Как проходил III фестиваль педагогического мастерства «Педагог-мастер — молодому учителю»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«В субботу в школе состоится проверка занятости детей и родителей в шестой школьный день. Но, к сожалению, родители в последнее время в субботу в школу редко заглядывают. Что делать учителю, который переживает за результаты проверки? Как ему заинтересовать в школьных мероприятиях и детей, и их родителей?» Всего две минуты на составление пламенной речи, которая позволит убедить и первых, и вторых в полезности шестого школьного дня, было у участников III Республиканского фестиваля педагогического мастерства «Педагог-мастер — молодому учителю».

Найти нужные аргументы — непростая задача даже для опытного учителя. Между прочим, участниками блиц-турнира на сцене были молодые педагоги, которые еще только начинают постигать азы педагогической профессии. А задачки сыпались на них одна сложнее другой. Как провести агитационную работу с родителями так, чтобы выполнить «спущенное» сверху распоряжение и не сорвать запланированную «добровольную акцию»? Как убедить старшеклассницу отказаться от использования дорогостоящей косметики, если ее родители не имеют ничего против «безобидного увлечения» своей дочери? Как успокоить агрессивно настроенную мать ученика, которая возмущается «несправедливо низкими» оценками сына? А как «заманить» в школу отца ученика, если тот категорически отказывается от участия в родительских собраниях по причине своей постоянной занятости? С какими-то заданиями молодые педагоги справились успешно, с какими-то — лишь частично, а «ключ» к некоторым так и не нашли. Поэтому советы эксперта, в роли которого выступал доктор психологических наук, профессор Владимир Янчук, были для них очень полезными. Декан факультета профессионального развития специалистов Академии последипломного образования объяснял молодым учителям, как достойно выйти из сложного положения, как не обидеть ни ученика, ни родителей, как убедить их, сделав своими союзниками.


Вымирающий вид?

Что сразу бросалось на фестивале в глаза, так это большое количество среди его участников педагогов-мужчин, что честно говоря, не совсем характерно для наших школ. Можно сказать, что мужчина в педагогике — это вымирающий вид. Когда в Минской области составили портрет молодого педагога, выяснилось, что среди молодых школьных учителей всего 12% мужчин. А сколько их останется на «пришкольной орбите» через год-два, когда отработка по распределению завершится или когда мужчине придется содержать свою семью?

будущие педагоги на сцене

Но фестиваль — это прежде всего праздник, где о буднях школьных учителей можно весело и метко шутить и срывать аплодисменты зала, который понимает тебя буквально с полуслова. «Проблемы в личной жизни? Иди работать в школу. Никакой личной жизни — никаких проблем». «Знания у нас дают бесплатно. А много дают?»

Сборная команда молодых педагогов Гомельской области иронично обыграла на сцене все амплуа современного учителя, которому приходится быть одновременно и художником-оформителем, и социальным работником, и психологом, и организатором, и медработником, и экскурсоводом, и спортсменом, и бардом, и поэтом, и исполнителем, и актером, и режиссером, и пожарным, и поваром... «Что ни скажут, сделать смог всемогущий педагог»

Молодые педагоги столицы устроили на сцене настоящее шоу: «племя педагогов» передавало потомкам 10 законов педагогической профессии.

«Пусть дети твои ждут учителя своего, как птенцы в холодном гнезде. Приходи к ним на урок с пищей для ума. Не лети на урок с пустым ртом. Чтобы учить, надо самому быть ученым».

«Пусть сила льва, друг мой, овладеет умом и сердцем твоим, только самого смелого и уверенного звери признают царем своим. Царствуй, но не властвуй, чтобы самый слабый мог прийти к тебе и обратиться за помощью», «Стань всем опорой, будь самым хитрым и стремительным в стае своей».

Ну, а песня «О, боже, какой учитель», положенная на мелодию прошлогоднего хита, и вообще имеет все шансы стать гимном молодых педагогов.


Трудоголик и альтруист

Представители Минской области презентовали на фестивале коллективный портрет молодого педагога. Средний возраст — 23,095 года. Средний размер ноги — 38,047. Средняя зарплата — 2,89 млн. рублей. Средняя учебная нагрузка — 25,476 часов в неделю. Увлечения — чтение книг, йога, дрессировка собаки, пилатес, путешествия, топиарий из салфеток, пение в душе и не только... Все молодые учителя Минщины являются продвинутыми пользователями персональных компьютеров. 24% умеют работать с интерактивной доской. Кое-кто «запутался в социальных сетях».

будущие учителя на сцене

Интересными кажутся ответы молодых учителей относительно видения себя в педагогике. По их мнению, учитель — это воспитатель, товарищ, вечный ученик, актер, открыватель, миссионер, мудрец, трудоголик, интеллигент, нянька, альтруист, филантроп, скульптор, слуга, отец, командир и эталон терпения.

На работу учителем молодых специалистов вдохновило:

  • мечта детства (8%),
  • любимые учителя (24%),
  • любовь к детям (20%),
  • случайность (12%),
  • профильное обучение (16%).
Но 8% признались, что вообще не собирались становиться учителями.

«Планируете ли вы остаться в образовании?» — поинтересовались у молодежи.

  • «Не планирую» — ответили 5% опрошенных.
  • «Еще не решил» — 30%.
  • «Несколько лет, а дальше по обстоятельствам» — 30%.
  • «Если в образовании что-то изменится в лучшую сторону, то долго» — 25%.
  • «До пенсии» — 10%.

От руководства молодые педагоги ждут: человеческого отношения, терпимости и уважения, понимания и лояльности, материальной поддержки, «открытости к моим идеям», «чтобы директор не нагружал меня». Но есть и такие, которые ни на что не надеются.

«Если бы была возможность, что бы вы сказали министру образования?» — «Бумажная работа отбирает время от общения с детьми», «Что мне делать, если даже некоторые коллеги предлагают отработать и найти более высокооплачиваемую работу?», «Поддержите престиж профессии педагога, в том числе и материально».


Чтобы не сбежали

О престиже профессии педагога и миссии учителя размышляла и заслуженный работник образования Республики Беларусь, педагог с более чем полувековым стажем, руководитель республиканских инновационных проектов Анна Добрыневская:

— Наша с вами профессия — уникальная: она самая главная, самая творческая, самая тяжелая, самая нервная и беспощадная, самая опасная, самая благородная и благодарная, самая интеллектуальная и романтическая. По напряженности работу учителя можно сравнить с работой авиадиспетчера сильно загруженного международного аэропорта в тяжелых метеоусловиях: то взлет, то посадка; то дожди, то туман.

От учителя очень многого ждут. Еще философ Платон говорил: если сапожник будет плохим мастером, то государство от этого не пострадает, а вот когда граждан будут воспитывать плохие, несведущие учителя, то мы пострадаем от этого все. Так может ли быть непрестижной профессия учителя? Кто и что делает ее престижной? Престижной ее делают прежде всего люди, которые выполняют самую важную миссию на Земле. От нас с вами зависит очень многое. И ошибаться мы права не имеем. Наполнить жизнь смыслом — миссия учителя. И только когда мы добьемся, чтобы в педагогические ВУЗы пошли самые талантливые, самые одаренные, самые хорошие люди с высоким духовным и личностным потенциалом, тогда и сможем сказать, что свою миссию выполнили полностью. Задача учителя — вырастить второго учителя. Самое главное, чтобы вы не побоялись и не сбежали. Только преданность профессии и желание ей соответствовать поможет вам стать счастливыми и успешными учителями.

Надежда НИКОЛАЕВА. Фото автора.

 

Справка «Звязды»

Фестиваль педагогического мастерства «Педагог-мастер — молодому учителю» прошел уже в третий раз. В течение двух дней своим опытом с молодыми педагогами делились члены клуба «Хрустальный журавль», который объединяет участников республиканского конкурса профессионального мастерства педагогов «Учитель года». Для молодых педагогов были организованы мастер-классы по каждому предмету, по использованию на уроках интерактивных технологий, организации шестого школьного дня, проведению классных часов и другие.

Газета «Звязда», 6 февраля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/02/31043.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.