненской гимназии №7, солигорской гимназии №1 и столбцовской гимназии №1. Есть предложение дать возможность выпускникам педагогических классов поступать на педагогические специальности без дополнительных экзаменов, разумеется, при наличии характеристики педагогического коллектива учебного заведения. Надеемся, что в следующем году эта привилегия будет узаконена.


Не отстать от жизни

Тамара Мацкевич:

— Проводилось международное исследование статуса учителей в разных странах мира. Выяснилось, что уважение к профессии учителя зависит в большей степени от культурных традиций, чем от уровня жизни учителя. В европейских странах только от 10 до 25% опрошенных считают, что ученики уважают учителей. Менее 20% немцев готовы предложить своим детям карьеру учителя, а в Израиле только 8% опрошенных могут представить себе своего ребенка в роли педагога. Тем не менее в большинстве стран люди уверены, что учителям нужно платить больше. Во всех 20 странах, вовлеченных в исследование, более 59% опрошенных уверены, что работа учителя должна оплачиваться в соответствии с успехами его учеников. Интересно, что чем выше в стране результаты в математике, естественных науках и чтении, тем меньшее желание создавать подобную систему оплаты. Агитация за модель оплаты «по тестам учеников» свойственна как раз странам с низкими результатами.

Проводились и другие исследования, авторы которых утверждают, что статус учителя был высоким в первой половине ХХ века, своего максимума он достиг где-то в 50-60-е годы, а потом стал снижаться. Есть мнение, что так произошло потому, что система образования перестала соответствовать современным требованиям. И сегодня повсеместно создаются механизмы, чтобы все общество могло стимулировать лучшее в образовании: родители — за счет школьных советов, студенты — за счет выбора преподавателя и курса, который он читает, учителя — за счет выбора директора школы, работодатели — за счет влияния на содержание обучения...

Евгений Григорьев:

— Я нечасто бываю в столице, поэтому меня заинтересовало, какие профессии рекламируются в метро: молодых людей приглашают в милицию, в спасатели. Это медийные профессии. И я уверен, что для того, чтобы педагог стал популярным в обществе, он должен стать медийным лицом.


Высший пилотаж

— Но профессия учителя — одна из самых массовых. Есть мнение, что массовые профессии редко бывают престижными... Помогите разрушить стереотип в массовом сознании о педагоге как человеке, который просто не смог реализовать себя в более престижной сфере...

Николай Запрудский:

— Не место красит человека, а человек место. Эта поговорка имеет самое непосредственное отношение к учительской профессии. Тысячи учителей демонстрируют на своем примере наивысший пилотаж в профессии. К таким Педагогам с большой буквы относится и Юрий Дмитриевич Лещинский: его бывшие ученики настолько уважают своего учителя, что издали за свои деньги написанную им интересную и полезную для учителей физики книгу по решению задач, которую он сейчас бесплатно распространяет на встречах с коллегами. Педагогическая деятельность — вообще потенциально творческая профессия. Раскроет ли учитель этот потенциал, зависит и от него, и от того, созданы ли в школе условия для творческой самореализации. А если все убивает рутина, когда учителю приходится выполнять много непонятной работы, которая никак не влияет на качество образования, а только отвлекает его внимание от главного, происходит профессиональное выгорание.

Тамара Мацкевич:

— Действительно, профессия педагога массовая — в сфере образования работают 11-12% от всего трудоспособного населения, но именно наша профессия дает возможность стать широко известным как среди профессионалов, так и в обществе. Много ли мы знаем выдающихся юристов, экономистов или бухгалтеров? А имя Александра Марковича Фельдмана, который более полувека преподает школьникам математику, известно не только людям, связанным с математикой. Попасть к такому педагогу все считают большой удачей. В общем, в педагогике много «звезд». Самых творческих и неравнодушных представителей школы объединил клуб «Хрустальный журавль». Его члены выезжают в различные регионы страны, проводят для учителей открытые уроки, мастер-классы, устраивают фестивали педагогического мастерства. Учительница физики из первой жодинской гимназии Элла Якубовская говорит: «Когда я провожу мастер-класс, а в конце мне десять минут аплодируют 70 педагогов, моя самооценка и социальный статус сразу повышаются». Полагаю, что и ученики Ивана Якименко, выбравшие педагогический путь, сделали это потому, что видели перед собой уверенного, самодостаточного и успешного человека.

Иван Якименко:

— Когда-то я участвовал в конкурсе «Классный классный» и предложил на уровне шутки: а давайте доплачивать учительским семьям, чтобы они своих детей отдавали в учителя. Сам я вырос в семье педагогов. Могилевский педагогический институт закончили мои родители, старший брат, старшая сестра, жена старшего брата, бывший муж сестры. Можно сказать, что у меня не было другого выбора. Но я все-таки решил подстраховаться и сначала закончил Оршанское педагогическое училище по специальности «учитель трудового обучения и черчения», чтобы убедиться в правильности своего шага. Убедился (смеется. — Авт.), и уже потом поступил в педагогический университет.

Елена Радевич:

— А сегодня Иван имеет уже высшую категорию «учитель-методист» и возглавляет клуб молодых учителей «Будущее», созданный при «Белорусском педагогическом обществе».

Евгений Григорьев:

— Я еще молодой учитель, но уже вторая моя ученица выбирает профессию педагога. Когда после участия в конкурсе «Молодой учитель Брестчины» ко мне подошла ученица и спросила, какое высшее учебное заведение я заканчивал, честно скажу, мне было очень приятно. В психологии есть понятие «аттракция»: психологи считают, что любой из нас проще воспринимает точку зрения того человека, к которому он хорошо относится и с которым у него сложились хорошие взаимоотношения. Это значит, что успешный учитель в школе имеет большее влияние на своих учеников и их родителей, чем любые средства массовой информации. Он становится объектом для подражания.


Правильный пиар

— В каждой профессии, в том числе и педагогической, есть случайные люди, для которых понятие «профессиональная честь» — пустой звук. Но именно они во многом формируют негативный имидж. Как можно уменьшить количество таких случайных людей в педагогике?

Елена Радевич:

— Защитить школу от случайных людей поможет здоровая конкуренция. Чтобы молодые люди хотели поступать в педагогические ВУЗы, а потом работать в школе, перед глазами учеников должны быть соответствующие примеры: современный учитель — успешный молодой человек (девушка или парень), который может позволить себе путешествовать, заниматься спортом, современно одеваться, человек, который читает современную литературу, ходит в театры, свободно владеет современными гаджетами. И чем больше будет таких примеров, тем больше старшеклассников перестанут смотреть на профессию педагога как на неперспективную. Почему вообще выпускники педагогических ВУЗов возвращаются в школы, где они обучались? Полагаю, что вследствие той атмосферы, которая там царила, из-за учителей, которые вдохновили их на профессиональный выбор.

При приеме на работу должен быть предусмотрен социальный пакет для учителей, как это происходит на предприятиях или в бизнес-компаниях: в него может входить, например, абонемент в бассейн, проездной билет на все виды транспорта, годовая подписка на газету «Звязда». Лучших учителей можно поощрять стажировкой в соседней стране или в лучших заведениях нашей страны. Пусть критерии успешности вырабатывает Совет школы, в состав которого входят педагоги, учащиеся и представители родительской общественности. Успешность не может измеряться только количеством подготовленных учителем победителей олимпиад и конкурсов. Скажем, классное руководство в проблемном классе, где есть много «тяжелых» учеников, не менее важное и ответственное. В течение года в школе может проводиться мониторинг, а победитель выбирается решением Совета школы. Когда молодые люди почувствуют уважительное отношение к себе, материальную стабильность, возможность вести полноценный образ жизни, престиж профессии вырастет. Педагогической профессии требуется грамотный пиар.


Не быть винтиками

— В реалиях нашего времени образ учителя в глазах родителей, а значит, и общественности, в большей степени формируется детьми, с которыми он ежедневно общается. Сегодня учитель-неудачник, учитель-аутсайдер, который постоянно жалуется на низкую зарплату и тяжелые условия труда, однозначно воспринимается детьми как отрицательная модель жизни. Как вы считаете, что нужно сделать нашим учителям, чтобы вернуть себе признание и уважение?

Николай Башко:

— Изменения должны произойти в сознании самих учителей, поскольку многие из них, к сожалению, считают, что занимаются непрестижной и низкооплачиваемой работой. Между прочим, учитель никогда больших денег не зарабатывал, но статус обязывал к самоуважению и гордости. А имеет ли гордость учитель, которого поставили открывать двери перед членами высокопоставленной делегации? Сомневаюсь... Школа должна заниматься тем, чем она должна заниматься: учить и воспитывать. Я ничего не имею против конкурса юных инспекторов дорожного движения, но сегодня это мероприятие становится едва ли не главным в школе. И таких примеров можно привести десятки. В учреждении образования и в регионе должен быть сильный руководитель, который не побоится сказать «нет» многим инстанциям, которые пытаются переложить на школу свою работу. Сегодня любой руководитель пытается показать свою власть над учителем.

Тамара Мацкевич:

— Если учитель перестанет, наконец, выполнять чужие обязанности, в первую очередь — родителей, расправит крылья и будет чувствовать себя более уверенно, отношение к нему сразу изменится. Неуважение к учителю — это элемент морали современного общества и его системы ценностей. Проблема в том, что в глазах обывателей учителя — это винтики в большой машине, которые не имеют собственного мнения. Постоянные проверки, ненужное бумагопроизводство, необходимость выпрашивать у родителей деньги на ремонт школы, заполнение отчетов... Контроль нужен не для контроля, а для помощи и улучшения результатов!

Почему, скажем, в Финляндии престижно работать учителем? Потому что там есть понимание: общество доверяет педагогу самое ценное — свое будущее, а работа учителя — это вложения в человеческий капитал. Одна моя подруга и коллега, когда речь заходит о низком социальном статусе педагога, отвечает: «Нет, не слышала!» И может прибавить себе под нос, чтобы не шокировать собеседника: «А ваш сын отдыхал на Бали?» Нет, она не из миллионеров. Учительская семья: оба преподают в городской школе и получают обычную учительскую зарплату. Просто мои друзья давно поняли, что они — держатели более ценных акций, чем деньги. Именно они могут внести вклад в тот самый человеческий капитал, а для этого нужно не стоять на месте, постоянно развиваться, быть интересными и современными. Старший сын, имея таких родителей, набрался ума, выиграл много конкурсов и с исследовательскими ученическими работами объехал полмира. В том числе побывал и на Бали...

Получается, что человеческий капитал приносит и материальные дивиденды. Доброе имя учителя нужно восстанавливать срочно. Сначала надо заботиться о собственном статусе, а потом придет время и общего. Только материальным поощрением дело не решится. Многое зависит от нас самих: от умения постоять за себя, от нашей сплоченности, желания вернуть в школу моральные ценности, профессиональную этику.


Работаем на количество, а не на качество

Евгений Григорьев:

— С профессиональной этикой у нас действительно проблемы. Я работаю в сельской школе, где учатся в том числе и дети педагогов. И вот вдруг педагог перестает быть педагогом и становится просто мамой: начинает выражать недовольство оценками своего ребенка, критиковать другого педагога. Как вообще можно обсуждать с детьми других учителей? Еще хуже, когда родители начинают кричать на учителя или директора школы. «Если учителя позволяют кричать друг на друга, то почему я не могу покричать на учителя?» — примерно так, наверное, рассуждают люди. В сельской школе все и все на виду, поэтому учителям надо крепко задуматься над моделью своего поведения.

Что касается проверок школы... Их действительно много, а вот проверок качества образования — немного, а школе нужно возвращаться именно к качеству образования. Мы стали центром, на который все перекладывают свои задачи. Я работаю заместителем директора по воспитательной работе. Планирую свою работу на полгода-год, а потом за день или неделю по электронной почте приходят 10 писем с указаниями, которые ты должен обязательно выполнить. И вот все твои планы разрушены. Получается, что мы работаем на количество, а не на качество. Я считаю, что нельзя в каждой школе реализовывать на 100 процентов все направления деятельности. У меня 250 детей, а в соседней школе, скажем, 1000 детей. И мы, как и наши соседи, должны закрывать все спускаемые нам мероприятия? В школе есть 60 учеников-активистов, из них 30 участвуют во всех мероприятиях...

Елена Радевич:

— Очень много усилий по совершенствованию школы было направлено на ремонт и наполнение красивыми стендами кабинетов, подготовку новых учебников и методических пособий, закупку дорогостоящего оборудования, но не на самих учителей. Это все, безусловно, важно, но на качество образования вряд ли повлияет. Можно написать отличный отчет, поменять окна на стеклопакеты, шторы на жалюзи, но за этим ничего не стоит. Главное для школы все-таки улучшение самого качества преподавания. А это возможно только через постоянное самообразование педагогов, повышение собственной профессиональной самооценки. Авторитетом у учеников и их родителей будет пользоваться учитель, который в совершенстве владеет своим предметом, эрудированный, имеет широкий кругозор и знания в смежных областях.


Не скорый результат

— Абитуриентам по 17-18 лет. Как понять, кто из них сможет стать настоящим учителем, а кому эта профессия противопоказана? И вообще, можно ли стать учителем, просто приобретя педагогическую специальность?

Елена Радевич: «Хорошим учителем можно быть, даже не закончив педагогический ВУЗ. Вспомните послевоенные времена, когда школьные предметы преподавали фронтовики, и их ученики с благодарностью хранят память о своих педагогах.

Полагаю, что эта профессия противопоказана людям, ориентированным на получение быстрого результата. Такие люди чаще раздражаются, когда у их учеников что-то не получается, когда педагогические усилия, по их мнению, не оправдывают себя. Педагогике присуще такое понятие, как "отсроченный результат".

Древнеримский философ Сенека когда-то сказал: "Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом". Он прекрасно знал цену учительского хлеба, потому что был учителем Нерона. Учитель — это состояние души, это образ жизни и мыслей, это философия и мировоззрение».

Николай Запрудский: «В некоторых странах перед принятием в университет все будущие педагоги проходят специальное интервью, в ходе которого преподаватели пытаются выяснить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации, как он будет реагировать на возможную критику со стороны учащихся или их родителей, как будет вести себя с так называемыми "трудными" учениками. Там обращают внимание не только на академическую успеваемость претендентов, но и на их морально-психологические качества, без которых педагог не может состояться. Но в наших условиях, учитывая невысокий интерес молодежи к педагогическим профессиям, есть угроза, что при введении дополнительного профотбора количество абитуриентов может уменьшиться.

Я недавно беседовал с директором Ольховской школы Островецкого района Сергеем Анатольевичем Гавриловичем. В средних классах ученики его школы в этом году имели возможность попробовать себя в 9 профессиях, востребованных на рынке труда, в том числе, безусловно, учительской. Возможность профессиональных проб еще во время обучения в школе — очень эффективный механизм, позволяющий уменьшить количество ошибок при выборе будущего профиля обучения и будущей профессии. Желательно, чтобы образовательное и профессиональное самоопределение детей происходило до окончания базовой школы. Поэтому пусть бы в школах как можно чаще ученики средних классов пытались проводить уроки, внеклассные мероприятия со своими одноклассниками, с младшими учениками. Пусть бы втягивались в разные педагогические проекты. Следовательно и сами ученики, и учителя будут видеть, у кого есть интерес и, главное, способности к педагогической работе».


Педагоги поколения «nехt»

— Молодые учителя признаются, что в школе есть многое, чему студентов не учат в университетах. Например, как налаживать отношения не только с детьми, но и с их родителями. Они жалуются на отсутствие в первый год работы поддержки со стороны старших коллег. Молодые педагоги боятся показаться в коллективе «белой вороной», выскочкой, которой нужно больше всех. Кроме того, провозглашение своей собственной позиции может иметь для смельчака неприятные последствия...

Евгений Григорьев:

— Наверное, нельзя в университете подготовить ко всему — учитель просто должен быть готов к постоянному саморазвитию и совершенствованию. Когда я учился, нам давали много теоретических знаний, вот только возможностей применить их было немного: на педагогическую практику отводилось совсем немного времени. У меня есть предложение, как отработать психологические аспекты работы будущего учителя. Потому что когда мы приходим на урок, то в первую очередь должны установить с детьми связь, и только когда она будет налажена, можно передавать ученикам свои знания. Я учился в Барановичском государственном университете, и за пять лет обучения на педагогической практике в оздоровительном лагере мы были всего один раз... Лично у меня нет проблем в отношениях ни с детьми, ни с их родителями. Но я был с детьми в лагере семь раз, так как я хотел там быть, и для меня он оказался тем местом, где я научился работать в детском коллективе, а дети в отряде самые разные, как и в классе... Когда ты работаешь в лагере, то будешь выступать в самых разных амплуа (организатором, режиссером, художником-оформителем, психологом, спортсменом, бардом, поэтом, актером), но это идет будущему педагогу только на пользу.

Александр Андарало:

— Белорусский государственный педагогический университет идет в ногу со временем. Мы понимаем, что практикоориентированность обучения должна быть большей, поэтому в текущем году (пока в качестве эксперимента) приняли решение начать внедрять педагогическую практику уже со второго курса: студенты трех наших факультетов (математического, физического и естественнонаучного) один день в неделю проводят в школе. А со следующего учебного года собираемся вводить волонтерскую практику уже на первом курсе, а потом у студентов будет уже педагогическая практика. Таким образом, все годы своего обучения наши студенты будут заниматься практической педагогической работой. Мы понимаем, что многое зависит от руководителя практики, от того, насколько формально или неформально он относится к своей работе. Педпрактика не должна быть имитацией, поэтому очень внимательно выбираем базу для прохождения практики нашими студентами.

Что касается работы в лагерях, то за нашими студентами выстраиваются очереди. Особенно их ждут, когда открывается первая оздоровительная смена, а школьные педагоги еще не освободились от своих обязанностей на основной работе. Мы идем навстречу и позволяем студентам сдать сессию досрочно. Прекрасно понимаем, что современный учитель не может быть просто «урокодателем». Он еще и воспитатель. А если педагог будет еще и интересным человеком, что-то предлагать, организовывать, то дети будут за ним бегать. Педагогическая практика в лагерях и действительно очень полезна.

Елена Радевич:

— А я хотела бы обратить внимание всех на следующую проблему: школа не всегда готова принять молодого педагога поколения «nехt». Для старших коллег по профессии и для администрации школы молодой учитель — часто такой же странный и непонятный человек, как, скажем, современный старшеклассник. Да и по возрасту он от одиннадцатиклассника не сильно отличается. Естественно, молодой специалист совершает много профессиональных ошибок, он менее опытный, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год. К тому же не всегда хватает знаний по предмету, по методике преподавания, особенностям возрастной психологии, навыкам взаимодействия с учениками. Однако вместо слов поддержки часто в его адрес звучат оскорбительные вопросы: «И чему вас только в университете учили?» или «Вы даже этого не знаете?» и т.д. А молодому учителю — представителю нового поколения — необходим успех, карьера, признание. Таким образом возникает противоречие между желанием самореализоваться и ограниченными возможностями для его осуществления. А стоит ли вообще навязывать молодому человеку систему воспитания, которая была актуальной в XIX — XX веках, если мы стремимся к созданию конкурентоспособной системы образования? Ведь очень легко усвоить догмы и очень сложно потом избавиться от педагогических стереотипов в преподавании. Старая библейская мудрость утверждает: новое вино в старые меха не заливают. Между прочим, и опытным учителям есть чему поучиться у молодежи, хотя бы применению различных гаджетов, а учить молодых учителей, как делать презентации, вообще смешно.


Не источник, а фильтр

— От учителя очень многого ждут. Более того, семья сегодня пытается переложить на педагога и свои обязанности. Как вы думаете, изменилась ли кардинальным образом миссия педагога? И какими качествами должен обладать современный учитель?

Евгений Григорьев:

— Если раньше мы были краном — единственным источником воды, то сейчас мы фильтр, а кран превратился в брандспойт. Задача учителя — научить фильтровать эту информацию, находить в море ненужной — полезную. Никто не хочет ставить на свой кран грязный фильтр, поэтому мы изначально должны быть для своих учеников объектом для подражания. Раньше ученик шел к учителю, в библиотеку, а сегодня он открывает Gооglе.

Елена Радевич:

— Главное, чтобы сам учитель был готов к переменам, к тому, что он в течение своей профессиональной деятельности должен развиваться и изменяться в зависимости от обстоятельств, от нужд детской аудитории. Это новое поколение, и с этим надо считаться.

Николай Запрудский:

— Мы предложили продвинутым педагогам на курсах повышения квалификации назвать черты, которые выделяют эффективных учителей. На первое место они поставили создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Потом — глубокое владение предметными знаниями и умениями, а на третье — успешное поступление выпускников в ВУЗы без репетиторов и подготовку победителей олимпиад. А на последних местах в рейтинге оказалось умение сотрудничать, организовать класс и умение создавать ситуации успеха для каждого. Такое ранжирование, наверное, обусловлено существующими установками со стороны руководства: победители олимпиад и конкурсов — любой ценой! Но ведь не это в школе должно быть главным!


Абсолютная мечта — судьба

— Представьте себе девочку, которая с детства мечтала стать учительницей. Но она выросла и стоит перед выбором: какую престижную профессию и какой ВУЗ ей выбрать? Помогите найти слова, которые помогут убедить ее сделать выбор именно в пользу профессии учителя....

Николай Запрудский:

— Во-первых, почему именно девочку, может, лучше парня, потому что в школе особенно не хватает мужчин? Во-вторых, важно, кто будет это говорить: если старшеклассники слышат агитацию от учителей, которые успешно реализовали себя в профессии, многого достигли, то плоды будут. Пусть бы все успешные и харизматичные учителя имели своим долгом воспитать несколько своих последователей. Учителя-методисты, а вы профориентационную работу проводите?

Евгений Григорьев:

— Я считаю, что, став учителем, ты навсегда останешься молодым. Смотрю в глаза своей бабушки, которая уже много лет не работает в школе, а они у нее все такие же молодые. У учителей, которые на пенсии, по-прежнему хрустальный ум и взгляд. Хочешь быть всегда молодым, среди детей — это твой путь. Это же так здорово — создавать мир ребенка и наполнять его красками!

Елена Радевич:

— Благодаря тебе, ученики смогут совершить в будущем великие открытия, помогут человечеству избавиться от болезней, стать хорошими людьми и изменить мир к лучшему.

Иван Якименко:

— Если есть мечта, значит, ее нужно осуществить, потому что осуществленная мечта — это судьба. Только преданность любимой профессии поможет стать счастливым человеком.

Александр Андарало:

— А я хочу добавить, что педагогическое образование имели и маршал Советского Союза Иван Якубовский, и Петр Миронович Машеров. Никому еще знания в педагогике и психологии лишними в жизни не были. Я знаю, что некоторые иногородние абитуриенты сомневаются — ехать или не ехать им в столицу, так как боятся проблем с жильем. Хочу их успокоить: всех иногородних первокурсников мы обеспечим местом в общежитии! Так что не сомневайтесь...

«Круглый стол» провела Надежда Николаева. Газета «Звязда», 23 июня 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/06/88740.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.