Скандалы вокруг единого государственного экзамена в России всегда бьют по ЦТ рикошетом

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

В России завершилась основная волна Единого государственного экзамена, который в этом году сопровождали скандалы грандиозных масштабов. И это несмотря на то обстоятельство, что с этого года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ввела жесткие правила. Во-первых, школьникам во время экзамена категорически запретили иметь при себе мобильные телефоны. Во-вторых, впервые было зафиксировано в документах, контрольно-измерительные материалы являются информацией ограниченного доступа, а это значит, что человека, который выложит ответы на них, могут привлечь к административной и уголовной ответственности. За несоблюдение конфиденциальности информации юридическим лицам грозит штраф на сумму от 50 до 200 тысяч рублей, должностным лицам - от 20 до 40 тысяч рублей и физическим лицам - от 3 до 5 тысяч. А третье правило касалось присутствия в каждом пункте сдачи ЕГЭ общественных наблюдателей, которые, наверное, должны были стать гарантом объективности и справедливости экзаменационных испытаний. Но что получилось на самом деле?

Цена поступления

Как свидетельствуют звонки из регионов, поступившие на "горячую" линию, организованную Общественной палатой Российской Федерации, мобильники массово попадали в экзаменационные аудитории, ответы к тестовым заданиям скачивались из интернета, учителя охотно помогали своим ученикам, и даже сами наблюдатели и организаторы экзамена передавали письма с ответами выпускникам. А на Северном Кавказе и вообще было возбуждено уголовное дело против заместителя министра образования и науки Адыгеи Марьят Алиевой, которая организовала незаконное выполнение вариантов заданий ЕГЭ по русскому языку до официального начала экзамена. Через руководителей пунктов сдачи ЕГЭ она получила копии экзаменационных материалов по русскому языку и передала на руки представителям школьников, чтобы те с помощью репетиторов смогли подготовить правильные ответы. На "горячую линию" Общественной палаты звонили граждане с просьбами уточнить истинную сумму, за которую "продается" экзамен, спрашивали, сколько нужно взять с собой денег, чтобы заплатить за разрешение пронести телефон на экзамен и спокойно им пользоваться. А те, кто звонил позже, сообщали, что телефон позволяют проносить за 3-5 тысяч рублей.

Но настоящий взрыв прогремел после проведения в России единого государственного экзамена по математике, когда стало известно, что в одной из московских школ экзамен за выпускников сдавали студенты Московского физико-технологического института. К тому же во многих школах ученики непосредственно на экзамене фотографировали свои задания на мобильники и отправляли их в группу абитуриентов в социальной сети "ВКонтакте": там были открыты страницы для различных школьных предметов и различных комплектов заданий. Рекламные ссылки со страницы группы вели на два сайта: первый размещал пиратские материалы для подготовки к ЕГЭ, а второй предлагал оплатить получение реальных заданий ЕГЭ на мобильный телефон. В день экзамена на каждой из этих страниц выкладывались правильные решения по ЕГЭ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки уже заявила о своем намерении привлечь к ответственности организаторов интернет-сайтов, которые участвовали в публикации заданий и ответов на них во время проведения ЕГЭ. Однако юристы считают, что больше шансов понести наказание у самих сотрудников системы образования, которые допустили утечку секретной информации, поскольку активисты "бизнеса" в социальных сетях не имеют к системе образования никакого отношения, а потому обязательств о сохранении информации не давали.

Более того, виновник одного из самых громких скандалов, создатель группы абитуриентов сети "ВКонтакте" Вячеслав Борисов, который сам себя называет "главным инициатором всероссийского списывания" заявил в интервью газете "Московский комсомолец", что если государство в следующем году не закроет дырки, то он намерен повторить свою работу: «Но размах будет, как минимум, в два раза больше. Если нас закроют, то мы просто перейдем на аналогичный сайт и продолжим работать». Борисов настаивает на том, что создал группу только для того, чтобы указать чиновникам на недостатки ЕГЭ, а не для того, чтобы заработать на выпускниках. "Идея дать детям возможность выкладывать свои работы возникла спонтанно, - рассказал он. - В интернете увидел много просьб: "Я сижу на экзамене, помогите!" И решил им помочь..." Вячеслав Борисов рассказал, что его группа существует с 2009 года, но раньше эффект был незаметен. А сейчас, когда в ней уже 350 тысяч последователей и 2500 фото контрольно-измерительных материалов только по математике, ситуация изменилась: "Мы добились нереального. Россия еще не видела такого масштаба..."

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки была вынуждена выступить с предложением в будущем глушить мобильники во время ЕГЭ для того, чтобы остановить интернет-списывание. Но для этого требуется наладить взаимодействие Министерства образования и науки, ФСБ и Министерства внутренних дел в плане выявления мобильных устройств, которые работают и глушения сотового сигнала в пунктах проведения ЕГЭ.

Есть ли параллели между ЕГЭ и ЦТ?

А в Беларуси в эти дни централизованное тестирование находится в самом разгаре. И пока что, к счастью, экзаменационная сессия проходит относительно спокойно, если не считать удаленных из аудиторий за использование мобильников и шпаргалок молодых людей.

- Да, на ЦТ по русскому языку за то, что не сдали свои мобильники, были наказаны девять человек и четверо - за попытку воспользоваться шпаргалками, - рассказал директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. - На ЦТ по белорусскому языку за не сданные при входе в экзаменационную аудиторию мобильные телефоны были удалены с экзамена четверо абитуриентов и одиннадцать человек - на ЦТ по математике. Все они уже лишились права в этом году участвовать в приемной компании. Выявление мобильного телефона в экзаменационной аудитории всегда означает только одно - отстранение от дальнейшего участия в централизованном тестировании и удаление из аудитории. Причем для нас не имеет значения: звонил телефон или нет, пользовался абитуриент своим мобильником во время экзамена или просто держал его в своем кармане. Были случаи, когда мобильный телефон звонил уже после того, как абитуриент сдал свою тестовую работу, но не успел выйти из аудитории. Все равно - тестовая работа в этом случае аннулируется без права пересдачи тестирования в резервный день. Признаёмся, что мы не можем найти объяснения такого упрямства некоторых молодых людей, которые пытаются проигнорировать установленные правила: дело в том, что в нашей ситуации звонок другу полностью исключен, так как продиктовать условия задачи и дождаться правильного ответа никто на даст. Централизованное тестирование не телевизионная передача и не лотерея. Хотелось, чтобы все это поняли... Более того, мы пошли еще дальше и запретили иметь при себе в экзаменационных аудиториях мобильные телефоны не только абитуриентам, но и педагогам-организаторам, которые следят во время испытаний за порядком в аудиториях. Им нельзя иметь с собой также ручки (гелевые или капиллярные) черного цвета, чтобы никто их ни в чем даже не заподозрил. И "профиль" подготовки педагога не должен совпадать с профилем экзаменационной дисциплины: скажем, филологи присутствуют на ЦТ по математике, а математики - на истории Беларуси...

В прежние годы вокруг централизованного тестирования ходило много слухов и легенд: мол, мой друг, одноклассник или друг моего друга купил ответы к тестам, набрал высокие баллы, потому и сумел поступить на престижную специальность. Кого-то якобы готовили по материалам централизованного тестирования репетиторы, которые имели, с их слов, самое непосредственное отношение к созданию будущих тестов. Подливали масла в огонь и сообщения в СМИ о попытках продажи ответов к тестам. Так, два года назад торговлю "ответами" в интернете устроил парень, который скрывался под вымышленным именем "Контрабасик". Он даже продумал гибкую систему цен и скидок, которые применялись в зависимости от комплекта приобретенных ответов. Если покупатели желали приобрести не только ответы, но и условия заданий, то стоимость такого комплекта оценивалась примерно в 700 долларов. А подлинность ответов на задания ЦТ "бизнесмен" объяснял наличием у его домашних связей в Республиканском институте контроля знаний. Мол, родственник перед упаковкой тестов для проведения ЦТ фотографирует варианты ответов, а затем "сливает" ему для их дальнейшей реализации. Предпринимались попытки "подмочить" репутацию ЦТ и ранее, однако ни одна из изъятых работниками МВД "шпаргалок" с ответами на тестовые задания, что продавались рядом с местами проведения ЦТ, не совпадала с настоящими ответами на тесты...

- Мы неоднократно приглашали журналистов к нам в институт, чтобы продемонстрировать все меры, принимаемые для сохранения конфиденциальности информации, - подчеркнул Николай Феськов. - В России оппоненты единого государственного экзамена критикуют его плохую организацию и утверждают, что ЕГЭ не только не решает проблему коррупции, а, наоборот, создает для нее почву. Одним словом, завоевать доверие абитуриентов в России не удалось. Надеюсь, что в Беларуси никто не станет проводить параллели между Единым государственным экзаменом в России и нашим централизованным тестированием. Банк заданий ЦТ содержится в ноутбуке, который хранится в сейфе и недоступен для хакерских атак. Доступ к ноутбуку имеет только один человек, и он сам себе не враг.

В том же помещении, где хранится сейф с банком тестовых заданий, происходит и компоновка 10 вариантов будущих тестов. В управлении по разработке и сертификации тестов создана специальная компьютерная программа - кодификатор. Каждому заданию присваивается свой код. Методист составляет план будущего теста согласно со спецификацией, и запускается компьютерная программа, которая методом слепого выбора самостоятельно формирует сотни вариантов.

При компоновке будущих тестов "претендентов" на каждое задание не менее 100. А окончательные 10 вариантов для тестирования из множества только что сформированных отбираются на глазах у председателя или члена Государственной комиссии по контролю над ходом подготовки и проведения вступительных испытаний. Таким образом, договориться между собой заранее невозможно. Ни члены авторских коллективов, ни работники института не могут знать содержание будущих тестов.

Если в европейских странах тиражированием материалов тестирования занимаются или отделы логистики, или отдельные службы, то в Республиканском институте контроля знаний и тиражированием, и пакетированием материалов ЦТ занимается только методист по этому предмету. Таким образом усиливается информационная безопасность. Под размножение тестовых материалов в институте отведены отдельные комнаты с видеонаблюдением, в которых находятся ризографы и специальный аппарат - листоподборочная машина, позволяющий в автоматическом режиме разложить размноженные материалы по десяти вариантам, причем он никогда не ошибается. Для доставки тестов во все аудитории, где проходит тестирование, готовятся специальные пакеты с секретной лентой, которые просто невозможно вскрыть незаметно. Как только целостность ленты нарушается, на ней проступают скрытые от глаз символы. На каждом пакете есть ярлычок, где нанесен номер и штрих-код, позволяющий идентифицировать пакеты при их возвращении из пунктов тестирования в институт. Бланки ответов изготавливаются на фабрике Гознака, имеют степени защиты такие, как на денежных знаках, и являются документами строгой отчетности, поэтому полностью исключается возможность их фальсификации. На каждую аудиторию заполняется акт, в котором указано не только количество бланков, но и их номера, поэтому чужие бланки оказаться в пакете не могут. К тому же организаторы ЦТ своей подписью подтверждают, что именно этот бланк находился в экзаменационной аудитории. Следующий этап - доставка тестовых материалов в пункты проведения ЦТ. Эта задача возложена на государственную фельдъегерскую службу, которой доверяют дипломатическую переписку и государственные секреты. Материалы ЦТ - это тоже секрет государственного значения. Военнослужащие получают опломбированной чемодан (их формирование осуществляется специальной комиссией, в которую обязательно входит методист), на нем указаны адресат и фамилия человека, которому он должен быть вручен. Это, как правило, председатель организационной комиссии по проведению централизованного тестирования определенного учебного заведения или его заместитель.

"И все-таки, неужели ни у кого из студентов не возникало желания найти в ЦТ хотя бы какую-то лазейку?" - интересуемся у Николая Феськова.

- Конечно, такие попытки были, - усмехнулся наш собеседник. - Например, был случай, когда вместе с дочерью пытались пройти сдать ЦТ по истории Беларуси ее родители-учителя, но организаторы проявили свою бдительность. Сегодня у нас используется такая система размещения абитуриентов, когда в одной экзаменационной аудитории не могут находиться вместе родственники или одноклассники. К тому же вариантов предлагается десять, а не два-три, как во многих европейских странах, поэтому никто из "соседей" помочь не сможет. Почти каждый год случаются случаи, когда за одного человека пытается пройти на экзамен другой. Так, в прошлом году в филиале БГЭУ на тестировании по английскому языку организаторы установили, что за абитуриентку сдает экзамен студентка второго курса Минского государственного лингвистического университета. Интересно, что одна из девушек была блондинкой, а у другой были темные волосы. На что они надеялись? Несколько лет назад в приемной комиссии ВУЗа была обнаружена подделка сертификата ЦТ - точнее, в нем были подправлены баллы. Мы тут же пробили по своей базе и установили, сколько баллов на самом деле набрал этот абитуриент. Между тем, Белорусский государственный медицинский университет первым взял за правило проверять подлинность сертификатов своих первокурсников. Ежегодно государственная комиссия проверяет зачисленных на обучение студентов по отдельным ВУЗам. Но абсолютно все ВУЗы могут проверить у нас подлинность предъявленных в приемные комиссии сертификатов. И хотя больше ни разу попыток фальсификации документов установлено не было, мы готовы развеять любые сомнения. Признаюсь, что завоевать доверие к ЦТ со стороны абитуриентов, их родителей, педагогической общественности было очень непросто. Поэтому мы очень дорожим созданной нами системой...

Надежда Николаева. Газета "Звязда", 22 июня 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=81427

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.