Автоматизированная система приема заявлений и зачисления (виртуальное зачисление)

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Виртуальное зачисление доказало: то, что хорошо для абитуриентов, совсем не обязательно соотносится с интересами региональных ВУЗов

Внедрение автоматизированной системы приема заявлений и зачисления может усилить отток одаренных абитуриентов из регионов в столицу — к такому выводу пришли организаторы эксперимента по виртуальному зачислению, который проводился во время нынешней приемной кампании на базе шести учреждений высшего образования.

В эксперимент были вовлечены БГУИР (34 специальности), БНТУ (6 специальностей), Белорусский государственный технологический университет (5 специальностей), Брестский государственный технический университет (5 специальностей), Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины (6 специальностей) и Гродненский государственный университет имени Я.Купалы (также 6 специальностей). В упомянутых заведениях был определен общий перечень экономических и технико-технологических специальностей. А абитуриентам, которые подавали документы на дневную бюджетную форму обучения, предлагалось заполнить анкету и указать в ней до пяти приоритетов своего зачисления (исходя из предложенного списка). Варианты поступления могли указываться как в рамках одного ВУЗа, так и в рамках всех ВУЗов, которые были задействованы в эксперименте. Задачей компьютерной программы было подсчитать, куда и на какую специальность смог бы поступить абитуриент со своим набором сертификатов, если бы автоматизированная система зачисления работала не в виртуальном режиме.


Зачисление без сохранения нюансов

Вся информация после завершения приема документов, как и результаты зачисления, были переданы в БГУИР для обработки и анализа результатов виртуального зачисления.

– Хочу обратить внимание, что эксперимент проводился с учетом ряда отступлений, — рассказал проректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники по учебной работе и информатизации Борис Никульшин. — Так, конкурс среди абитуриентов проходил хотя и в соответствии с действующими правилами приема, однако без учета особенностей порядка приема, который действует в каждом университете. Зачисление выпускников городских и сельских школ осуществлялось по общему конкурсу, без учета цифр приема на условиях целевой подготовки. Не принимались в расчет также медицинские противопоказания при формировании абитуриентами приоритетного перечня специальностей.

Всего было обработано 1880 анкет абитуриентов, что составило 58,9% от тех, кто реально участвовал в конкурсе на 62 специальности шести университетов (у абитуриентов была возможность отказаться от заполнения анкеты). Вместе с тем, только 40% участников эксперимента воспользовались возможностью указать все пять специальностей, 6% указали четыре специальности, 18% — три, 20% — две специальности, а 16% указали вообще только одну.

69% тех, кто стал студентом, поступили на первую (из своего перечня приоритетов) специальность. По мнению Бориса Никульшина, такой результат подтверждает осознанный подход абитуриентов к выбору специальности, адекватность их самооценки, а также эффективность профориентационной работы.

Организаторов эксперимента интересовала и так называемая академическая мобильность абитуриентов — проще говоря, их готовность поехать получать желаемую специальность в другой город. Выяснилось, что к этому готово достаточно большое количество абитуриентов из регионов (от 62% в Гродненской области до 100% в Гомельской). Зато из минчан согласились бы поехать в другой город получать образование только 6,7%. Даже если бы со своими баллами у них не было шансов поступить в столичные ВУЗы.

– Получается, что если бы автоматическое зачисление проводилось в действительности, то региональные ВУЗы могли бы потерять до 30% своих студентов. Впрочем, проблемы появились бы и у столичных ВУЗов, так как мест в общежитиях для иногородних студентов не хватает и сегодня, — добавил Борис Никульшин.

Еще одна проблема — это незаполненные бюджетные места после первой операции по зачислению — а таких было около 6%. При локальном использовании автоматической системы зачисления в рамках одного ВУЗа эта проблема решается приемной комиссией ВУЗа, что невозможно при межвузовском варианте функционирования системы. Таким образом, с расширением масштабов эксперимента можно ожидать и увеличения количества вакансий, поэтому могут потребоваться и дополнительные операции по зачислению. Возникали также и проблемы с ранжированием абитуриентов с полупроходными баллами. Сегодня для зачисления при полупроходном балле у разных ВУЗов определены разные приоритеты. Отказ от внутривузовских льгот в рамках эксперимента привел в отдельных случаях к проблемам с осуществлением зачисления.


Высокие баллы — гарантия поступления

Вместе с тем, эксперимент продемонстрировал и неоспоримые достоинства использования автоматизированной системы приема заявлений и зачисления. Так, полностью была ликвидирована так называемая проблема последнего дня. В реальном конкурсе часть абитуриентов (в БНТУ — 27%, а в БрГТУ — 12%) до последнего момента переподавали свои заявления на другие специальности. В то же время в БГУИР, где автоматизированная система зачисления действует уже два года, проблемы последнего дня не наблюдается.

Более того, 30% абитуриентов, которые заявили в списке приоритетов несколько специальностей, «поступили» на вторую и последующие специальности. Таким образом, уменьшилось количество незачисленных абитуриентов с высокими баллами. Увеличился и проходной балл на престижные специальности в столичных ВУЗах.

Эксперимент в очередной раз доказал, что есть проблемы, которые имеют принципиальный характер для внедрения автоматизированной системы в масштабах всей страны.

– Во-первых, это необходимость унификации порядков приема по организации конкурсного отбора во всех ВУЗах. Ну и, безусловно, ликвидация отдельных конкурсов для абитуриентов из города и сельской местности, — подчеркнул Борис Никульшин.

Впрочем, переход от существующей организации приемной кампании к централизованному ее проведению специально созданной структурой (эту роль может выполнять Республиканский институт контроля знаний) все равно не позволит полностью упразднить приемные комиссии в ВУЗах. Тем в любом случае придется заниматься приемом оригиналов документов и оформлением приказов. А дополнительные операции по зачислению растянут во времени приемную кампанию, что, в свою очередь, сдвинет график проведения приемной кампании в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.


Программист или экономист?

Но упомянутых проблем можно избежать, если ВУЗы будут использовать автоматизированную систему в корпоративном режиме. Это значит, что университеты, формируя порядки приема, будут распределять специальности как для внутриуниверситетского, так и для межвузовского корпоративного конкурса, а абитуриенты — комбинировать из предложенного перечня свой приоритетный перечень. Такой подход позволит учреждениям высшего образования сохранить самостоятельность в формировании набора и оперативно заполнять вакантные места на «немодных специальностях».

По мнению руководства БГУИР, автоматизированная система зачисления в большей степени соответствует идеям профориентации молодежи, поскольку если абитуриент хочет стать физиком или математиком, программистом или экономистом, то он не станет указывать в приоритетах далекую от своих склонностей специальность. При нынешней же системе сделать адекватный анализ профессиональных предпочтений абитуриентов просто нереально: многие абитуриенты поступают не туда, куда хотят, а туда, куда, по их мнению, они могут поступить на «бюджет». А когда абитуриентам предлагается указать не одну, а сразу пять специальностей, они могут выбрать ту, которая, с одной стороны, будет им по душе, а с другой — доступной по баллам.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 20 декабря 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=106813

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.