III съезд педработников СНГ: недостаток денег компенсируется чрезмерной публичной риторикой

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Качество образования и имидж учителя в обществе — эти два взаимосвязанных вопроса оказались в центре внимания III съезда педагогических работников стран СНГ, который открылся вчера в Минске. Для обмена передовым опытом в белорусскую столицу съехались 500 профессионалов из стран Содружества — как педагоги-практики, так и руководители образовательных ведомств.

Во время открытия съезда первый заместитель главы Администрации Президента Александр Радьков зачитал приветственное слово к участникам форума от Президента Александра Лукашенко.

Александр Радьков

Участники мероприятия охотно делились своими соображениями.

— Учитель не является героем дня, по-моему, ни в одной из бывших постсоветских республик, — поделился своим мнением министр образования и науки Армении Армен Ашотян. — А профессия учителя в общественной иерархии профессий не занимает лидирующие позиции. Создается впечатление, что в наших странах образование превратилось в «священную корову», на которую изредка молятся, плохо ее кормят, но каждый стремится надоить побольше. Существует пропасть между декларируемой ценностью образования и отношением к нему со стороны общества и правительства. Для правительства образование — одна из важных социальных сфер, где нужно делать популистские заявления и подчеркивать его важность для развития государства. Как правило, недостаток финансирования компенсируется чрезмерной публичной риторикой. А общественное восприятие образовательных институтов сегодня на несколько порядков ниже, чем во времена функционирования советской образовательной системы.

По мнению Армена Ашотяна, ни один министр образования (причем не только в странах СНГ) не является популярным человеком в своей стране. Образовательные реформы, к сожалению, не популярны в обществе.

— Люди не всегда понимают, что им предлагают, что мы делаем и зачем нужно что-то менять. Естественно, что такие проблемы не беспокоят министра здравоохранения, который не обязан объяснять публике, почему меняется метод аппендэктомии. А мы вынуждены налаживать коммуникации с обществом, даже если меняем содержание учебников для начальных классов. Потому что любые изменения влекут общественный резонанс...

Еще одна проблема, на которую обратил внимание Армен Ашотян, — сохранение национального колорита школы.

— Влияние глобализации и массовой культуры на умы подрастающего поколения заставляет нас внедрять элементы национальной самообороны еще в школе, и мы вынуждены прибегать к нестандартным решениям. С этого года начали пилотный проект по преподаванию в школе национальных песен и танцев. Армянская Апостольская Церковь является одним из основополагающих институтов для армян во всем мире, поэтому преподавание истории Армянской Апостольской Церкви в школах Армении — обязательный предмет для всех. Это вопрос сохранения национальной идентичности, — подчеркнул Армен Ашотян. — Хотел бы обратить внимание еще на одну угрозу: как бы нам не потерять душу за всеми технологическими нововведениями, которые внедряются сейчас в школах. У школы должна быть душа, ибо без души школа не сможет воспитывать граждан.

Об исключительной роли учителя говорил и заместитель министра образования Азербайджана Фирудин Гурманов:

— Недавно мы проводили мониторинг средних школ, чтобы оценить эффективность их работы и процент поступления выпускников в ВУЗы. И самой передовой школой оказалась обычная средняя школа в Баку: в этом году 92% ее учеников поступили в ВУЗы, а остальные 8% — в средние специальные учебные заведения. Причем такие отличные результаты школа демонстрирует на протяжении нескольких последних лет. Мы стали выяснять причины успеха. Материально-техническая база в этой школе обычная, оснащение современным учебным оборудованием нисколько не лучше, чем у других школ. А вот педагогический коллектив...

Многие учителя имеют звание заслуженных, многие награждены почетными премиями министерства образования, многие являются победителями конкурса профессионального мастерства педагогов. Все это еще раз подтверждает постулат, что главная фигура в учебном процессе — это учитель. Бурное развитие экономики и технологий требуют от образовательной системы подготовки высококвалифицированных кадров. Но, к сожалению, система образования не всегда успевает перестроиться и адекватно отвечать на эти потребности. Как результат, у нас сейчас много современных предприятий вынуждены приглашать специалистов из-за рубежа.

Министр образования Беларуси Сергей Маскевич считает перспективным направлением создание общих для стран СНГ программ педагогической мобильности с возможностью реализовывать профессиональный обмен на основании установленной заранее межгосударственной квоты.

— Считаем целесообразным продолжить развитие таких форм сотрудничества, как взаимообмен учебными группами педагогов по актуальным вопросам образования, — подчеркнул Сергей Маскевич в своем выступлении на съезде. — А для молодых педагогов предлагаем проводить молодежный фестиваль педагогических идей и решений.

Также предлагаем в 2015 году в рамках празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне провести в Беларуси летнюю школу учителей истории и ученых-историков для выработки подходов к совместному противостоянию попыткам фальсификации событий Второй мировой войны, а в дальнейшем сделать летнюю школу постоянной площадкой для обмена опытом учителей-предметников.

Мы поддерживаем реализацию в 2015 году в рамках СНГ международного молодежного проекта «100 идей для СНГ» и готовы оказать необходимую помощь в его проведении.

В качестве базовой организации СНГ по работе с молодежью Сергей Маскевич предложил назначить Белорусский государственный педагогический университет.

Сегодня делегаты съезда продолжат работу в десяти тематических секциях.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 2 октября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/10/55301.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.