В рамках европейского мониторингового проекта «EUROSTUDENT» опросят 3 тысячи белорусских студентов

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Как показали результаты последней волны исследования «EUROSTUDENT», как минимум 40% студентов европейских ВУЗов регулярно совмещают учебу и работу. Любопытно, что в жизненных приоритетах студенческой молодежи стоит на первом месте: учеба, приобретение практического опыта или возможность подзаработать? И довольны ли они таким положением дел? В Португалии, например, только 22% студентов сообщили, что им удается более-менее успешно балансировать между всеми своими обязанностями.

— Если социальная удовлетворенность студентов низкая и если им не удается эффективно распределять свое время между учебой, работой, друзьями, семьей, спортом, хобби и т.д., то возникает необходимость чем-то жертвовать: либо качеством жизни, либо качеством образования, — считает лидер международной координационной команды проекта «EUROSTUDENT» Ор Доминик.

Программа «EUROSTUDENT» представляет собой долгосрочное регулярное (панельное) исследование-опрос студентов по нескольким тематическим блокам. Для примера, один блок вопросов посвящен траектории получения высшего образования, второй — социально-экономической структуре студенчества, третий — бюджету студенческого времени. Есть блоки, посвященные экономике студенческой жизни и академической мобильности.

— Мониторинговый проект «EUROSTUDENT», который охватывает 27 европейских стран, генерирует уникальную базу данных. Он позволяет отслеживать и фиксировать все изменения в составе студенчества за последние годы, — объясняет Ор Доминик. — Между прочим, состав студентов европейских ВУЗов за последние 20 лет очень изменился. Причем изменяются не только количественные показатели, но и социальный портрет студенчества. Для примера, в первой половине 2000-х годов в европейских странах наблюдался интенсивный рост количества студентов, который затем стабилизировался. А когда увеличивается количество, то растет и разнообразие внутри социальной группы. К тому же во всех европейских странах, присоединившихся к Болонскому процессу, высшая школа реформируется, внедряется дистанционное обучение, что тоже не может не сказываться на составе студентов. Результаты исследования, основанные на 250 ключевых индикаторах, очень широко используются и национальными министерствами образования, и Европейской комиссией, и Советом Европы. Именно на их основе готовится отчет о реализации Болонского процесса.

белорусские студенты в коридоре ВУЗа

Сейчас идет уже «пятая волна» исследования. Во время четвертой волны, в 2008-2011 гг., в качестве респондентов приняли участие более 200 тысяч студентов.

В связи с большим интересом к расширению информационной базы исследования координационная группа проекта направила министрам образования и рабочим группам Болонского процесса в странах СНГ официальное приглашение присоединиться к исследованию. Официально согласие на участие в проекте подтвердили Беларусь, Россия, Украина, Казахстан, Грузия и Армения.

— Мы с энтузиазмом поддержали инициативу по присоединению Беларуси к проекту «EUROSTUDENT», — подтвердил заместитель министра образования Виктор Якжик. — Участие в проекте означает для нас возможность повышения качества и конкурентоспособности белорусских образовательных услуг. Европейское пространство создает для национальной системы образования новую по своим характеристикам и возможностям среду отношений. И важнейшее место в этом диалоге принадлежит проекту «EUROSTUDENT».

Как рассказала начальник управления исследований и оценок Министерства образования и науки Грузии Мзия Церетели, регулярное проведение широкомасштабных исследований — обычная практика для такой небольшой страны, как Грузия. Так, по заявке или при поддержке Министерства образования в стране сейчас проводятся (или были недавно завершены) около 50 исследований по тем или иным вопросам.

— Мы считаем, что образовательная политика должна основываться на результатах исследований, — подчеркнула Мзия Церетели. — В результате реализации проекта «EUROSTUDENT» мы надеемся получить сведения не только о том, как живут наши студенты, каков их социальный статус, но и узнать, как влияет созданная нами система высшего образования на жизнь наших студентов, сравнить наши данные с информацией стран-партнеров.

В весеннем семестре опрос будет проводиться в Хорватии, Черногории, Польше, Сербии и странах СНГ. Страны СНГ присоединяются к проекту отдельным кластером «EUROSTUDENT-NIS» («NIS» означает новые независимые государства). Каждая страна, участница исследования, назначает свою профессиональную команду. В ходе последнего исследования студентам предлагался 81 вопрос. Но на этот раз круг вопросов расширился до 100. В большинстве стран используется онлайн-опрос: студенты получают специальный «запароленный» доступ и заполняют анкету. Практикуются также телефонный опрос и аудиторный письменный опрос.

белорусские стунденты на лекции

В Беларуси в социологическом опросе примут участие около 3 тысяч студентов, которые получают образование на дневной форме обучения. Студенты заочной формы обучения к исследованию привлекаться не будут, поскольку для нас интерес представляет та часть молодежи, для которой именно обучение, не работа является основным видом деятельности. Не будут привлечены к исследованию и студенты военных ВУЗов: их также невозможно назвать типичными студентами, — рассказал проректор по научно-методической работе Республиканского института высшей школы Игорь Титович. — Исследование будет проходить в виде аудиторного письменного опроса. Еще тысячу студентов мы планируем охватить параллельно онлайн-опросом, а затем попытаемся сопоставить результаты, полученные в ходе письменного и онлайн-опроса. Если эти сведения будут сопоставимы, то в шестой волне, которая продлится до 2018 года, мы начнем переходить уже только на онлайн-опрос: это и дешевый, и более быстрый способ сбора информации.

Опрос студентов планируется завершить до мая. Затем информация будет обрабатываться, и к июлю ее передадут в международную базу данных. Официально результаты шестой волны проекта будут представлены 13-15 мая 2015 года на международной конференции министров образования стран Европы в Ереване, где до следующего года находится столица Болонского процесса.

Все данные проекта «EUROSTUDENT» по всем странам находятся в интернете в свободном доступе (www.eurostudent.eu). Ими могут пользоваться как аналитики, руководители сферы образования, так и сами студенты. Для примера, один из последних результатов разведки Brief, основанный на данных «EUROSTUDENT», исследует, какую часть доходов приходится тратить на жилье студентам, которые живут и учатся вдали от родительского дома.

Надежда Николаева. Фото Марины Бегунковой. Газета «Звязда», 27 февраля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/02/33582.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.