Маленький предмет покоится на краю горизонтального стола.
- Какую минимальную скорость нужно сообщить предмету, чтобы он остановился на противоположном краю стола, ширина и высота которого равны 1 м? Коэффициент трения принять равным μ = 0,5.
- Какую скорость необходимо сообщить предмету, чтобы в результате падения со стола дальность полета тела оказалась равной его высоте?
- Предмет толкают таким образом, что он сваливается с другой стороны стола через 2 с. Имеет ли предмет колеса?
Решение:
1) Сила трения сообщает предмету отрицательное ускорение:
Минимальная скорость будет в случае, когда конечная скорость станет равной нулю. Из уравнения кинематики:
2) Для свободно падающего тела с высоты S = 1 м справедливо утверждение:
Выражая время из второго уравнения и подставляя в первое, получим:
При движении по столу:
Зная скорость отрыва предмета от стола:
3) Средняя скорость движения предмета равна 0,5 м/с. Считая замедление равномерным, среднюю скорость предмета вычисляем по формуле:
где
vo и
v — начальная и конечная скорости соответственно. Получается, что начальная скорость предмета не может быть больше
1 м/с, так как
v ≥ 0. Из этого следует, что скорость тела уменьшается за время движения максимум на
1 м/с. Таким образом, абсолютное значение его ускорения не больше
0,5 м/с2, что составляет
1/20 ускорения свободного падения
g = 10 м/с2. Поэтому коэффициент трения скольжения между предметом и поверхностью стола не может быть больше чем
0,05. Это намного меньше коэффициентов трения между обычными материалами, так, что, скорее всего, предмет не скользит, а целиком или частично катится. Другое возможное решение. Так как тело только доезжает до края стола и… сваливается с него, предполагаем, что конечная скорость предмета в этом случае стремится к нулю. Под действием силы трения тело имеет ускорение модуль которого равен
a = μg. Воспользовавшись уравнением кинематики:
найдем коэффициент трения:
Подставляя данные из условия задачи, имеем:
Полученный результат приводит нас к тому же результату.
Далее: шарик падает на плиту [тема: многоступенчатые задачи]