Астрофизический портал | |
|
Иван Якименко: «Мужчина в школе — это вымирающий вид...»
Представьте себе ситуацию: приходит на урок директор школы и говорит своим ученикам: «Мне здесь позвонили и дали намек, что нашу с вами любимую школу в поселке Журавли (по улице Беды) могут закрыть, если мы с вами не найдем какой-нибудь выход и не научимся зарабатывать собственные средства. Ночью мне не спалось, и я набросал бизнес-план спасения нашей школы. А для того, чтобы проверить, насколько он жизнеспособен, нам с вами предстоит выяснить, сможем ли мы реализовать каждый конкретный пункт моего бизнес-плана». Такое оригинальное начало урока буквально утонуло в аплодисментах. На сцене Академии последипломного образования находился суперфиналист республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов, учитель математики Лошницкой районной гимназии Борисовского района Иван Якименко, а в роли «учеников» выступали коллеги-финалисты, которые хотя и не смогли попасть в суперфинал, тем не менее, абсолютно искренне подыгрывали своему более удачливому конкуренту. И за это им искренняя благодарность от зрителей.
— Оксана, на пришкольном участке надо посадить 8 кустов цветов в форме правильного четырехугольника. Вот вам лопата, вот — семена, работайте. Светлана, у вас очень сложное задание. В качестве нашего спонсора хочет выступить металлургический завод по производству скрепок. Но руководство просит написать для них слоган, который будет рекламировать их продукцию. Однако есть одно условие: количество букв в слогане должно быть вдвое больше, чем число слов в названии завода, — активно раздавал задания своим «ученицам» Иван Якименко. — Девчата, я понимаю, что ваша жизнь и так непроста, но вы должны наладить тяжелое машиностроение. Вот вам два листа бумаги, сделайте из них, пожалуйста, кораблик и самолетик. Один кораблик стоит тысячу рублей, 100 корабликов стоят 100 тысяч рублей, самолетики стоят немножко дороже (подсчитывает про себя)... Так, девчата, если получится, делайте вместе лучше самолетики.
Дмитрий Шиц: «Резонанс — это так просто...»
Наверное, если бы был предусмотрен приз зрительских симпатий или приз за самую громкую поддержку болельщиков, то Иван Якименко был бы одним из главных претендентов на него. Достойную конкуренцию в борьбе за зрительские симпатии могли составить ему еще два педагога-мужчины: учитель физики и астрономии, заместитель директора по учебной работе гродненской гимназии № 3 Игорь Маслов и учитель физики, директор полоцкой средней школы № 18 Дмитрий Шиц. Честно говоря, интриги в суперфинале уже не было, борьба шла если только за распределение дипломов первой, второй и третьей степени, так как учительница английского языка из дятловской гимназии № 1 Инесса Зубрилина имела по итогам финала конкурса большое преимущество в баллах перед своими конкурентами, причем этот запас был создан ею во время проведения уроков и мастер-класса — основных конкурсных мероприятий. И именно она и стала в итоге обладательницей звания «Учитель года». Но выступления мужчин в суперфинале отличались остроумием и нестандартным видением любой предложенной ситуации.
«Поэтом можешь ты не быть...» — именно так звучала тема мини-урока, которую предложило всем участникам суперфинала жюри. И, честно говоря, трудно даже было представить себе, как эту тему можно раскрыть на уроке физики, математики, биологии и английского языка. Тем более, что в этой фразе должно было проявиться логическое продолжение. Урок Ивана Якименко завершился выводом «Поэтом можешь ты не быть, но бизнес-план иметь обязан». Согласитесь, звучит сверхактуально с учетом того, что сегодня все учебные заведения поставлены перед необходимостью зарабатывания денег.
Иван Якименко: «Девчата, родненькие, спасем нашу школу...»
«Поэтом можешь ты не быть, но закон Ома знать обязан» — такой вывод сделали вместе со своим педагогом «ученики» Дмитрия Шица. Дмитрий Шиц сумел не только объяснить популярно, доступно и с юмором, что такое явление резонанса и закон Ома, но и достиг того, что все почувствовали это явление на себе. Для этого учитель поставил учеников рядом с собой. Ногами он задавал звуковой ритм (топал по сцене), а ученики поддерживали этот ритм, хлопая в ладоши.
«Ученикам» Игоря Маслова и вовсе повезло. «Мы сегодня летим в космос. Не волнуйтесь, полет пройдет отлично», — пообещал учитель. Зал буквально лежал от смеха, когда «ученики» перевоплощались в ракету, комету, астероиды и черную дыру, и пытались сымитировать путь корабля в космическом пространстве. Дети вместе с учителем сочиняли формулу налаживания контакта с инопланетянами, придумывали визитку Земли, искали пять самых значимых характеристик нашей планеты. Поэтому с лозунгом «Поэтом можешь ты не быть, но астрономом быть обязан» все дружно согласились.
Кроме мини-урока на сцене в суперфинале претендентов на звание «Учитель года» ждали педагогический брейн-ринг, урок-сюрприз и защита образовательного проекта. Задание на уроке-сюрпризе для учителя звучало так: "Известно, что при подготовке и проведении урока учитель в качестве наглядных пособий использует самые неожиданные предметы. Как бы вы смогли использовать на своем уроке эти три предмета?». В качестве «наглядных пособий» были предложены плетеная корзинка, вешалка и декоративное полено. Только чувство юмора спасло многих на этом испытании. «Наверное, это какой-то суперсовременный интерактивный дидактический материал, — задумчиво глядя на рогатую вешалку, резюмировал Игорь Маслов. — Возможно, лестница в небо...» Корзину на уроке физики он предложил использовать для изучения прочности материала, а полено — для изучения эффекта трения.
Игорь Маслов: «Отзовитесь, разумные существа во Вселенной!»
— Я предложил бы своим ученикам сначала вычислить объем корзины, — поделился своим выходом из ситуации Иван Якименко и положил при этом в корзину полено. — Затем поинтересовался бы у них, изменился ли объем корзины. (Опять переложил полено в корзине). А сейчас изменился? Можно положить в корзину полено, повесить его на вешалку и вычислить нагрузку на вешалку...
А Дмитрий Шиц использовал вешалку по назначению, отметив при этом, что каждый урок начинается с вешалки.
Разумеется, суперфинал республиканского конкурса «Учитель года» — это нечто вроде театрального действия, где у учителей есть возможность поимпровизировать, блеснуть обаянием, сообразительностью и способностью мгновенно действовать в нестандартной ситуации. А таких ситуаций в жизни педагогов бывает, безусловно, много.
А вот публичная защита собственного образовательного проекта — это уже несколько другое действо, которое возвращает всех к главной идее конкурса — пропаганде передового педагогического опыта.
— Есть мнение, что ученик — это глина, и задача учителя — сформировать из него гармонично развитую личность. Некоторые педагоги рассматривают детей как сосуд, который нужно наполнить знаниями. Кто-то сравнивает учеников с факелом, который необходимо разжечь. Одним словом, есть разное видение учительской миссии, — подчеркнул во время защиты своего образовательного проекта Игорь Маслов. — Для неравнодушного педагога ученик — это всегда открытие, с ним всегда по-новому и всегда интересно. Природа наделила каждого ребенка уникальным даром — генетической способностью к совершению открытий. Однако довольно часто в процессе обучения это качество теряется. По мнению психологов, до окончания обучения в школе только 3 процента выпускников способны мыслить креативно и создавать творческий продукт высокого уровня.
Чтобы развить креативные способности и нестандартное мышление в своих воспитанниках и заинтересовать их физикой и астрономией, Игорь Маслов использует на своих уроках эвристические задания:
— С учениками шестого класса мы создаем облака, изучаем тайны мыльного пузыря, исследуем электризацию волос, высчитываем формулу устойчивости снеговика... С восьмиклассниками изучаем физику шарфа, исследуем процесс таяния мороженого...
По мнению Игоря Маслова, когда-то Галилеем была высказана гениальная для современной дидактики мысль: «Нельзя чему-то научить ученика, можно только помочь ему сделать для себя это открытие».
Темой образовательного проекта Дмитрия Шица стало использование на уроках флеш-анимации для повышения качества преподавания физики. Что, честно говоря, очень актуально, поскольку именно по этой дисциплине абитуриенты уже не первый год демонстрируют чрезвычайно «скромные» результаты. Применение флеш-анимации делает физику более доступной и понятной и помогает заинтересовать сложной дисциплиной не только будущих физиков, но и гуманитариев.
Иван Якименко утверждает, что в рамках одного урока можно соединить до шести учебных предметов, причем преимущества такого обучения очевидны: интегрированный урок может подготовить, провести и проанализировать один и тот же учитель. Три педагогических образования и пять специальностей позволили ему изучить интеграцию в рамках работы одного учителя.
«Цифры правят миром, — резюмировал педагог. — Что такое финал конкурса »Учитель года«? Это 9 бессонных ночей, два тура, всего один победитель и ни одного побежденного...»
Естественно, что все суперфиналисты конкурса были очень разными: каждый — со своим арсеналом средств, со своими секретами педагогического мастерства и со своими подходами к ученикам. Поэтому у каждого, кто был свидетелем суперфинала, был свой фаворит. Лично для меня фаворитами были педагоги-мужчины. Возможно потому, что мужчина-педагог стал экзотическим явлением в белорусской школе, и буквально каждый мужчина-педагог обязательно оказывается в центре всеобщего внимания. Даже во время предыдущего конкурса «Учитель года» среди финалистов было 7 представителей сильной половины человечества, а в этот раз — только три. Но все три мужчины-педагога прорвались в суперфинал, что еще раз доказывает, что мужчина в педагогике — это яркое явление. Как правило, это люди, которые когда-то совершили сознательный серьезный выбор, и дальше они от своего выбора уже не отказываются. Педагогика — это их призвание... Но что нужно сделать, чтобы мужчины вновь вернулись в педагогику? Этот вопрос мы адресовали самим суперфиналистам:
Иван ЯКИМЕНКО:
— Мужчина в педагогике — это вымирающий вид. А что делают с видом, который вымирает? Правильно, заносят его в Красную книгу. Государству нужно мужчин-педагогов холить и лелеять. И когда для мужчин будут созданы соответствующие условия, они вернутся в школу. А пока, к сожалению, я вынужден работать на трех работах, чтобы содержать свою семью. Но из школы не уйду. Когда я определялся со своей будущей профессией, меня никто не подталкивал и не отговаривал, потому что мои родители — педагоги, мой старший брат и сестра — тоже педагоги.
Дмитрий ШИЦ:
— Наверное, чтобы мужчина пришел в школу, его нужно заинтересовать. Вот чем заинтересовать — это уже другой вопрос. Должны быть возможности для профессионального роста, для построения карьеры. В нашей школе работают всего шесть педагогов-мужчин, включая меня — директора школы. Очень часто мы выбираем профессию под влиянием любимого педагога. У меня была учительница, которая привила мне любовь к физике. И в 10-11-м классах «посыпались» и результаты, и грамоты, и победы. Мужчины всегда ищут пути для самореализации, поэтому более охотно выбирают технические специальности, IT-специальности и так далее. Школа, наверное, не представляется им привлекательным местом для самореализации...
Надежда Николаева. Фото Марины Бегунковой. Газета «Звязда», 5 октября 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=86905
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии