Депутат Палаты представителей Александр Сегодник: «Высшее образование не должно быть массовым»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Депутат Палаты представителей — о трудоустройстве школьников, непопулярных профессиях и моде на университетский диплом

Образование — то, что дает возможность реализовать себя в определенной профессии. Сегодня много говорится об этой части общественной жизни, так как отношение к нему имеют почти все — родители учащихся детей, сами дети-студенты, взрослые, повышающие квалификацию или осваивающие другую специальность, пенсионеры, для которых также есть различные курсы... О проблемах наиболее традиционных направлений образования в нашей стране рассуждает депутат Александр Сегодник, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке.

— С конца 1990-х годов система школьного образования не раз реформировалась. Нужно ли ждать новых изменений?

— Меняется общество — меняется система образования. Беларусь как суверенное государство набирало свой темп развития, и тогда необходимость в реформировании была. Но, безусловно, школа не должна быть в какой-то постоянной стадии реформирования — наоборот, необходимо, чтобы она работала и развивалась стабильно. Так, например, сейчас потребности в очередном реформировании нет.

В то же время готовятся изменения в Кодекс об образовании. Все подходы и предложения и со стороны Министерства образования, и со стороны парламента будут обнародованы, поэтому и преподаватели, и школьники, и студенты, и родители будут иметь возможность принять участие в обсуждении изменений. Например, сейчас обсуждается наполняемость классов, высказываются предложения о шестом дне недели — каким он должен быть, — обсуждается учебная нагрузка, качество учебников...

— Жизнь школьника — это не только занятия. Часто для каких-то увлечений ему нужны деньги, которые родители не всегда готовы дать. В западных странах дети нередко стремятся подзаработать в свободное от школы время. У нас из-за несовершеннолетия официально устроиться на работу довольно сложно. Как можно упростить такую ситуацию? Нужны ли какие-то изменения в законодательстве для этого?

Труд несовершеннолетних в нашей стране регулируется законодательно. В Трудовом кодексе этот вопрос регулируют статьи 272 и 274, также труд детей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об охране труда». Есть и международные документы, определяющие, в каком возрасте ребенок может работать. Не так давно в Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам обсуждалось, в каком же возрасте дети могут устраиваться на работу и в каком возрасте они могут выполнять определенные виды работ. Да, есть ряд работ для детей 14-16 и 16-18 лет. Была инициатива «объединить» возрастные категории в одну, но депутаты высказались против. Если нагрузка 14-летним будет предоставляться такая же, как и 16-17-летним, это может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.

Насчет того, почему у нас дети не всегда имеют возможность подзаработать: дать разрешение школьникам на работу — это одно; важно другое — чтобы о детях, которые хотят подзаработать, знали предприятия и брали их к себе на работу. Возможно, надо это сделать административно, так как, с одной стороны, дети могут заработать, а с другой — это является продолжением воспитательного процесса в учебном заведении. Замечу, что трудовое воспитание — это основа формирования человека как личности.

депутат Палаты представителей Александр Сегодник

Нельзя говорить, что сегодня у нас такой практики нет. Дети получают навыки и дома, работая рядом с родителями, и в школьных мастерских, имеют возможность найти подработку, обратившись в центры занятости... Сейчас снова набирает популярность практика детских лагерей труда и отдыха, где школьники, выполняя определенные работы, получают собственные деньги. Это очень хорошая форма работы с детьми летом: они имеют возможность самостоятельно организовать свою работу, закрепить на практике реальные навыки взрослой жизни.

— Стране нужны «рабочие руки», но часто на некоторых специальностях в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях наблюдается традиционный недобор: абитуриенты считают определенные профессии недостаточно престижными. Каким образом можно увеличить популярность нужных государству профессий среди юношей и девушек?

— Сейчас как-то ушли от ответственности за кадровое обеспечение сами предприятия. Все переводится на систему образования: мол, именно она должна агитировать абитуриентов выбирать определенные профессии, устраивать молодых специалистов на работу. Но это неправильно, это большой перегиб!

Именно человеку должно уделяться первейшее внимание — это главная задача среди тех, которые выполняет предприятие. Если на первом плане будет внимание к кадрам, то и продукт будет производиться качественный. Однажды я присутствовал на одной сессии, которая касалась сельского хозяйства. Я тогда расчертил лист бумаги: на одной стороне ставил черточку, когда речь шла о человеке и его работе, на втором — когда говорили о машинах. В итоге вся вторая половина листа была испещрена, а на «человеческой» половине оказалось всего лишь несколько черточек... Вот вам и внимание к кадрам. Немаловажен и социальный пакет — привилегии, которые дает работа на конкретном предприятии.

В общем, необходимо, чтобы предприятие видело потребность в кадрах на 10 лет вперед — чтобы постоянно проводились встречи со старшеклассниками, с их родителями. Тогда непопулярных, но необходимых стране специальностей станет меньше.

— Так сложилось, что в нашей стране большая часть молодежи после окончания школы старается поступить в университет, — высшее образование у нас приобрело массовый характер. Часто после получения диплома выпускник не идет работать по специальности и объясняет это тем, что разочаровался в профессии... Насколько нормальное такое явление? Может, необходимо молодым людям подождать год-два, чтобы они поняли, чем же хотят заниматься в жизни...

— То, что высшее образование стало массовым, — это не очень хорошо. Такое происходит уже не первый год... Было время, когда почти каждое учебное заведение готовило экономистов и юристов. Но разве существовала такая огромная государственная потребность в этих специалистах? Естественно, нет.

Нужно различать государственную потребность в кадрах и собственное желание человека поступить в ВУЗ. Последнее часто возникает, когда молодой человек не хочет, чтобы его забрали в армию, или идет учиться, потому что высшее образование стало «модным». Так что поступление более 60% выпускников школ в университет — это не показатель подготовленности и целеустремленности абитуриентов. В той же Германии в ВУЗы поступают 40% выпускников, за время образования отчисляется 15%. Как результат — 25% выпускников с высшим образованием. Такой же примерно процент выпускников с высшим образованием был в советские времена, так как тогда поступали по знаниям. Теперь же в основу поставлена прерогатива высшей школы: если она хочет заработать, то набирает больше студентов-платников.

— Уже который год идет речь о присоединении Беларуси к Болонскому процессу... Станет ли наша страна частью единого европейского пространства высшего образования?

— На Западе о Болонском процессе есть разные мнения. По моему мнению, если он даст что-то для нас, то почему бы и не присоединиться, тем более, что соседи по Таможенному союзу — Россия и Казахстан — уже там.

Если же говорить о том, что Болонский процесс дает возможность студентам поехать по программе обмена за границу, то и без него это реально. Университеты, контактирующие между собой, могут «обмениваться» студентами. К тому же не надо забывать о том, что мы живем в век интернета — лекции преподавателей мировых университетов можно найти во всемирной паутине... Но, соглашусь, Болонский процесс действительно дает возможность поучиться в других европейских университетах и набраться опыта...

Надежда Юшкевич. Газета «Звязда», 13 августа 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/08/48615.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.