Учебная и рабочая нагрузка учителей разных стран мира

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Сколько времени учителя европейских стран тратят на преподавательскую и другие виды деятельности? Этот вопрос стал темой исследования, результаты которого опубликовал аналитический журнал «Education Indicators in Focus» (издание выпускается под эгидой ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития).


От России до Мексики

Как отмечается в исследовании, привлекательность профессии учителя обусловлена многими факторами, в том числе и условиями труда: количеством рабочей нагрузки, наполняемостью классов и так далее. Исследователи оперируют двумя терминами: учебная нагрузка и рабочая. Учебная нагрузка измеряется в астрономических часах и определяется как время, которое идет непосредственно на обучение детей. А рабочая нагрузка — это время, затрачиваемое педагогами на выполнение широкого спектра других профессиональных обязанностей. В зависимости от политики, проводимой в той или иной стране в области регулирования заработной платы, в рабочую нагрузку учителя может включаться время, связанное с преподавательской деятельностью и проведением учебных мероприятий, например, тестированием учащихся, а также время, отведенное и на преподавательскую деятельность, и на выполнение других профессиональных обязанностей и задач (подготовку к урокам, профессиональное развитие, общение с родителями, участие в решении общих управленческих задач).

В исследовании используется принятое за рубежом годовое измерение педагогической нагрузки. Средняя годовая нагрузка учителей базовой школы (согласно международной стандартной классификаций образования, Второй этап базового образования) в странах ОЭСР составляет около 694 часов. Но эта величина существенно варьируется: от минимальной (600 часов и менее) в Финляндии, Греции и России до максимальной (1000 и более часов) в Аргентине, Чили и Мексике. Распределение учебного времени в течение года также варьируется. В среднем по странам — участницам ОЭСР учебная нагрузка педагогов составляет 38 недель, или 182 дня (минимальные показатели (152 дня) имеет Греция, а максимальные (203 дня) — Бразилия. В Шотландии, согласно соглашению об условиях работы и оплаты учителей, с 2001 года установлена 35-часовая рабочая неделя, а норма учебной нагрузки снижена до 22,5 часа в неделю (для начальной и средней школы).


Молодые «профи»

Работа на более высокой ступени школы предусматривает меньшую учебную нагрузку на педагогов. Так, в Чехии, Франции, Греции, Индонезии, Израиле и Турции учебная нагрузка учителей начальной школы на 30% превышает нагрузку учителей средней школы (исключение составляют Аргентина, Англия и Мексика).

В некоторых странах ОЭСР продолжительность рабочего времени и учебной нагрузки учителя зависит от его трудового стажа. Например, в Германии для педагогов-новичков учебная нагрузка уменьшена. В отдельных странах ее снижают и для опытных учителей, чтобы продлить их трудовую деятельность. Для этого также принимаются программы диверсификации обязанностей этой группы педагогов. В Португалии, Квебеке опытные учителя привлекаются к преподаванию студентам педагогических учебных заведений. В Англии и Уэльсе с 1998 года существует такая категория как «учитель передовых способностей», для получения которой педагоги проходят государственную сертификацию. Их роль заключается в педагогическом руководстве коллективами учебных заведений.


Работа в классе и другие обязанности

В среднем по странам ОЭСР учителя тратят половину своего рабочего времени на выполнение видов деятельности, не связанных с преподаванием в классе: планирование занятий, оценивание работы учащихся, профессиональное взаимодействие с коллегами. В 2013 году ОЭСР было проведено международное исследование систем преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey, TALIS), в частности были проанализированы отчеты о рабочем времени педагогов, преподающих на II ступени общего среднего образования. В опросе участвовало по 20 учителей из 200 частных и государственных школ от каждой страны.

Выяснилось, что учителя в среднем тратят около 38 часов в неделю на все виды профессиональной деятельности: минимальные показатели (29 часов) — в Чили и Италии, а максимальные (54 часа) — в Японии. Примерно половина этого времени отводится на обучение школьников — 19 и 38 часов в неделю (значения колеблются от 15 часов в Норвегии до 27 часов в Чили). Следует отметить, что, несмотря на длительную рабочую неделю японских учителей, непосредственно на учебный процесс они тратят лишь около 18 часов. Это значит, что большая часть времени отводится на выполнение других видов деятельности.

Планирование и подготовка к урокам занимают в среднем около 7 часов в неделю (от 5 часов в Финляндии, Израиле, Италии, Нидерландах и Польше до 10 часов — в Хорватии). Проверка письменных работ — около 5 часов (максимальные значения зафиксированы в Португалии (10 часов) и Сингапуре (9 часов). На школьное управление, работу с родителями, проведение факультативных занятий отводится приблизительно по 2 часа в неделю. Исключение составляют временные затраты учителей в Корее и Малайзии, где административная работа отнимает 6 часов. А в Японии проведение факультативных занятий занимает у педагогов 8 часов в неделю.


Дисциплина — залог успеха

В среднем около 13% своего рабочего времени учитель тратит на поддержание дисциплины в классе. По этому показателю в разных странах наблюдаются значительные различия. Около 50% опрошенных учителей Бразилии, Малайзии и Сингапура признались, что тратят более 15% времени на поддержание дисциплины. Между тем половина респондентов из Болгарии, Хорватии, Чехии, Эстонии, Латвии, Польши и Румынии сообщили, что на это у них идет менее 5% времени.

Почти треть учителей сообщила, что на наведение порядка в классе тратится значительная часть их времени. Каждый четвертый участник опроса (около 26% респондентов) констатировал побочный шум на уроках. Такие проблемы наиболее актуальны для бразильских педагогов — их указали более половины опрошенных. Между прочим дисциплина в классе напрямую влияет на успеваемость учащихся. Результаты международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA показывают, что рабочая атмосфера в классе и успеваемость учащихся тесно взаимосвязаны. Решение проблем, связанных с наведением дисциплины в классе, позволит более эффективно использовать установленное время и добиваться лучших результатов в обучении, заключают исследователи.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 20 мая 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/05/84162.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.