План-конспект урока: нужен ли он учителю?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Когда-то очень распространенными были поздравительные открытки. Они и сейчас существуют, и даже куда более яркие и красивые, чем те, прежние...

Теперь и через интернет поздравить можно, и эсэмэски с поздравлениями присылать... Да и просто: взял мобильник и позвонил по поводу того или иного праздника. А в годы моей молодости даже телефоны обычные далеко не у всех были, так что поздравляли мы своих родных и близких с тем или иным праздником именно посредством услуги почты.

И какая же для меня это была непростая задача: писать тексты поздравительных открыток! Кажется, ну что там сложного: всего несколько поздравительных строк придумать. Но никак не выходили у меня эти строки: чтоб не шаблонно было, чтобы не похожи были эти поздравления одно на другое.

Таким образом ежевечернее написание планов-конспектов к каждому уроку чем-то напоминало мне те давние поздравления. С одной лишь разницей: поздравлений за год десятка два набиралось, не более, а планов-конспектов на каждый день — по пять-шесть...

А нужны ли они учителю вообще, эти ежеурочные планы?

Наверное, все же нужны, особенно педагогу-новичку. Молодой учитель может на уроке даже не заглядывать в этот план-конспект (или почти не заглядывать), но одно то, что он есть и в любой момент может помочь, наполняет уверенностью его душу. План-конспект поможет не сбиться с ритма урока, правильно рассчитать продолжительность того или иного этапа, своевременно его завершить. Потом это «чувство времени» придет само... Но и опытные учителя, готовясь к тому или иному уроку, наметывают примерный план-конспект — скорее для подстраховки, так как во время урока могут даже не заглянуть в эти свои записи.

Так что планы-конспекты все же нужны учителю. Другое дело, какие?

Это может быть небольшой схематический набросок примерного ведения урока, а может — и полноценный развернутый конспект... Именно такую его форму требуют все проверяющие.

Что же обязательно должно входить в этот план?

Он должен содержать две части: формальную и содержательную. Формальная часть конспекта включает номер урока в изучаемой теме, тему и цель урока. Содержательная часть плана-конспекта включает описание этапов урока, а именно повторение опорных знаний, усвоение нового материала, формирование умений и навыков (так называемая рефлексия) и домашнее задание.

Конечно же, эти этапы можно расписать по-разному. Можно сокращенно, схематично, можно настолько полно, что чуть ли не каждая минута будет учтена. Такие полные планы-конспекты обычно к открытым урокам готовят... Но и сокращенный сделать — тоже дело небыстрое.

А если их нужно за один вечер целых шесть написать? И все разные?..

И все же содержательная часть плана-конспекта никогда не вызывала у меня нареканий (хотя, каюсь, чем дольше я работал в школе, тем короче эта часть у меня делалась). А вот что касается формальной части, или так называемой цели урока...

Именно написание цели урока и напоминало мне всегда то давнишнее составление поздравительных текстов родственникам. Кажется, какой должна быть цель любого без исключения урока? Единственной, на мой взгляд, — усвоение учащимися материалов урока. Тогда зачем в каждом поурочном конспекте об этой цели писать?

Но, по мнению тех, кто разрабатывал примерный план конспектов, цель урока должна быть «триединой»: познавательной, развивающей и воспитательной. В формальной части плана-конспекта каждую из этих трех целей нужно подробно расписать. И так расписать, чтобы не повторяться в каждом из планов-конспектов!

А как тут не повторишься, хотелось бы мне знать?

Вот и «штампуют» в плане-конспекте (как в тех поздравительных открытках) казенные фразы типа: «воспитать чувство гуманизма, уважение к старшим, отрицательное отношение к вредным привычкам и пр.» (это для воспитательного компонента цели) или: «развить логическое мышление, память, умение правильно обобщать данные и делать выводы...» (это, как вы сами понимаете, будет развивающий компонент).

Хорошие слова, правильные... И для всех без исключения предметов подходят — начиная от физики с химией и заканчивая белорусским языком. Ну, а если они такие всеобъемлющие, эти цели, то, может, написать их один раз в тематическом планировании — и достаточно?

Геннадий Авласенко. Газета «Звязда», 4 ноября 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/11/108768.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.