Астрофизический портал | |
|
Один день в Минском суворовском военном училище
Они всегда выделялись. Симпатичные, с армейской выправкой парни в красивой черной форме с красными погонами и белыми ремнями. Они всегда были на голову выше обычных школьников. Высокий интеллект, хорошая физическая подготовка, дисциплина... Еще Екатерина II называла кадетов «рассадником великих людей», а кто-то, не менее знаменитый, говорил о Суворовском училище как о «кузнице гениев». Видимо, не ошибся. Среди суворовцев — известные военачальники, выдающиеся спортсмены и общественные деятели.
С тех пор почти ничего не изменилось. Сегодняшние суворовцы — элита молодежи, честь вооруженных сил. Им завидуют, ими гордятся, их ставят в пример. Как живут и учатся те, для кого защита Родины не только профессия, узнали корреспонденты «Звязды», проведя один день в суворовском училище.
А теперь познакомимся! Павлу Ващенко — 15 лет. Он учится на 3 курсе, если соотносить со школой — в 9 классе. Родился в Новолукомле, в небольшом городке на Витебщине, в семье строителя и сотрудницы гидроэлектростанции. Как видите, военной династией здесь и не пахнет.
— Не совсем! — уточняет Павел: — У меня дедушка был военным. Еще до войны. Участвовал в Великой Отечественной, вернулся.
Помнится, раньше в суворовское училище поступали в основном дети военнослужащих. Сегодня вместе с продолжателями военных династий армейскую науку постигают дети из обычных семей, которых также привлекает романтика воинской службы. Среди сегодняшних суворовцев — и дети-сироты, и подростки, оставшиеся без попечения родителей. Чтобы поступить в училище, на экзамене им достаточно получить положительную оценку. А вот дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, попадают сюда вообще без экзаменов.
Судьба Павла была решена в День Независимости. В то июльское утро он вместе с родителями приехал в столицу, чтобы посмотреть парад. Это вам не по телевидению! Пока восхищался парадом, в голову закралась мысль-мечта: «Хочу стать военным». Об этом он сказал родителям, когда уже возвращались домой. Они были удивлены, но, обдумав слова сына, решили: «Если хочешь, то будь им». Через год они снова приехали в Минск. Подавать документы в суворовское училище.
7 часов утра. Сквозь широкие окна в прекрасный дворец влились блики только просыпающегося города. Так у суворовцев начинается день. Прежде всего — зарядка. И вовсе не приседания или взмахи руками, а бег — на дворе, невзирая на погоду. Сегодня им повезло: яркое солнышко, согревая осеннее утро, будто настраивало суворовцев на хороший и спокойный день.
Окончательно Павел приободрился от умывания. Ничто так не освежает, как холодная вода! Потом, словно по команде, он застилает свою кровать, одевается. Теперь можно и в строй становиться. Утренний осмотр — и дружный коллектив идет завтракать.
Мы привыкли, что обычно в столовых еда разложена по тарелкам, где порции одинаковы для всех. Здесь же суворовец сам решает, сколько ему нужно. Конечно, в пределах разумного. Сегодня на завтрак Павел, как и все остальные, ест манную кашу, бутерброд с маслом и сыром, пьет чай с печеньем. Берет в карман конфеты и спешит в класс.
Начинаются занятия. На часах — 8:30. Сегодня у Павла 7 уроков. Недаром вчера корпел над химией: как раз вызвали к доске.
Учебная программа суворовцев мало чем отличается от школьной. Но несоответствия все-таки есть: каждый день они изучают математику и иностранный язык, четыре раза в неделю у них физика. Преподавание этих предметов ведется на повышенном уровне.
Снова в столовой. 11.05 — время для второго завтрака. На столе — булочка и сок. Кто не наелся (а это бывает редко), может зайти в буфет. Павел туда ходит, когда, как говорится, приспичит съесть чего-нибудь сладкого. Здесь в основном и тратит свою стипендию, которая составляет 60 тысяч рублей. А чтобы полакомиться вкусненьким в кафе или сходить с друзьями в боулинг во время увольнения, в ход идут уже родительские деньги или те, что бабушка с дедушкой в карман положили.
Суворовец рассказывает, что очень любит дежурить по столовой. Наверное, не он один! «В месяц на каждого выходит примерно по 2-3 дежурства. В течение дня четыре суворовца накрывают на столы, потом убирают их, моют посуду, следят за порядком».
— А лишняя порция перепадает? — интересуюсь я.
— А как же! — смеется Павел и рассказывает о еще одном дежурстве, уже менее любимом — в расположении. В такие дни суворовцев называют дневальными.
Звенит звонок. Закончился последний урок. На часах — 14.55. Впереди — один из любимых моментов для суворовцев. Сложив свои тетради в специальные сумочки, они спешат в столовую. У них — обед.
— Кормят нас хорошо и очень вкусно, — признается Павел. — Бывает, что еды так много, что не все одолеешь съесть. Меню здесь хоть и разнообразное, но время от времени повторяется. А бывает, что хочется чего-то особенного. Тогда звоню матери и прошу на следующий мой приезд домой приготовить что-нибудь. Обычно прошу пиццу, которую она печет так, что пальчики оближешь! Когда возвращаюсь в училище, домашней выпечкой угощаю и друзей. Скоропортящиеся продукты привозить нельзя.
Обед закончился. Расслабляться еще рано: начинаются факультативные занятия. У Павла они — почти каждый день. Сегодня он дополнительно занимается русским языком: хочет лучше подготовиться к диктанту, который будет писать во время экзаменов за 9 класс. С такой же целью он посещает историю и математику. Химией дополнительно занимается для себя, как он сам говорит, для души.
Время прошло незаметно. У суворовцев — свободный час. Правда, довольно условно. С 16:15 до 17:15 каждый день наполнен по-разному: то беседы с батюшкой, то военная подготовка, то уроки этики или эстетики, раз в неделю — уроки танцев. «Настоящий офицер должен уметь танцевать», — убежден Павел.
Сегодня у суворовцев встреча с командиром роты. Обсуждают успеваемость в учебе. Таким образом решают, кто на выходных пойдет в увольнение. Для этого за неделю в дневниках не должно быть оценок ниже семерки.
Павел учится почти на «отлично». Поэтому в увольнение может ходить чуть ли не каждые выходные. Правда, эту возможность парень использует далеко не всегда. Если и выберется в город, то в тот же день и вернется. Сходит с ребятами в кафе или в кино, да и все на этом. А так обычно остается в расположении: готовится к урокам, много читает.
Примерно два раза в месяц получается съездить домой, навестить родителей.
К завтрашним занятиям суворовцы готовятся с 17.40 до 20.00. Как признается Павел, обычно времени хватает. Если же нужна более длительная подготовка — прочитать какую-нибудь повесть или выучить стихотворение по литературе, то, пожалуйста, ты можешь сделать это и в личное время, которое наступит после ужина. Никто против не будет.
С домашними заданиями сегодня Павел справился раньше обычного. И пока было время, по дороге в тренажерный зал, где он частый гость, рассказал нам о распорядке выходных дней:
— В выходные у нас больше личного времени. Мы ходим в кино, в театр, для нас организуются экскурсии. Кроме культурной программы, в субботу и воскресенье мы играем в футбол, волейбол и баскетбол, посещаем бассейн. Все это мы иногда делаем и в будние дни. Главный плюс выходного дня в том, что в воскресенье можно поспать на час больше! В такие дни вместо второго завтрака предусмотрен полдник.
— А где суворовцы празднуют Новый год и Рождество?
— В эти дни мы дома: как раз зимние каникулы. Отпускают нас и на другие праздники.
Ужинают суворовцы в 20.00. Сегодня они подкрепляются жареной рыбой с гречневой кашей. Чай пьют с краюхой батона, намазанной маслом, и с кусочком бисквита.
Пока есть несколько минут, расспрашиваю Павла об одежде суворовца.
— У нас две формы: парадная и ежедневная, — рассказывает мальчик. — Даже по два комплекта: летний и зимний вариант. Есть специальная форма и для занятий по физической подготовке, для спортивных игр. Обновляется наше обмундирование два раза в год: растем быстро.
Личное время у суворовцев начинается сразу после ужина и длится до того момента, когда уже пора ложиться спать. Каждый из них волен распорядиться им по-своему. Павел взялся подшивать воротник. Делает он это ежедневно. Видно, что уже напрактиковался: справился за 5 минут!
Затем пошел звонить маме. Нет, не с мобильника! Этот незаменимый и очень необходимый предмет здесь запрещен. И представьте себе, без него прожить можно!
Около таксофона очередь. Ждем. Через полчаса Павел набирает знакомый номер и слышит в трубке родной голос. Рассказывает о том, как прошел день, о мероприятиях, которые недавно состоялись в училище, об отметках, которые сегодня получил, делится планами на выходные. Слышит что-то в ответ и кладет трубку. Разговор по таксофону, кстати, не ограничен: суворовцы говорят столько, сколько позволит совесть, — за ними стоит человек 15, и всем надо успеть до отбоя. Павел звонит родителям через день, в другие дни разговаривает со своей девушкой.
Перед сном — вечерняя прогулка. Мы гуляем по территории училища. Павел дышит свежим воздухом и рассказывает, как это полезно: «И никакой бессонницы! Сплю как пшеницу продав». Потом делится планами на будущее:
— Хоть сейчас, закончив суворовское училище, в военные ВУЗы поступать необязательно, я для себя твердо решил — буду офицером! Только еще не определился с родом войск. Скорее всего, стану артиллеристом.
В половине десятого в размещении — вечернее построение. Дежурный по роте проверяет, все ли на месте, интересуется у своих подопечных, как прошел день.
Затем Павел расстилает кровать, раздевается — он готов ко сну. Благодарим его за встречу, желаем спокойной ночи и выходим из расположения под пристальным взглядом стеснительных подростков. Мы со всеми прощаемся и, услышав в ответ «сладких вам снов», усталые, спешим на КПП. Видимо, действительно, спать будет сладко.
...По дороге домой я прокручиваю в памяти сегодняшний день. С одной стороны, я жалею этих мальчишек, которые уже с 7 класса отрываются от родительского крыла и пытаются жить самостоятельно. С другой, я восхищаюсь теми родителями, которые не побоялись намного раньше, чем нужно, отпустить своих детей в почти взрослую жизнь. И они могут не корить себя за это, а только гордиться сыновьями, которые если и не станут офицерами, то достойными гражданами нашей страны будут точно. А сегодня они живут в уютном доме, в большой семье суворовцев.
В 2006 году, после посещения Минского суворовского военного училища Главой государства, было принято решение о создании специализированных спортивных классов. С того времени в училище ведется подготовка по 4-х видам спорта: по гандболу, греко-римской борьбе, дзюдо и пулевой стрельбе.
— Главной задачей таких классов является подготовка спортивного резерва мастеров по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр, для национальных команд Республики Беларусь и сборных команд Вооруженных Сил, — рассказал тренер-преподаватель по греко-римской борьбе Станислав Кавецкий. — За шесть лет функционирования таких классов Минским суворовским военным училищем подготовлено 6 мастеров спорта и 10 кандидатов в мастера спорта. Кроме того, три суворовца зачислены в Национальную юношескую сборную по футболу, два — по пулевой стрельбе, один является членом Национальной сборной по греко-римской борьбе. Восемь выпускников 2011 года зачислены в Национальную молодежную сборную по гандболу, 6 спортсменов играют в составе юношеской гандбольной команды «СКА-Минск».
История Минского суворовского военного училища начинается в 1951 году, когда Белорусский военный округ по многочисленным просьбам военнослужащих, партизан и рабочих страны направил ходатайство в Совет Министров бывшего СССР о необходимости создания специализированного учебного заведения.
В соответствии с решением Совета Министров от 21 мая 1952 года в Минске началось строительство и реконструкция комплекса будущего Минского суворовского военного училища. 1 сентября 1953 года в училище прозвенел первый звонок, возвещая начало нового учебного года для детей войны.
Днем училища считается 6 ноября 1953 года, когда ему было вручено Боевое знамя.
— За свою историю из стен училища вышли более 13 тысяч выпускников, из них за время суверенитета Беларуси — более 2000, — отметила старший офицер по связям с общественностью и организации досуга отдела идеологической работы Елена Шарапова. — Более 50 выпускников училища стали генералами. Более 100 имеют ученые степени и звания. 330 человек окончили училище с золотой медалью.
Первый выпуск Минского суворовского военного училища состоялся в 1956 году. Среди 80 человек был и бывший министр по делам обороны Республики Беларусь генерал-полковник Петр Чаус. Сегодня он — частый гость училища. Был он здесь и тогда, когда мы проводили день с суворовцем. Принес своей альма-матер подарок — книгу, которую посвятил Суворовскому училищу: «Жизнь — Отечеству, честь — никому».
— Суворовское училище нам, детям войны, дало путевку в жизнь, — убежден Петр Григорьевич. — Мы были голодными, а тут нас накормили, дали приют, показали, как надо жить. Сегодняшним суворовцам намного проще: им есть кого посещать во время увольнений, им легче учиться — появилась техника, у них лучше условия жизни, есть денежное содержание. Но были и у нас преимущества: например, на общественном транспорте мы ездили бесплатно. Вместе с тем у всех поколений суворовцев много общего: дисциплина, аккуратность, уважение к старшим, порядочность, чувство товарищеского локтя. Все это было, есть и будет.
Вероника Канюта. Фото Марины Бегунковой. Газета «Звязда», 6 ноября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/11/21259.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии