Платное обучение в ВУЗах будет дорожать, т.к. число желающих приобрести диплом "любой ценой" не уменьшается

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Сообщение об очередном повышении стоимости обучения в ВУЗах, наверное, мало кого оставило равнодушным, ведь почти у каждого из нас есть родственник, сосед или знакомый, который получает образование на платной основе. Как свидетельствует статистика, за счет средств бюджета обучается лишь каждый третий студент, а 64% всех студентов вынуждены оплачивать свое обучение. Надо сказать, что цены за обучение в некоторых государственных ВУЗах и до последнего повышения буквально "зашкаливали". А сегодня на отдельных специальностях и вовсе перешагнули 12-миллионную отметку. И это при том, что правительство выступило категорически против тех цифр, которые предлагало руководство ВУЗов. Для новых цен было установлено строгое ограничение - не более 29 процентов.

- Для меня не совсем понятно, почему в частном ВУЗе готовят специалиста за 7,5 млн. рублей в год, а в государственном ВУЗе на аналогичной специальности стоимость подготовки специалиста достигает 17 миллионов рублей. Причем речь идет о сильных частных ВУЗах с хорошей материально-технической базой, где умудряются еще и откладывать из прибыли средства на строительство студенческого общежития... Если не можете обеспечить экономику, то лучше вообще прекращайте платную подготовку, - заявил на итоговой коллегии Министерства образования, обращаясь к руководителям государственных ВУЗов, вице-премьер белорусского правительства Анатолий Тозик. - Давайте с вами договоримся на следующий учебный год: по тем специальностям, где наблюдается перепроизводство кадров, но молодежь это обстоятельство мало беспокоит, просчитывайте себестоимость подготовки, добавляйте проценты прибыли, которые сами посчитаете верными, и называйте сумму. Мы все живем в условиях рынка. И если молодой человек, несмотря ни на что, хочет учиться именно на этой специальности, то пусть будет готов выложить названную сумму. А вот те специальности, выпускники которых у нанимателей буквально нарасхват, надо поддерживать и частично компенсировать стоимость платной подготовки специалистов из государственного бюджета.

К слову, наш читатель из деревни Любань Лунинецкого района Степан Нефидович попросил поставить ребром перед Министерством образования следующий вопрос: почему конкурсный отбор действует только на входе в ВУЗ? Почему молодые люди, которые отлично учатся, но которым не хватило буквально несколько баллов для поступления на бюджетную форму обучения, вынуждены все пять лет платить огромные деньги, а их однокурсники-бюджетники едва сдают экзаменационные сессии и непонятно как переходят с курса на курс? Не потому ли, что бороться за место под солнцем "бюджетникам" уже не надо... Возможно, более правильным было бы и в процессе обучения отбирать для подготовки за бюджетные средства только самых способных и успешных студентов?

- Видение социальной справедливости отдельными студентами не лишено рационального зерна, - соглашается министр образования Сергей Маскевич. - Но его реализация влечет за собой большие трудности правового характера. К тому же есть угроза создать почву для коррупционных злоупотреблений уже непосредственно во время учебного процесса. Благодаря внедрению централизованного тестирования уже несколько лет приемные компании не сопровождаются скандалами, связанными с фактами взяточничества. Зато мы можем создать "лазейки" для коррупционных манипуляций уже на экзаменационных сессиях...

По словам Сергея Маскевича, студенты-платники, которые хорошо учатся, имеют возможность при освобождении бюджетных мест претендовать на перевод на "бюджет". К тому же действует гибкая система предоставления скидок с установленной стоимости обучения для студентов, имеющих высокие достижения в учебной, научно-исследовательской или общественной деятельности, а также система скидок студентам-платникам по социальным показаниям. Для примера, за 2010/2011 учебный год сумма предоставленных скидок со стоимости платного обучения в подчиненных Министерству образования учебных заведениях составила 4,24 млрд. рублей: 3,89 млрд. рублей в ВУЗах и 0,35 млрд. рублей - в средних специальных учебных заведениях. К тому же молодые люди могут воспользоваться и льготным кредитом. В 2010 году льготные кредиты на обучение на сумму около 56 млрд. рублей получили более 19 тысяч студентов.

И все же платное обучение в ВУЗах в последнее время вызывает довольно много спорных вопросов. Люди, готовые платить за свое обучение, - желанные гости не только в частных ВУЗах, где они являются фактически единственным источником их существования, но и в государственных ВУЗах, которые также поставлены перед необходимостью зарабатывать деньги. Достаточно посмотреть на проходные баллы на платной форме обучения, которые могут отличаться от проходного балла "на бюджете" на сотню единиц. А сколько было за два последних года случаев, когда на платные места зачислялись и вообще все желающие... Если не заполняются места на платной форме обучения, значит, не выполняются доведенные цифры по платным услугам и преподавателей нужно сокращать, а отчислять студентов-платников - значит терять деньги. Таким образом, очевидна противоположность интересов: с одной стороны, платная форма обучения помогает финансово поддерживать ВУЗы, а с другой стороны - за нее учебные заведения вынуждены расплачиваться низким качеством подготовки кадров.

В этом плане весьма интересными представляются результаты проведенного в ноябре прошлого года специалистами Гродненского государственного университета имени Я. Купалы опроса. Главной целью его было определить мотивацию абитуриентов при выборе профессии. Опросом были охвачены 4,5 тысячи выпускников школ Гродненщины. Более 80% выпускников сообщили, что основной фактор при выборе специальности для них - это интерес к конкретной специальности. Однако для большей половины старшеклассников важнейшее значение имеет престижность специальности. Первые строчки в этом рейтинге занимают экономические, медицинские, юридические и инженерные специальности. Интересно, что только 7% выпускников связывают свой выбор с доступной ценой обучения. Каждый восьмой респондент планирует обучаться на платной основе. И 42% выпускников отметили, что в ситуации выбора (не престижно, зато обучение на бюджете, или престижно, но обучение на платной основе) они отдадут предпочтение обучению на престижной специальности, пусть и за собственные средства. А это значит, что цены за обучение будут расти и дальше, поскольку желающие всегда найдутся. И вряд ли даже последние "ценники" заставят будущих первокурсников задуматься. Разве только все при заключении договора на платное обучение надеются, что именно им выпадет шанс перевестись "на бюджет". Но везет лишь единицам...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 24 февраля 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=93779&idate=2012-02-24

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.