Олег Солодуха: «В Британии честное образование»

Статья с сайта adukacyja.info в переводе на русский язык.

Выпускник стипендиальной программы The Chevening Scholarships Programme Олег Солодуха рассказывает о своем опыте обучения в Британии.

— Расскажи, как ты оказался в Британии? По какой программе ты туда попал?

— В 2005 году Министерство иностранных дел Великобритании совместно с Университетом графства Сассекс (The University of Sussex), пригласили к участию в 1-годичной программе The Chevening Scholarships Programme активных людей, которые себя проявили в какой-либо области в своей стране. Стипендия покрывала проживание, питание и проезд. Я учился на юго-востоке Англии — час езды от Лондона, на побережье около Брайтона. Там находится знаменитый Брайтон-Бич, откуда пошло название американского Брайтон-Бич. На тот момент я закончил обучение в инязе (Лингвистический Университет — ред.) и поехал в Британию в магистратуру обучаться по специальности «Европейские исследования». Сначала был общий курс обучения, но главным было написание диссертации. Это хороший университет, не высшего ранга, но хороший — выше среднего, студенты которого потом работают на всех уровнях, в том числе в Правительстве. Со мной учились те, кто потом работал, например, с премьер-министром.

— Какими качествами необходимо обладать для участия в программе?

— Для того, чтобы получить стипендию, надо было проявить себя в общественной или общественно-политической жизни. Иными словами, нужны были четкие лидерские качества. Надо было продемонстрировать, что ты можешь и хочешь принимать решения. К тому времени я уже давно занимался студенческими обменами и принимал активное участие в общественной жизни.

— Что тебя удивило в обучении в Британии? Что у них есть такого, чего у нас нет?

— Удивило то, что там люди вообще живут по другим принципам. У них честное образование. Если они пришли учиться в ВУЗе — значит, они заинтересованы в учебе. Если они получают хорошие оценки, значит, они хорошие специалисты. В общем то, что нам говорят в Беларуси о нашем хорошем качественном образовании — ложь. Образование там — на порядок выше: в организации учебного процесса, обеспечении студентов необходимыми материалами, в подходе преподавателей и самих студентов к образованию. В Беларуси нам всегда не хватало учебников и мы постоянно жили с какими-то ксерокопиями. Там в пользовании студентов — громадная библиотека, в которой можно было бы жить. И она никогда не пустовала, так как люди на самом деле заинтересованы в образовании.

— Что тебе нужно было сделать по окончании программы?

— Мне нужно было написать научную работу по теме моей специальности. И здесь я также заметил колоссальное отличие от того, как научные работы делают в Беларуси. Если у нас очень часто студенты просто скачивают кучу различной информации из сети, то там за это сразу исключают из университета. Независимость в работе и отсутствие других материалов, которые были откуда-то украдены — основные принципы написания работы. Работа же наших студентов, к сожалению, в основном сводится к тому, что человек просто находит какие-то части текста в разных источниках, меняет их и выдает это под свои именем, и, что удивительно, такие работы принимаются преподавателем на «ура», лишь бы она была хорошо и красиво написана. Но кто делал эти части — все равно, главное — хорошо смешал. В Великобритании это карается в первую очередь, потому что плагиат — это преступление. Когда берешь хоть какой-то чужой материал, то обязательно должен указать, чей это материал. В работе не может быть не указано какого-то источника информации. Там существует строгая система правил, как эти источники информации нужно оформлять. Существуют специальные программы, которые работы проверяют на плагиат, это упрощает работу преподавателям.

— Как относятся преподаватели к студентам и по какой системе происходит преподавание вообще?

— Никто никогда потом не проверяет, ведет студент конспект или нет, и никто не отмечает, какой он у тебя хороший или его у тебя вообще нет. Преподавателям наплевать на это. Проверять конспекты — это глупость, потому что все понимают: даже если записать и заучить лекцию на память, студент не сможет охватить полностью тему, которой посвящена эта лекция. Поэтому студентам просто дается список литературы: для обязательного чтения и для дополнительного. А уж, что тебе делать на лекциях, решаешь сам. Присутствие на семинарах еще более-менее отмечается, а на лекциях — вообще нет. У нас, у поляков и французов система образования очень сильно завязана на авторитете преподавателя, и чем больше лет преподавателю, чем более он седовласый, тем, считается, лучше. Но в Британии у преподавателей более американизированный подход, когда твой преподаватель, в первую очередь, — твой коллега, которого ты называешь по имени. И не соблюдаешь никаких рангов. Я видел молодых докторов, которым 27-30 лет и которые на самом деле очень опытные и действительно владеют информацией. В Великобритании люди не смотрят на ранг, там смотрят на то, что ты знаешь, потому что никто никуда не попадает по протекции.

— По каким критериям преподаватели оценивают знания студентов?

— Устных экзаменов нет совсем — чтобы убрать субъективный фактор при оценке, чтобы девушка в короткой юбке не получила за красоту своих ног оценку выше. Поэтому все экзамены сдаются только письменно в таком порядке: ты пишешь, работу сдаешь и она отмечается номером, который никому неизвестен. Разумеется, преподаватель, который преподавал у этих студентов, примерно знает, чья это работа может быть, но для этого есть дополнительный наблюдатель, а может третий еще человек прийти проверить. В Британии отлаженная система во всем.

— Была ли у тебя возможность устроиться на работу в самой Британии после окончания программы?

— Согласно условиям программы, после окончания учебы мы должны были вернуться и пользоваться знаниями в своей стране. Мы даже подписывали договор с грандодателем. Но кто-то действительно использует такие программы, чтобы вырваться и остаться там. Если до 2004, пока в ЕС не вступили балтийские и прибалтийские страны, включая Польшу, устроиться было хоть как-то возможно, то потом — сложно. Чтобы в Британии белорусу устроиться на работу, сначала всего лишь нужно быть лучше всех представителей Восточной Европы. По закону ЕС, чтобы взять туда на работу не гражданина ЕС, нужно сначала убедиться, что на эту позицию нельзя найти гражданина ЕС. Хватает и восточноевропейцев, которые отучились в ЕС. Ко всему, им не нужно делать визу и заниматься оформлением дополнительных документов. Поэтому после вступления в ЕС нашей соседки Польши сразу все поляки, кто хотел, уехали. И доказать, что ты лучше поляка, на самом деле непросто.

— Ты вернулся в Беларусь в 2006. Как за эти годы ты применил свои знания?

— До отъезда в Британию я преподавал в инязе студентам четвертого курса. Когда вернулся, мне снова захотелось преподавать, потому что я видел, как это может быть, хотел помочь стране. На тот момент я убедился, что преподаватели в инязе нужны. Я туда пришел, они спросили, где я учился, что изучал. Я ответил, что социологию, политологию и др. отрасли. Но в родном университете мне ответили, что, мол, будет лучше, если я и дальше продолжу свое образование в этом русле. Короче говоря, я им оказался не нужным. Со мной в Британии учились, например, студенты с Балканского полуострова, в их образование вкладывало деньги само их государство, а за это они обязательно должны были применять знания на практике в своей стране. Ведь само государство в этом заинтересовано. Но, к сожалению, в Беларуси ты — персона нон грата, потому что являешься потенциальным оппозиционером: пусти тебя преподавать — вдруг ты будешь подстрекать других людей какими-то идеями? Кстати, в Британии слово «политика» — не ругательное. Там, чтобы прийти в политику, люди годами учатся и делают карьеру. То есть все свои знания я получил для себя. Сейчас я в основном использую свое переводческое образование.

— Но каждый год кто-то ездит по стипендиальным программам... Возможно ли, чтобы полученное образование шло на улучшение не только интеллектуальных возможностей конкретного человека, но и своей страны?

— Такое возможно, но если образование в основном перейдет в частные руки. Это создаст конкуренцию, и студенты будут более ответственно подходить к обучению, а университеты будут набирать хороших абитуриентов. Сейчас платное образование в Беларуси — 900-1000 долларов США. Это очень много. В той же Германии обучение стоит 500 евро и, учитывая качество образования там, вывод напрашивается сам собой: у нас вообще нет смысла учиться. А платно — тем более. За границей студенты не платят государству, а государство, в свою очередь, не будет тратить деньги на Ледовый дворец, от которого студенту никакой пользы. Там за эти деньги должны отчитаться: то ли приобретают учебники, то ли строят новые здания, корпуса, то ли делают ремонт. Люди платят деньги и должны знать, куда и на что они идут.

Источник: adukacyja.info/experience/participants/167-aleg-saladuha-u-brytanii-sumlennaya-adukacyja.html
Размещается в переводе с белорусского языка.

Смотрите другие статьи по образованию.