Астрофизический портал | |
|
Нужно ли сократить количество ВУЗов в Беларуси?
Эксперты озвучили свое видение дальнейшего развития высшей школы
В конце прошлой недели интернет облетела «новость», которая сильно озадачила не только абитуриентов текущего года: как утверждали многие интернет-источники, количество ВУЗов в Беларуси планируют сократить с 54 до 20. Дело в том, что если в последние годы высшие учебные заведения в нашей стране и закрывались, то это были только частные ВУЗы. А вот количество государственных наоборот росло: колледжи, филиалы и факультеты превращались в институты и университеты. (Так, например, появились Институт пограничной службы и Могилевский институт Министерства внутренних дел.) И тут вдруг выясняется, что количество учреждений высшего образования может быть сокращено более чем вдвое!
Чтобы успокоить и абитуриентов, и студентов, и преподавателей ВУЗов Министерство образования официально прокомментировало сообщение, взбудоражившее общественное мнение.
— В Гродно, на международной научной конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития университетского образования и науки» была представлена международная практика оптимизации систем учреждений высшего образования в разных странах мира. Участие в ней приняли более 200 белорусских и зарубежных экспертов, — сообщила пресс-секретарь ведомства Юлия Ванина. — Укрупнение университетов — общемировая тенденция, характерная для Европы и США в последние 20-30 лет. В зависимости от специфики национальных систем образования этот процесс повсеместно протекает по-разному. Скажем, в Финляндии количество ВУЗов за несколько лет сократилось с 20 до 15. В результате объединения сформировались новые ВУЗы, призванные стать флагманами национального образования.
Аналогичные процессы происходят в Дании, где из 25 университетов и исследовательских центров было создано 8 университетов и 3 научно-исследовательских центра. Во Франции в результате слияния трех ВУЗов был создан крупнейший университет страны в Страсбурге. Помимо финансовой экономии, на административных расходах, укрупнение ВУЗов имеет и другую цель — улучшить показатели в международных рейтингах.
На конференции шла речь о том, что после появления интернета университеты потеряли монопольную власть на знания. В связи с этим перед ВУЗами стоит масштабная задача по созданию новых образовательных опций, которые были бы востребованы рынком. Университеты получили большую экономическую свободу и начали превращаться в мощные корпорации.
Здесь работает следующая рыночная логика: чем мощнее университет, тем больше его бюджет, соответственно, тем больше у него возможностей для качественного улучшения своей деятельности. Общемировая практика соотношения количества учреждений высшего образования к численности населения составляет 1 университет на 0,5 млн. — 1 млн. граждан.
Белорусские ученые озвучили свое видение дальнейшего развития системы учреждений высшего образования в нашей стране. Вопрос номер один на повестке дня — повышение конкурентоспособности белорусских ВУЗов на международном рынке образовательных услуг и формирование «точек роста» для устойчивого развития системы высшего образования страны.
При разработке представленных для обсуждения предложений учитывался и кадровый аспект укрупнения. Белорусские эксперты признали, что ужесточение требований к профессиональной компетенции преподавателей неизбежно. Глобальная конкуренция будет только нарастать. Например, престижные западные университеты выставили на своих сайтах лекции ведущих ученых по основным образовательным программам. И белорусским преподавателям нельзя отставать в этом вопросе от своих зарубежных коллег. Оптимизация учебных планов, ликвидация дублирующих и непрофильных специальностей позволят улучшить кадровый потенциал объединенных ВУЗов, повысить качество образования. А студенты получат доступ к более широкому спектру образовательных услуг, более сильному преподавательскому потенциалу и лучшей материально-технической базе.
Создание крупных университетов позволит высшему образованию достойно ответить на вызовы XXI века и соответствовать требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством.
— Но речь не шла о принятии в ближайшее время управленческого решения по оптимизации национальной системы высшего образования, — подчеркнула Юлия Ванина. — Речь шла о научной проблематике и результатах научного исследования и имела целью исключительно научную дискуссию. А принятие управленческого решения должно быть обосновано как с точки зрения науки, так и исходя из практики, и учитывать национальные особенности системы образования.
Надежда Николаева, фото автора. Газета «Звязда», 3 марта 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/03/73804.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии