Опять пришла суббота. Закончена ли работа?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Участвовать в мероприятиях шестого школьного дня — право или обязанность школьника? Несмотря на то обстоятельство, что шестой школьный день имеет в нашей стране уже десятилетнюю историю, все точки над «i» в этом вопросе так до конца и не расставлены...

В конце прошлого года в Комитете государственного контроля проводилась «прямая линия», в ходе которой изучалась ситуация с шестым школьным днем. Примерно в половине обращений, поступивших на «прямую линию», были жалобы на действия органов управления или администрации учреждений образования и просьбы разъяснить правомерность их действий. Часть обращений непосредственно касалась проведения мероприятий в шестой школьный день. Например, родители сообщали, что их детям на школьных мероприятиях попросту неинтересно. Некоторые родители, готовые оказать содействие в организации совместной работы по организации выходного дня, сообщали, что не могут в субботу попасть на прием к заместителю директора школы по воспитательной работе. Были также жалобы и на то, что физкультурно-оздоровительные мероприятия проводятся в школе только в первой половине субботы, да и вообще количество часов для занятий физической культурой в расписании учебных занятий недостаточно.


Школа или огород?

– Шестой школьный день, в принципе, устраивает и школу, и детей, и родителей, — считает директор ошмянской средней школы № 1 Михаил Гружевский. — Только надо освободить нас от отчетности по шестому дню, от жесткого контроля за процентом его наполняемости. Это позволит детям видеть своих родителей, а родителям — своих детей дома. Требования максимального наполнения школы в шестой день, особенно это касается школьников из сельской местности, противоречат здравому смыслу. Шестой школьный день контролируют все, кто только может, даже милиция. А нужен не столько контроль, сколько межведомственное взаимодействие всех структур в шестой школьный день. Здесь явно прослеживается перекладывание ответственности за все семейные проблемы воспитания на учреждения образования...

На днях в Академии последипломного образования прошел республиканский семинар-практикум, посвященный организации работы в шестой школьный день. Заместитель министра образования Виктор Якжик, принявший участие в этом мероприятии, поделился своим видением ситуации:

– Я считаю, что нужно по-новому посмотреть на организацию шестого школьного дня.

Ребенок имеет возможность выбирать, где и как ему провести свободное время в субботу, но ему надо помочь, захватив его интересной деятельностью и создав комфортные условия для его развития. На новый качественный уровень должна быть поднята роль учреждений дополнительного образования в организации шестого школьного дня. Нужно исключить дублирование объединений по интересам, действующие в школах и в учреждениях дополнительного образования: они должны более активно работать в субботу именно на базе учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

При организации мероприятий в шестой школьный день важно учитывать и региональную специфику. Так, вряд ли будет правильным массово призывать сельских школьников к посещению школы в субботу во время осеннего сбора урожая. Логичнее, наверное, будет, если дети помогут своим родителям по хозяйству. Тем более что трудовое воспитание — еще одно важное направление воспитательной работы...

А для столичного региона, наоборот, актуальна «хроническая» занятость родителей даже в выходные дни, поэтому там многие дети и в субботу предоставлены сами себе...


Бездумная массовость

В январе по поручению Министерства образования в стране прошел мониторинг по организации шестого школьного дня. В исследовании приняли участие учащиеся 80 учреждений образования, расположенных в различных регионах страны, а также родители учеников и педагоги.

– По результатам мониторинга можно констатировать, что самыми массовыми в учреждениях образования в субботу являются физкультурно-оздоровительные мероприятия. А в наименьшей степени учащиеся задействованы в производственной работе: только 2% учащихся работают в субботу в производственных мастерских или участвуют в уборке урожая осенью, — сообщила начальник управления мониторинга качества образования Национального института образования Валентина Гинчук. — Как следует из анкетирования, школу в субботу посещают от 56 до 65% учащихся. В факультативных занятиях в шестой школьный день задействованы 11% учащихся, но на старшей ступени школы эта цифра составляет 32%. В платных образовательных услугах в субботу задействованы лишь 3,3% учащихся первых-одиннадцатых классов. Рекомендованный для проведения в шестой школьный день и обязательный для всех «Час здоровья и спорта» охватывает в субботу только 12% учащихся...

– Любое мероприятие, в том числе и спортивно-массовое, должно быть наполнено воспитательным содержанием, чтобы не получалось, что дети пришли в школу в субботу, «потусовались» и пошли домой, забыв о том, чем они там занимались. А в следующую субботу картина снова повторяется. Такая бездумная массовость не может нас устраивать, — подчеркнул Виктор Якжик. — К тому же все виды активного отдыха не должны сопровождаться чрезмерной физической нагрузкой, что позволит включить в спортивные мероприятия большее число участников. А временно освобожденные от занятий физкультурой могут участвовать в качестве ведущих, активных болельщиков или членов жюри.

Безусловно, на качество физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий влияет и несовершенная материально-техническая база для их проведения. Хотя и то, что мы имеем, не всегда используется эффективно. К сожалению, факты пустых стадионов и спортивных залов в субботу — не единичны.

Как показал мониторинг, спортивные залы в субботу работают целый день в 79% учреждений образования, в течение половины дня — в 19% и в течение двух-трех часов — в 2% школ.

В качестве положительного опыта Виктор Якжик отметил работу по созданию в учреждениях образования команд по игровым и другим видам спорта и групп поддержки (чирлидеров) — с организацией их регулярных тренировок и соревнований, в первую очередь, по субботам. Отличным вариантом могло бы стать создание районных и городских школьных лиг по футболу и баскетболу.

– Однако даже самая блестящая воспитательная работа не будет эффективной, если не встретит понимания со стороны семьи. А родители смогут правильно оценить работу школы, если та будет для них понятной. К сожалению, пока что только небольшая часть родителей (как правило, учащихся младших классов) приходит в школу по субботам, да и то в качестве пассивных зрителей, — вынужден констатировать Виктор Якжик.


Не количество, а качество

И все же: могут ли учителя заставлять детей приходить в школу и по субботам?

– Шестой школьный день вовсе не означает, что все в субботу должны собираться в школе. Часть детей приходит в школу, часть — в учреждения дополнительного образования. Кто-то идет в спортивные секции, а кто-то, по объективным причинам, остается дома с родителями, — поясняет Виктор Якжик. — Для учащихся младших классов участие в мероприятиях шестого школьного дня — по желанию. А у учащихся средних и старших классов должна быть возможность выбора: они могут участвовать в спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, экскурсиях, туристических походах и так далее. Что касается старшеклассников, то для них в шестой школьный день рекомендуется проводить факультативные занятия и занятия на межшкольных учебно-производственных комбинатах. Нам требуется не количественное, а качественное обеспечение шестого школьного дня. Но каждый классный руководитель и заместитель директора школы по воспитательной работе должны владеть информацией, где будет проводить шестой школьный день каждый из учеников. Особенно пристальное внимание должно уделяться учащимся, которые находятся в социально небезопасном положении.

Естественно, всех интересует, а сколько же времени должны находиться в школе ученики?

– Мы рекомендуем утвердить организацию шестого школьного дня правилами внутреннего распорядка и приказом руководителя с продолжительностью пребывания учащихся до 4 часов, — пояснил позицию министерства Виктор Якжик. — В последнее время много вопросов возникает и по организации работы педагогических работников в режиме шестидневной рабочей недели. Ни в коем случае нельзя допускать «закручивания гаек» в этом вопросе и заставлять всех педагогов работать по субботам. Учителя-предметники, как правило, работают по гибким графикам. Безусловно, никто не исключает проведение в субботу стимулирующих и поддерживающих занятий, консультаций, олимпиадных работ. Но работа таких категорий педагогических работников, как заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, а также классных руководителей и учителей физкультуры должна быть спланирована и направлена преимущественно на организацию шестого школьного дня.

Надежда Николаева.

В ходе мониторинга педагогам было предложено высказать свое мнение по поводу совершенствования организации шестого школьного дня. Последние просили установить свободный режим посещения школы в субботу, особенно для учащихся сельских школ в осенний период. Были предложения организовать шестой школьный день только на базе учебно-производственных комбинатов и учреждений дополнительного образования или проводить по субботам только спортивно-оздоровительные мероприятия. И, пожалуй, самое главное, педагоги просили урегулировать все спорные вопросы по организации школьной субботы нормативным документом, который будет обязателен для всех участников образовательного процесса.

Газета «Звязда», 20 февраля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=108922

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.