Преимущества и проблемы присоединения Беларуси к Болонскому процессу

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В следующем году в Беларуси появится еще одна возможность присоединиться к Болонскому процессу. В 2012 году, напомним, наша заявка удовлетворена не была. Успеет ли белорусская высшая школа решить все проблемные вопросы, препятствующие ее вхождению в общеевропейское образовательное пространство? На днях в БГУ прошел международный семинар «Эразмус Мундус как катализатор интернационализации образования: обмен лучшим опытом и выявление новых перспектив» с участием более 100 ученых и сотрудников ВУЗов из 19 стран.

Сегодня Болонский процесс объединяет уже 47 стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году: Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова и Украина — в 2005-м, Казахстан — в 2010-м. Таким образом, все партнеры Беларуси по ЕврАзЭС — уже участники Болонского процесса.

Первый проректор Белорусского государственного университета Михаил Журавков уверен, что вторая попытка присоединения к Болонскому процессу будет для Беларуси более удачной.

— Все наши студенты очень ждут этого события, — констатировал он. — Безусловно, студенты и сегодня участвуют в международных программах обмена. Только в прошлом году выезжали за границу по различным программам около 1,5 тысячи наших преподавателей и студентов.

Если говорить о программе «Эразмус Мундус», то в ней с одной стороны участвуют университеты из пяти стран СНГ (Беларуси, Молдовы, Украины, Армении и Азербайджана) и Грузии, а с другой — университеты стран Европейского союза. Средства на зарубежную стажировку выделяет Европейская комиссия. Продолжительность стажировки для аспирантов колеблется от 3 месяцев до 3 лет. Для сотрудников ВУЗа — от одного месяца до трех лет. Для студентов — один или два семестра.

иностранный студент с дипломом БГУИР

Большинство из тех, кто выезжает по обмену, — это студенты факультета международных отношений, юридического, экономического факультетов, а также факультета философии и социальных наук. Причина — высокий уровень владения английским языком. Безусловно, есть среди тех, кто отправляется повышать свой уровень знаний за границу, и физики, химики, географы, однако гуманитариев во всех обменах больше. Они самые мобильные, и эта тенденция прослеживается не только у нас, но и в Украине, и в России.

В свою очередь в Белгосуниверситет по программам международных обменов в прошлом году приехали более 300 иностранных студентов и преподавателей. Иностранные студенты едут изучать к нам русский язык, восточноевропейскую историю и культуру, право, экономику, реже — физику, математику, информатику, экологию...

Болонский процесс сегодня открыт для всех стран, желающих в нем участвовать, поэтому стремление Беларуси, которая находится в центре Европы, стать его частью, вполне логичное и естественное.

Как известно, есть несколько принципов Болонского процесса. Один из них — это двухступенчатая система высшего образования. Подготовка по многим специальностям в белорусских ВУЗах уже переходит на формулу 4+2: четыре года на первой ступени и два года обучения в магистратуре. В прошлом году на второй ступени высшей школы было открыто 45 новых специальностей, в том числе 34 — для практико-ориентированной магистратуры. Однако, если степень магистра есть во всех странах, присоединившихся к Болонскому процессу, то степень специалиста, присуждаемая у нас после первой ступени обучения, не очень понятна для европейцев — для них более привычна степень бакалавра. Белорусы в этом проблемы не видят, поскольку сам принцип двухступенчатой системы высшего образования сохраняется. Но признают, что есть проблема с поиском на рынке труда ниши для магистрантов. Сегодня в магистратуре обучаются 7 тысяч человек, но до сих пор для них не разработан перечень первичных должностей и не определены для работодателей явные преимущества магистров перед специалистами.

иностранный студент

Одно из главных преимуществ Болонской идеи — возможность более рационально выстроить всевозможные образовательные траектории. Случается, что выгоднее готовить конкретных специалистов за пределами страны в других ВУЗах, чем создавать на родине условия для их подготовки. К тому же вступление в Болонский процесс дает возможность знакомиться с передовым зарубежным опытом и заимствовать лучшее путем обмена преподавателями и студентами.

— Для нас очень важно, чтобы и Беларусь присоединилась к Болонскому процессу. Мы также берем на себя обязательства помочь ей в этом, — подчеркивает сотрудница офиса международного отдела Болонского университета Личия Прозерпьо. — Что касается времени присоединения, то я не могу сказать точно, когда это произойдет. Возможно, даже раньше, чем мы планируем.

Главным препятствием на пути вступления в Болонский процесс, по словам Личии Прозерпьо, является несовместимость белорусской и европейской систем оценивания. В Европе действует система кредитов, но белорусские студенты жалуются, что, когда они возвращаются после стажировки на родину, в Беларуси им не могут засчитать кредиты, полученные в Европе.

— Без гибкости с обеих сторон в этом вопросе программы обмена могут остановиться, — предупреждает представитель Болонского университета. — Между прочим, студенты, которые приезжают к нам из Беларуси, — превосходные. Мы очень высоко оцениваем уровень их подготовки: выдающихся результатов они достигают, даже если учатся на итальянском языке. Мы хотели бы и дальше принимать у себя белорусов.

Что касается опасения насчет утечки из Беларуси высококвалифицированных кадров в другие страны, то, по мнению Личии Прозерпьо, это вымышленная угроза.

— Студенты, которые приезжают к нам на стажировку, прекрасно знают, что срок их пребывания строго лимитирован. И у нас еще не было ни одного случая, чтобы белорусские студенты не вернулись в свои ВУЗы. Уверена, что они видят перспективы для собственной самореализации у себя на родине, в то время как у нас трудоустроиться иностранцам весьма проблематично. Всем известно, что у Болонского процесса есть как свои плюсы, так и свои минусы. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы найти разумный баланс между новыми возможностями и национальными приоритетами. Болонский процесс для нас — не самоцель, — подчеркивает министр образования нашей страны Сергей Маскевич. — В условиях глобализации экономики есть необходимость состыковки системы образования Беларуси с системами других стран. Болонский процесс предлагает вариант университетского образования, соответствующего потребностям современного технологического уклада. Но все реформы полезны тогда, когда ведут к повышению качества образования...

Фото с сайта БГУИР.

 

Наша справка

Болонский процесс — добровольное сотрудничество образовательных систем европейских стран, направленное на создание общеевропейского пространства высшего образования.

Болонский процесс создает благоприятные условия для максимально упрощенного перемещения студентов и обладателей дипломов в рамках общего образовательного пространства, упрощает взаимное признание квалификаций и соответствующих документов о высшем образовании, способствует взаимодействию между ВУЗами в образовательной и исследовательской деятельности и др.

Какие стипендии ERASMUS MUNDUS можно получить в Европе:

  • Бакалавриат — 1 000 евро в месяц
  • Магистратура — 1 000 евро в месяц.
  • Аспирантура — 1500 евро за месяц.
  • Преподаватели — 2 500 евро за месяц.
Кроме гранта, стипендиату оплачивают проезд до ВУЗа и обратно и страховой полис на все время обучения.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 13 февраля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/02/31859.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.