Андрей Янковец: «Станем ли мы профессионалами — от этого зависит жизнь в нашей стране»

Статья с сайта adukacyja.info в переводе на русский язык.

Андрей Янковец, выпускник факультета международных отношений БГУ, стипендиат ГФПС 2008-2009 гг., рассказывает об обучении в Германии.

— Как пришло понимание необходимости получения высшего образования за рубежом?

— Честно говоря, идея получить образование за рубежом у меня появилась только сейчас. А моя поездка в Берлин была только поездкой на 1 семестр. То есть я был участником программы, которую предложила организация GFPS от одного из немецких фондов. Идея появилась потому, что мне вообще Германия близка, потому что я являюсь культурологом и моя специализация — это именно германистика и немецкий язык. Поэтому, конечно, изучать германистику, немецкий язык, не зная, что такое Германия — это немного неправильно. Желание поехать туда было всегда, у меня и у моих одногруппников... Но я так понял, мало желания, нужно что-то делать.

— Были ли какие-то возможности поехать в Германию от вашего ВУЗа?

— Нет, вот самое удивительное, никаких возможностей не было. Причем мои знакомые с экономического факультета БГУ получали в награду такую возможность, за хорошее обучение, они ездили за границу, в ту же Германию. А у нас этого почему-то не было. Тем более, что моя культурология находилась на факультете международных отношений, на тот момент, когда я учился, и это очень странно было... И ненормально...

— Почему Вы выбрали программу ГФПС?

— У меня не было во время учебы стремления углубиться в академическую жизнь, научную, так далее. Мне всегда была интересна общественная жизнь. И вот мне сказали, что по сравнению с DAAD GFPS именно делает уклон на активную гражданскую позицию. Отличается критерий отбора, мотивация. Если ты едешь изучать очень серьезно... возьмем Гете, например, или гендерные вопросы, то прежде всего DAAD будет смотреть на то, что ты уже сделал в научном плане, какие у тебя работы и что ты хочешь делать соответственно дальше. У меня мотивация была другая, я хотел посмотреть, как функционирует гражданское общество в Германии, то гражданское общество, о котором мы читаем в газетах, на интернет-сайтах, или слышим по телевидению. Это первый момент. И во-вторых, я учился в Германии на факультете социальных наук и главный уклон у меня был — политология. Я считаю, что по программе DAAD я бы не смог такого получить: культуролог, и едет изучать политологию. Итак, плюсы GFPS в том, что этот семестр ты можешь изучать совсем другое.

— Какую разницу вы заметили между белорусской и немецкой системами обучения?

— Прежде всего, что меня удивило, это, наверное, подход: не образование к студенту, а студент к образованию. Это значит, что тебе не университет предоставляет программу, список предметов, количество лекций и семинаров, а прежде всего ты, как студент, строишь свой план. В течение двух недель в начале учебного года, в октябре, посещаешь все лекции, которые тебя интересуют. Чтобы потом, после 2 недель, ты смог точно понять, что тебе действительно нравится, а что не нравится. Конечно, есть определенный конкретный план: сколько ты должен иметь лекций и семинаров в неделю, твоя система, твоя программа должна соответствовать этому, но свою программу ты строишь сам. Что это значило для меня? Это значило, что я пришел на несколько семинаров, где мне сразу сказали, что там будет, какие работы нужно будет писать, и я понял, что никакого интереса у меня нет к этому. Я перестал ходить на эти семинары. Я выбрал другое. Я был, например, на лекциях и семинарах у господина Вика, который был председателем ОБСЕ в Беларуси и является серьезным специалистом в области белорусско-немецких отношений, а также стран постсоветского пространства с Германией. Безусловно, для меня это было интересно, я сознательно пришел на эти лекции.

То есть первое отличие — то, что я сам составляю свою программу. Второе, очень важное, я считаю, — то, что семинары начинают идти параллельно с лекциями. В Германии ты получаешь некий набор знаний на лекциях и можешь уже пользоваться ими на семинарах. Причем такая работа, как составление рефератов идет уже с первых семинаров. Никто из преподавателей не боится, что у студента что-то может не получиться, дают конкретные задания, и студенты сами идут в библиотеки, ищут какие-то материалы, изучают эту проблему. И более того — они делают эти задания как презентацию. А потом другие студенты, которые участвуют в семинаре, задают вопросы этим студентам, и идет дискуссия, в которой есть модератор — это преподаватель. Плюс — тоже интересный момент — на каждом семинаре, например, так было у господина Вика, определялся протоколист — человек, который записывает весь ход дискуссии, и потом тоже получает какую-то оценку за это. Благодаря этому мы с первого семинара видим тех, кто участвует в дискуссии, задает вопросы, кто ищет ответы, делает презентации, кто может конспектировать. Другие потом анализируют этот протокол, потому что после семинара в течение недели протоколист рассылает свои заметки по электронной почте всем участникам.

— Какими качествами должен обладать студент, чтобы хорошо учиться в немецком университете?

— Больше всего меня удивило, что в немецких ВУЗах учатся только хорошие студенты. Туда попадают люди, которые идут к своей цели, не получают образование ради диплома. Они знают, что если им поставлено задание, они должны делать его качественно. Более того, очень много времени отпускается студентам на самоподготовку, и, как ни странно, наши студенты понимают, что им нужно быть в библиотеках перед сессией, а там студенты с самого начала всегда покупают книги, сидят в библиотеках, ищут материал. Они не ловят халяву. Это начинается со школы, потому что там в школе невозможно получить хорошую оценку «на халяву». У нас иначе, я сам пережил на своем опыте: я был довольно сильным гуманитарием и отставал по физике, химии и математике. Чтобы общую картину не терять, учителя меня просто «подтягивали» — рисовали хорошие оценки. В Германии этого нет. Конечно, там нет и такого, что в неделю у тебя 3 часа физики, если ты знаешь, что пойдешь в лингвистический университет.

Если говорить о необходимых качествах... Во-первых, надо быть креативным. Потому что вся система направлена на креативного человека. Ты не должен быть хорошим слушателем, потом восстанавливать это на бумажке. Ты должен думать, сам находить ответы на вопросы. Поэтому человеку, который хочет, чтобы ему давали материал, а он будет восстанавливать это на 10 баллов — вариант не пройдет. Вопрос на экзамене может быть совсем другим. Ценится прежде всего как ты сам ориентируешься в этом мире. Можешь ли ты свою оценку поставить каким-то явлениям, или ты ориентируешься только на то, что тебе сказали, написали в книжке. Но это касается прежде всего политологии, социальных наук...

— Какие советы Вы могли бы дать тем, кто поедет учиться за границу?

— Тем, кто уже едет, или тем, кто думает поехать? Этот вопрос кажется простым, на самом деле он очень хитрый. Потому что желание поехать есть у многих... Меня удивила, например, ситуация с моими одногруппниками: несмотря на то, что все германисты в нашей группе хотели поехать, поехал только я. Потому что я не только хотел, но еще что-то сделал для этого. Более того, как я уже знал, что это не так сложно, получить эту стипендию, я уже из Берлина прислал информацию на е-майл своим одногруппникам, о ком я знал, что у них есть хороший потенциал, что они действительно могут попасть в Германию. Когда я вернулся в Беларусь, я получил ответ, что да, мы получили, но не изучали эту информацию. Потому что надо было что-то делать — бумаги, мотивации какие-то писать...

Когда реально хочется — нужно использовать эту возможность, тем более в нашем обществе. Когда попадаешь в Европу, рядом с тобой обучаются люди из Испании, Италии, Франции, и для них это норма — учиться за границей. Некоторые, как я, учились второй семестр в Берлине, но следующий они собирались провести в Барселоне, а следующий — в Вене. У них это очень просто. Ты понимаешь, что люди развиваются, когда знакомятся с новыми людьми, новыми странами, ситуациями в этих странах, культурой. Я хочу посоветовать главное: нужно не только хотеть, но еще и что-то делать для этого.

А тем, кто уже едет — не сидеть, а использовать все возможности. Потому что возможностей много. Я только в Германии за эти полгода понял, что мне хочется получать больше знаний, заниматься чем-то большим, развиваться. Приятель с пятого курса рассказывал: «В БГУ у меня с 3-го курса было одно желание — скорее бы закончить. А тут я учусь по этой программе и такого желания нет. У меня желание еще продолжать учебу». В Минске я знаю: я получу диплом и все, я в этом мире вроде бы не потеряюсь, а в Германии понимаешь, что тебе этого не достаточно. Поэтому, когда попадаете туда, хватайтесь за все, что только можно. Посещайте выставки, встречи, знакомьтесь с новыми людьми. Потому что есть такие, кто приезжает туда, а потом мечтает поскорее уехать, получить этот плюсик, что они были в Германии, возможно где-то это пригодится. Пригодится это прежде всего только вам. Хотя у нас этот факт мало кого волнует.

— То есть этот «плюсик» ничего не дает?

— Только когда работаешь с немецким языком. Если знают, что не только окончил университет, а еще разговаривал с носителями языка — конечно, это плюс. Если я стараюсь принять участие в общественных программах, семинарах — это плюс, я могу поделиться своим опытом. Но на тех работах, которые я сменил за последние годы, это никак не помогает. Но это нормально, это абсолютно другие направления. Но в перспективе я хочу быть связанным с отраслью белорусско-немецких, белорусско-европейских отношений, и я уверен, семестр обучения в Берлине и то, что я оттуда вынес, мне пригодится.

— Было ли желание по приезду что-то из немецкой системы применить у нас?

— Я просто говорил своим одногруппникам, что нужно те полезные знания, которые нам дают, брать. Не только перед сессией учиться. Потому что глобально от этого зависит жизнь в нашей стране, от того, станем ли мы профессионалами и будем ли сознательно работать в какой-то сфере. Они, те с кем я разговаривал, в принципе это понимали. Но все заканчивается тем, что они понимают: ничего не изменится. Потому что система безразличного отношения к своей профессии функционирует у нас не первый год. Если ты, бюджетник, получишь диплом, ты получишь распределение, будешь работать, тебя не уволят, хотя ты можешь быть никаким специалистом. И потом ты будешь двигаться так дальше. Если в какую-то перспективную коммерческую компанию ты не попадешь, то по государственной лестнице. Будешь, например, учителем, плохим учителем, но будешь. А из этого будет формироваться вся жизнь в стране.

— Что изменил в Вашей жизни сам опыт пребывания в Германии?

— Когда я приехал, на последнем курсе это мне дало много. Я понял, что надо выбирать и брать полезную информацию. Не было желания учиться на 10, но было желание брать то полезное, что дают, и использовать. Мотивация выросла. Поэтому последний курс я закончил более успешно, чем предыдущие. В общем, отношение к жизни меняется на более активное. И каждый раз, когда я чувствую в себе какую-то апатию, подталкивает то, что есть люди, которые вернулись из Германии или хотят уехать, стараются сделать что-то, что может изменить ситуацию у нас здесь. Понимаешь, что они есть, с ними хочется работать и появляются силы.


Страшная история

Мы с подругой (она тоже из Минска попала на программу ГФПС) ехали на семинар, который проходил на границе с Чехией. Нам написали инструкцию, как добраться до места, но сделали ошибку в названии станции, на которой нужно было выходить из поезда. У подруги был экзамен в этот день, и нам пришлось очень поздно выезжать, поэтому на чешской границе мы были где-то в половине десятого вечера. Сели мы в поезд, который ехал в горы, проехали нашу станцию и вышли на конечной остановке. Мы оказались в горах, никакой связи, никаких мобильных у нас не было. Это была крохотная деревня, людей уже не было... Поезд был последний, транспорта никакого. Надо было что-то делать... Мы нашли карту на станции и поняли, что единственное: мы можем идти по железной дороге. В одиннадцать вечера мы шли по чешским горам, по колено в снегу, более того, мы к тому времени очень промокли, и был мороз. Путь наш составлял примерно 13 километров. Вокруг бегали косули, лисы. Самое страшное было, когда мы увидели, что рельсы идут в гору — и там тоннель. И этот тоннель был примерно 200 метров. Мы с подругой пробирались и где-то в 12-й часов ночи вошли в туннель, в котором неизвестно что было в середине, там не было ни света, ничего. Мы пробрались и потом — это была настоящая награда! — увидели какой-то хостел — там и проходил наш семинар. Когда нам открыли дверь — а долго никто не реагировал на звонок, было уже 2-3 ночи, все спали. Утром мы встали, и тот человек, который ночью открыл нам, рассказал остальным, как мы здесь оказались. Сначала все долго пожимали руку мне, потом долго жали руку девушке. И потом люди, которым больше 30-35 лет сказали «Мы понимаем, как вы выиграли войну!». Ни один из них не представлял, что мог бы пройти 13 километров ночью по снегу и еще этот туннель.

Источник: adukacyja.info/experience/participants/166-andrei-jankevec-ci-stanem-my-prafesiyanalami-ad-getaga-zalezhyc-zhycce-u-nashai-kraine.html
Размещается в переводе с белорусского языка.

Смотрите другие статьи по образованию.