Школу можно и "разгрузить". Но многие против

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Во всех районах столицы прошли педагогические конференции, которые "задают тон" новому учебному году. На всех уровнях - районном, городском, республиканском - работники системы образования обсуждают актуальные для современной общеобразовательной школы темы. Пришло время для "максимально предметной и актуальной дискуссии, а не пафосных отчетов", подчеркнул в интервью нашей газете министр образования Сергей Маскевич (номер от 16 августа с.г.). Он заметил, что ряд проблемных вопросов, возникающих в системе образования, надо уже не просто поднимать и озвучивать, но активно искать на них ответы. Свою точку зрения по некоторым острым темам высказала начальник управления образования Администрации Советского района г. Минска Татьяна Янушкевич.

- Все школы стараются как следует подготовиться к началу школьного сезона. Мы не исключение: без задержек получили необходимое финансирование, использовали при подготовке все средства. Помогли и шефы - ОАО "Амкодор" и другие. Одна школа в районе находится на капитальном ремонте, а все остальные к учебному году готовы.

- Родители также внесли в подготовку к новому учебному сезону свою лепту?

- Принималось и добровольная помощь родителей. Управление, кстати, очень серьезно работает с районным родительским комитетом, действующим вот как полтора года. Родители должны понимать, что никто не вправе принуждать их к материальной поддержке. С другой стороны, следует помнить, что помощь родители оказывают не отдельно взятому зданию, а, прежде всего, своему ребенку. Я знаю родителей, которые говорят, что готовы по мере сил способствовать комфорту и уюту. Мы все должны осознать, что ничего бесплатного не бывает. Поддержка школе может быть только добровольной и только безналичной.

- Общеобразовательная школа сейчас стремится "украсить" учебный процесс многочисленными экспериментами и инновациями. Однако не навредит ли это обычному базовому образованию?

- Базовому образованию эксперименты и новые идеи никак не навредят. Мы не говорим о том, что каждая школа или гимназия утопает сегодня в инновациях. Брать на себя непосильную ношу не стоит, нужно рассчитывать свои возможности. Если же в конкретном учреждении есть ресурс для новаторства, то почему бы и нет? Если педагогический состав способен к творчеству, хочет внедрять нечто новое, зачем его сдерживать? Гимназия № 22 просто не может не творить, не удивлять! Интересные в этом смысле и гимназии № 15 и № 30, СШ № 76, которая запускает новый проект... Кстати, подобная работа материально поощряется. Учитель, который предлагает интересный проект, может получить премию, грант горисполкома... Благодаря этому, в нашем деле есть свои звезды, фамилии которых на слуху в районе: Кендыш Наталья Антоновна, Градабаева Инна Борисовна, Позняк Галина Болеславовна, Радюк Галина Ивановна.

- Какой должна быть профориентация школьников? Что делается для того, чтобы познакомить детей с рабочими профессиями?

- Ситуация сложилась так, что учебно-производственный комбинат Советского района с этого учебного года будет работать как структурное подразделение СШ № 76. На первом этаже будет непосредственно комбинат, на втором и третьем - школа. Комбинат будут посещать дети не только Советского, но и Первомайского района. На первом этапе ученики девятого класса получат возможность познакомиться с рабочими профессиями, востребованными в городе, посетят лицеи и колледжи, узнают, где и как получить ту или иную специальность. Далее на базе лицеев и колледжей мы покажем, как именно обучают профессии строителя или автослесаря, парикмахера или повара-официанта. Надо заметить, что в учреждениях профессионально-технического образования сегодня созданы очень хорошие условия для овладения самыми разными профессиями... На третьем этапе, уже в 10-11-х классах, можно будет непосредственно получить одну из предложенных профессий на базе учебно-производственного комбината.

Профессиональная ориентация необходима как детям, так и их родителям, которые также имеют возможность посетить любое учебное заведение. Мы должны донести до взрослых и детей, экономисту, юристу сейчас сложнее найти работу, чем строителю или повару. Другое дело, параллельно необходимо заниматься и повышением престижа рабочих специальностей.

- В районе есть проблемы с учительскими кадрами? Видите ли вы способ удержать в профессии молодых специалистов?

- В наших общеобразовательных учреждениях проблем с кадрами нет. Тот, кто втянулся в работу в школе, уйти не должен, так как это - фанаты. Удерживать, заинтересовывать надо молодых специалистов. Для этого мы и организовали клуб молодого учителя "Мы молодые". В прошлом году к нам пришли 42 молодых учителей. С их участием мы провели ряд мероприятий, в том числе в неформальной обстановке, поскольку важна не только сама процедура работы, но и как тебя приняли, как встретили, как относятся. Сколько молодых специалистов останется через год - посмотрим...

- А с какими трудностями сталкивается молодежь в первые годы работы? Что дается труднее всего?

- Оказывается, самая большая трудность связана не с преподаванием предмета, а с ролью классного руководителя. Как правило, у молодых еще нет своих семей, нет детей. И в таких случаях возникает определенный барьер в общении с родителями, которые имеют не только детей, но и богатый жизненный опыт. Я предлагаю директорам школ не ставить молодого специалиста классным руководителем, если есть такая возможность. Если же такой возможности нет, то пусть рядом будет учитель, который в сложной ситуации придет на помощь... Взять хотя бы тот же родительское собрание. К нему нужно серьезно готовиться, это не должно стать исключительно местом разборки каждого ученика. Разговор с родителями - не вторичная часть работы. Надо понимать, что многое постигается только на практике, этому нигде не учат.

- Безусловно, есть родители, которые необоснованно жалуются на учителей, требующих наказания... Неужели учителя за разом наказывают?

- В принципе, любой вопрос можно урегулировать. В серьезных ситуациях для принятия как можно более объективного решения собирается специальная комиссия. Но тут дело во многом заключается в отношении учителя к профессии, в том, как однобоко иногда указывается обществу фигура человека, который занимается очень благородным делом. С другой стороны, чего скрывать, есть и учителя, которые стали, так сказать, жертвами эмоционального выгорания и уже не годятся для работы в школе.

- Не перегружена сегодня школа многочисленными конкурсами, спартакиадами, соревнованиями, сбором макулатуры и металлолома и т.д.?

- Что касается сбора макулатуры, то важно, как это преподнести детям. Ничего трудного для детей здесь нет, если это будет своего рода игра. Что касается других мероприятий, то в городе, республике, на базе самой школы действительно проводится много мероприятий. Но каждая общеобразовательная учреждение имеет, как мы говорим, свое «лицо», и можно выбрать из множества мероприятий то, которое соответствует интересам и направленностям школы. Никто не заставляет участвовать во всех мероприятиях сразу.

- Что вы думаете о школьных перегрузках?

- Говорить о перегрузке очень непросто. Одни родители хотят разгрузить ребенка, а другие - наоборот, максимально загрузить, так как считают, что у ребенка не должно быть свободного времени, нужно, чтобы оно постоянно чем-нибудь занималась. По моему мнению, приучить ребенка к самым разным полезным занятиям - очень хорошо для дальнейшей жизни. Это прекрасно, когда у человека есть хобби. Поэтому мы и говорим родителям первоклассников - пусть ребенок занимается хотя бы по месяцу в каждом кружке. Это поиск, который принесет свои плоды.

- Как вы относитесь к репетиторству?

- Ни один репетитор не способен дать всего того, что дается в течение года в рамках школьной программы. Репетитор достигает хорошего результата, только если есть хорошая школьная подготовка. А если есть хорошая школьная подготовка, то можно поступить в вуз и без репетитора.

Не только дать знания...

Начальник отдела дошкольного и общего среднего образования управления образования Администрации Советского района г. Минска Леокадия Стасевич:

- Благополучие страны напрямую зависит от того, насколько качественные кадры мы подготовим для нее. Поэтому наша задача - не только дать знания, но и воспитать человека с гражданской ответственностью, того, кто позже принесет пользу стране, которая его готовила, вывела во взрослую жизнь... В ходе нынешнего совещания педагогических работников Советского района столицы мы говорили и о том, что общественные организации, которые присутствуют в школе, радуют, разве, численным составом, но не качеством работы, а также о том, как приблизиться к тому, чтобы наши ученики владели разговорной иностранным языком... Активное участие в подготовке мероприятия принял районный клуб "Мы молодые". Надеемся, они не бросят свою специальность через два года работы... Всем коллегам желаю плодотворной работы, хорошего настроения в новом учебном году!

Светлана БОРИСЕНКО. Газета "Звязда", 1 сентября 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=85203&idate=2011-09-01

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.