Парламентские слушания по совершенствованию системы образования: быть ли ограничениям на прием в 10-й класс?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

...Парламентарии и педагоги высказываются за введение ограничений на прием учащихся в 10-й класс

Ввести экзамен для желающих учиться в 10-11-х классах, узаконить в старшей школе профильное обучение, либерализовать процесс аттестации педагогических работников, ввести компенсации за проезд к месту работы сельским педагогам, дифференцировать нагрузку на учителей-предметников, отказаться от безоценочного обучения в начальной школе — вот далеко не полный перечень предложений, которые звучали во время парламентских слушаний, посвященных совершенствованию законодательной базы национальной системы образования. Своим видением того, как привести законодательство в соответствие с потребностями времени, делились как депутаты, так и обычные педагоги, руководители местных органов власти, директоры учреждений образования, представители отраслевого профсоюза педагогических работников. Дискуссия получилась очень острой, и далеко не по всем вопросам у выступающих совпадали мнения. Взять хотя бы дальнейшую судьбу малокомплектных школ...


Деревни без будущего?

Позиция главного образовательного ведомства, которую озвучил министр образования Сергей Маскевич, заключается в том, что сеть действующих учреждений образования является — с экономической точки зрения — неэффективной, а потому ситуацию надо менять. Но непосредственно на местах люди рассуждают отнюдь не экономическими категориями.

— В Белыничском районе за последних 10 лет количество учеников уменьшилось вдвое, и, как результат, закрылись 7 школ, что составляет третью часть. Если тенденция сохранится, то в районе останутся всего две сельские школы, — сообщила директор средней школы № 1 г. п. Белыничи Татьяна Болдышевская. — Обостряет проблему и разрешение открывать в сельских школах 10-11-е классы только при условии наличия в них не менее пяти учеников. Сокращаются классы, сокращаются рабочие места, учителям приходится решать, как им добираться до нового места работы. Поэтому и молодые специалисты не закрепляются на селе. Более половины из них увольняются, не видя для себя перспектив. Родители не могут понять, почему при наличии в деревне школы детей возят в соседнюю.

В определенной степени все это ведет к социальной напряженности. Школа для жителей села является образовательным и культурным центром, а вместе с ее закрытием села теряют образовательно-воспитательный центр. К тому же в сельских школах работают 88 объединений по интересам, которые охватывают 95% детей и позволяют школьникам интересно организовать свой досуг и развивать свои способности.

Обратила Татьяна Болдышевская внимание и еще на одну проблему, которая возникла неожиданно — оплату за проезд по платным автодорогам. Так получилось, что школьные автобусы наверняка ошибочно выпали из перечня транспортных средств, которые освобождаются от оплаты. Но с 1 января 2014 года дорога, по которой школьный автобус собирает детей по окрестным деревням и отвозит их в школу, становится платной...

— Хотелось бы вернуться также к безоценочному обучению в начальной школе по таким предметам, как изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка и физическая культура. Учителя и родители выходят с предложением — вернуть в 3-4-х классах оценки по этим предметам по 10-балльной шкале, поскольку безоценочная система снижает интерес учащихся к этим дисциплинам, а учителя вынуждены заполнять большое количество всяких бумаг по учету текущей и промежуточной аттестации, — отметила Татьяна Болдышевская.

Еще одна проблема — общая для всех сельских школ. После того как средняя школа превращается в базовую, а базовая — в начальную, учреждения образования вынуждены проходить государственную аккредитацию. Но зачем? Если бы все было наоборот — начальная школа превратилась в базовую или среднюю, — то этому можно было бы еще найти объяснение. Поэтому, по мнению руководителей учреждений образования, аккредитацию целесообразно было бы оставить только для вновь образованных гимназий и лицеев.


Разновозрастные классы для сельских школ

Заместитель председателя Гродненского облисполкома Игорь Жук считает, что нужно для малокомплектных школ ввести понятие «классы-комплекты», что позволит объединить на первой ступени образования разновозрастные малочисленные классы в классы-комплекты по всем учебным предметам. А на второй ступени образования нужно предусмотреть возможность объединения школьников в классы-комплекты на уроках физической культуры и трудового обучения. В Кодекс об образовании нужно также внести норму, которая позволяла бы в государственных учреждениях дошкольного образования открывать группы на хозрасчетной основе, а также рассмотреть возможность в будущем открывать на хозрасчетной основе также и государственные дошкольные учреждения.

Кодекс об образовании, по мнению руководства области, необходимо также дополнить нормой о возмещении расходов за обучение молодыми людьми, которые обучались в учреждениях профтехобразования, но были отчислены по собственному желанию, что позволит, с одной стороны, стимулировать академическую успеваемость, а с другой, повысить ответственность абитуриентов при выборе будущей профессии.

— В системе профессионально-технического образования наметилась тревожная тенденция роста числа отчисленных учащихся, которые делают это, так сказать, без уважительных причин. За один учебный год только по Гродненской области отчисляются чуть более 4% от тех, кто поступил на учебу. Сложилась практика, когда молодые люди, которые проучились почти весь срок, за несколько недель до получения диплома пишут заявление с ходатайством об отчислении. Фактически молодые люди профессию уже приобрели, но юридически они выходят таким способом из-под распределения, — пояснил Александр Жук. — Сегодня мы не можем существенно повлиять на каналы распределения выпускников средней школы. Но я глубоко убежден в том, что установление порога среднего балла при приеме на третью ступень общеобразовательной школы будет способствовать увеличению количества молодежи, которая получает рабочие профессии, и, соответственно, уменьшению дефицита рабочих кадров. Механизм реализации этого предложения предстоит обсудить...

Коснулся Александр Жук также и судьбы учебно-методических кабинетов, работающих сегодня фактически вне правового поля. Поэтому нужно внести в Кодекс об образовании раздел о статусе и функциях методических кабинетов.


Оптимизация или вредительство?

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Михаил Волков озвучил свое видение механизма отбора в старшую школу:

— Предлагаю в 9-м классе школьные экзамены отменить, потому что они носят исключительно формальный характер. Все ученики приходят и получают на экзамене те оценки, которые им нужны. После 9-го класса нужно проводить два независимых экзамена — по белорусскому и русскому языкам, поскольку в Беларуси два государственных языка. В какой форме проводить экзамены, пусть решает Министерство образования. Тем же, кто намерен учиться в 10-м классе, нужно сдать вступительные экзамены, например, по физике и математике или по биологии и химии — в зависимости от выбранного профиля. В старших классах должны обучаться только мотивированные дети. Нет ничего страшного, если кто-то получит общее среднее образование в профтехучреждениях вместе с рабочей профессией. Профессионально-техническое образование получали многие знаменитые люди — например, академик Сергей Королев и Юрий Гагарин.

Кроме того, парламентарий затронул и вопрос оптимизации системы образования. Михаил Волков подчеркнул, что оптимизация может быть не только естественной, но и искусственной. Основная цель оптимизации — повышение экономической эффективности и качества работы учреждений образования. А когда основные задачи не решаются, то это, скорее, вредительство, чем оптимизация. Нередко экономия от закрытия учреждений образования вообще оказывается эфемерной.

Начальник отдела образования, спорта и туризма Брестского райисполкома Анатолий Тимошенко обратил внимание на то, что изучение в старших классах отдельных предметов на повышенном уровне разрешено всего лишь письмом Минобразования и не закреплено ни в одном нормативном документе. А это не может способствовать расширению практики открытия профильных классов. К тому же и четыре профиля, которые предложило министерство, не могут в полном объеме учесть запросы школьников в изучении на повышенном уровне тех или иных предметов.

— В учебном процессе сегодня активно используются новые компьютерные классы, интерактивные доски, мультимедийные проекторы. При таком количестве современной техники возникает проблема с ее обслуживанием и сопровождением многих программных продуктов. Частично эту проблему решает в Брестском районе ресурсный центр информационных технологий. Однако назрела необходимость разработать положение о государственной организации образования, осуществляющей информационное обеспечение учреждений образования. Отсутствие вышеупомянутого положения сдерживает развитие информационных центров и сопровождение средств обучения, — уверен Анатолий Тимошенко.


Непривлекательная для молодежи профессия

Своей тревогой, «переходящей в отчаяние», поделилась со всеми присутствующими учитель белорусского языка и литературы средней школы № 10 г. Светлогорска Надежда Сафроненко:

— С течением времени сложилось так, что педагогические коллективы имеют преимущественно женское лицо. Но какую еженедельную нагрузку могут выдержать «сильные» женские плечи? Учитель, который работает на 1,5-2 ставки, занят в течение дня с 8 до 17 часов. Если работать на ставку, то, безусловно, рабочий день будет значительно меньше. Но как прожить на зарплату в 2-2,5 млн. рублей? Возвращаясь из школы после 6-7 уроков, женщина-педагог два часа (а филологи гораздо больше) тратит на проверку тетрадей, около 2-3 часов готовится к урокам. Значит, учитель ежедневно имеет нагрузку 10-12 часов! Но можно ли быть уверенным в качестве преподавания при таком большом объеме работы? А когда учитель выступает еще и в роли классного руководителя? Классный руководитель не только проводит разнообразные воспитательные мероприятия, но и оформляет большое количество бумаг, отчетов, актов, характеристик, поэтому и найти педагога, который по собственному желанию согласился бы работать классным руководителем, непросто. Решение проблемы перегрузки педагогов — задача задач современной школы.

Не хочу обидеть своих коллег, преподающих музыку, рисование, трудовое обучение, физическую культуру, но, согласитесь, что подготовка к уроку математики, физики, химии, русского, белорусского, иностранного языка несопоставима с подготовкой к урокам музыки или рисования. И ответственность — разная: я имею в виду выпускные экзамены, ЦТ, подготовку учащихся к олимпиаде. Поэтому, наверное, стоит подумать о дифференцированном подходе при определении часов на ставку для учителей-предметников.

К тому же, как заметила Надежда Сафроненко, кроме основных обязанностей, регламентированных должностной инструкцией, учитель выполняет множество поручений и приказов разнообразных служб, комитетов, учреждений, инспекции по делам несовершеннолетних...

— Уверена, что должно быть сотрудничество, а не перекладывание обязанностей на плечи учителя. Хочется, чтобы в этом направлении были предприняты конкретные шаги с целью освобождения педагогов от несвойственной им работы, — подчеркнула школьная учительница.

По словам Надежды Сафроненко, в последнее время много нареканий звучит в адрес педагогов: мол, не готовят себе достойную замену... Но глядя на большое количество обязанностей и безнадежность в глазах учителя, выпускники школ не хотят выбирать эту профессию, какую бы агитационную работу ни проводили педагоги. Как результат — в Мозырьском педагогическом университете в текущем году на 14 специальностей конкурс не состоялся, а на 6 специальностей не было подано вообще ни одного заявления.

Усугубляет положение учителей и введение новой инструкции об аттестации.

— Мы совсем не против совершенствования этого процесса. Но хочется, чтобы учителя, которые работают на результат, воспитывают победителей олимпиад, лауреатов различных конкурсов, имели хоть бы небольшие привилегии перед другими педагогическими работниками — и не только при прохождении аттестации на присвоение или подтверждение высшей категории. При оценке их работы, при начислении пенсии также не должно быть «уравниловки».


Отсутствие финансовых ориентиров

— Есть проблема в том, что у нас нет четких законодательных ориентиров как в финансировании отрасли, так и в уровне оплаты труда педагогических работников. Это наш главный вопрос по Кодексу об образовании, поскольку система платит слишком высокую цену за отсутствие таких статей в законодательстве. Цена вопроса — кадры и качество образования, за которыми стоит качество жизни в стране, — подчеркнул в своем выступлении председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко. — Ранее в статье 52 Закона «Об образовании» содержалась норма о направленности государственной политики на достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня в промышленности, а профессорско-преподавательского состава — не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня. Статья 53 закона предусматривала установление объемов бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования в размере не менее 10% от валового внутреннего продукта. К сожалению, такие нормы Кодекс Республики Беларусь об образовании не содержит.

Что мы наблюдаем сегодня? Объем бюджетного финансирования отрасли снизился с 7% ВВП в 2004 году до 4,9% ВВП в 2012 году. Депутатский корпус не смог отстоять соответствующие нормы в Кодексе, а такие ориентиры все же должны быть.

Также Александр Бойко высказался и по весьма актуальной для всех педагогов проблеме — выполнению несвойственных им обязанностей. И привел в качестве примера норму Закона «Об образовании» Украины, согласно которой отвлечение педагогических и научно-педагогических работников от выполнения профессиональных обязанностей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Надежда Николаева.

 

Какие еще предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в системе образования звучали в Овальном зале парламента:

  • позволить школам организовывать на старшей ступени мультипрофильное обучение;
  • конкретизировать инструкцию о порядке организации подвоза учащихся;
  • позволить воспитателям дошкольных учреждений, имеющим педагогическое, но не профильное образование, получать квалификационные категории;
  • вернуть в школьные учебные планы предмет «Мировая художественная культура»;
  • создать единую национальную библиотеку образовательных информационных ресурсов;
  • создать нормативно-законодательную базу для организации гибкого дистанционного обучения;
  • предоставить учреждениям высшего образования существенно большую свободу в выборе содержания, форм и технологий образовательного процесса;
  • узаконить партнерство бизнеса и учреждений образования;
  • привлекать потенциальных работодателей к разработке образовательных стандартов;
  • разрешить школьным медалистам и победителям областного тура республиканских предметных олимпиад поступать на педагогические специальности без сдачи экзаменов;
  • провести научные исследования по влиянию на здоровье детей и подростков информационных технологий;
  • вернуться к подготовке медицинских сестер на базе 9 классов, чтобы на год раньше выпускать специалистов для системы здравоохранения.

Газета «Звязда», 7 декабря 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/12/24608.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.