Решит ли продление учебного года проблему изучения физики в школе?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Новый учебный год опять не обошелся без сюрпризов: несмотря на совсем еще «свеженький» Кодекс об образовании, на неоднократные заявления, что никаких реформ в школе больше не должно быть, министр образования за несколько дней до 1 сентября объявил об очередных изменениях, которые ждут школьную систему. Правда, слава Богу, не в этом году.

Что побудило Министерство образования на очередные пертурбации? На протяжении уже нескольких лет результаты централизованного тестирования по физике являются наихудшими — вот этот печальный факт и стал толчком к очередным нововведениям для школы.

По мнению Министерства образования, причина печальных результатов ЦТ по физике — недостаточное количество часов на изучение этого предмета и слишком длинные каникулы белорусских школяров. Почему трехмесячные летние каникулы таким негативным образом отразились только на знаниях учеников по физике, рассуждать не будем. Что же касается достаточного или недостаточного количества часов на изучение физики в школе, давайте порассуждаем.

В шестом классе на изучение физики предусмотрен 1 час в неделю, в каждом последующем классе (с 7-го по 11-й) — по 2 часа. Таким образом, на одну параллель с 5-го по 11-й класс на изучение физики отводится 11 учебных часов в неделю, столько же имеют и учителя биологии. На изучение химии расходуется только 10 часов, а географии — вообще 8 часов на параллель. Таким образом, физика — не самая «обиженная» среди основных предметов учебного плана средней школы. Кстати, на изучение русского и белорусского языков предусмотрено немногим больше часов — по 15. А вот математики на преподавание своего предмета, результаты тестирования по которому не лучше физики, имеют 30 часов в неделю. Очевидно, что количество учебных часов на изучение того или иного предмета не является определяющим фактором для качества знаний учащихся по предмету.

Очевидно также, что проблема — не в низком качестве знаний учащихся школ по физике, а вообще в низком качестве знаний большого количества выпускников. Обеспокоенность чиновников качеством преподавания одной только физики была бы понятна, если бы ученики, которые имеют низкий балл по результатам ЦТ по физике, по другим предметам имели бы достаточно высокий балл. Но это не так. Давайте поразмышляем над одной цифрой — 64. Именно такой проходной балл был в одном из университетов при поступлении на специальность «физика». Допустим, что по всем трем предметам на тестировании этот абитуриент набрал минимально возможные 7 баллов, тогда средний балл аттестата этого абитуриента составляет 4,3 балла. А если допустить, что, например, по языку этот выпускник получил хотя бы 20 баллов, получается, что средний балл аттестата был вообще 3 балла…

Просто физика стала аутсайдером среди учебных предметов, так как почти все специальности, для поступления на которые необходимо сдавать физику, оказались для молодежи непрестижными. Нет сомнения, что если бы тем абитуриентам, которые получили на централизованном тестировании по 90 и более баллов по другим предметам, надо было сдавать тест по физике, то результаты и по этому предмету были бы у них не хуже.

В чем же причина, что более 80% абитуриентов показали низкий и удовлетворительный уровень знаний на тестировании?

Как ни странно, одна из причин — перегруженность учеников школы. В то время, как министерские чиновники планируют увеличивать количество часов учебного плана и продлить учебный год, дети стонут от перегруженности учебных программ! Образование в средней школе давно перестало быть общим! Объем материала по каждому предмету сегодня такой, что почти на каждом уроке ежедневно учителя должны разбирать новую тему, не успев как следует закрепить предыдущую. Учебные программы сегодня рассчитаны исключительно на способных учеников, которые ежедневно добросовестно готовятся к занятиям и выполняют все рекомендации учителей. Именно такие ученики и являются успешными, правда, их, как и во все времена, очень мало, и они отдают учебе все свое свободное время.

Не менее загружены и учителя. Это вторая причина. К сожалению, очень часто учитель вынужден искать время для подготовки к урокам где-то между бесконечными совещаниями, посещением семей, ремонтом колодцев, учительско-родительским патрулем, оформлением документации, написанием лабораторных работ, подготовкой к конкурсам, конференциям и т.д. «Притчей во языцех» стали требования к ведению тетрадей, журналов и другой документации. Упаси Боже, записать в классный журнал вместо «Ст. 25, упр. 87», например, «Стр. 25, упражнение 87» или не проследить, чтобы ученики в своих тетрадях оставили после предыдущей работы не две, а, например, три строчки! С точки зрения проверяющих — а вслед и администрации школы — большего нарушения учителем своих трудовых обязанностей быть не может. Видимо, как раз это и является определяющим в формировании знаний учащихся.

При этом ответственные работники из министерства неоднократно высказывались о том, что, мол, наоборот, освобождают учителей от бумажной волокиты и даже дают возможность пользоваться тематическим планированием и конспектами уроков, которые можно приобрести в книжных магазинах. Их переписывать даже не надо! Каким образом могут все учителя страны работать по одним планам? Как можно научить всех детей по одним конспектам? Тематическое планирование и написание рабочих планов и есть самая главная составляющая творчества учителя, а ежедневный анализ, целеопределение и планирование — единственно возможный алгоритм успешной деятельности учителя.

Не нужно освобождать учителя от творчества. Надо освободить его от бесконечной траты своего времени на несвойственные ему функции: организации «занятости» в вечернее время и на каникулах, контроля семей и выпускников, благоустройства улиц и ферм, охраны правопорядка... Все это должно делаться, но не усилиями учителей, а учреждениями культуры, местными органами власти, коммунальными хозяйствами, органами охраны правопорядка.

Говоря о занятости учителей, а значит, и всей школы, невозможно не сказать об участии детей (читай — учителей) в так называемых «воспитательных и образовательных мероприятиях». Конкурсы, выставки, слеты, конференции, презентации, соревнования — уйма всех этих мероприятий отвлекают учителей и учеников от основной их работы — учить и учиться. Невозможно сказать, что организация всевозможных творческих конкурсов совершенно бесполезна, что эта работа вредит образовательному процессу, но их количество в последние годы превысило все разумные пределы.

Не добавляют легкости в работе школы и всевозможные проверки и отчеты. Казалось бы, все в этой области четко определено: есть соответствующие Указы Президента страны об организации проверок, о статистической и ведомственной отчетности. Но «на смену» проверкам пришли мониторинги и методические выезды. Каждый день у директора школы и его заместителей главная забота — составить очередную справку, сделать очередной отчет, организовать выполнение очередного «протокола поручений», который не имеет никакого отношения к образовательному процессу.

Отсюда третья причина — отсутствие четко спланированной и научно обоснованной методической работы учителей. На это у администрации школы просто не остается времени. Как нет на это времени и у методической службы отдела образования, ведь и там занимаются теми же самыми справками, протоколами, конкурсами и т.д. Сегодня вообще можно констатировать, что методический кабинет не выполняет своей роли в повышении профессионального мастерства учителей. Во-первых, у методистов на это не хватает времени, а во-вторых, и это более важно, у них не хватает опыта. Методист (как, кстати, и специалист отдела образования), не имеющий нескольких лет стажа работы в школе и вторую квалификационную категорию учителя, сегодня обычное явление. Не хочется огульно поносить этих людей, среди них достаточно и тех, кто стремится добросовестно исполнять свои обязанности, но невозможно быть «учителем учителей», не имея определенного опыта в педагогической деятельности.

Есть и другие причины, мешающие школе качественно выполнять свои функции. Но решение хотя бы некоторых из перечисленных выше могло бы значительно улучшить ситуацию с качеством подготовки учащихся, в том числе и по физике. Для этого Министерству образования нужно издать только один приказ и довести его до сведения всех участников образовательного процесса. В этом документе достаточно указать лишь несколько позиций:

  • все указания по оформлению тетрадей и документации являются рекомендательными и не могут влиять на оценку работы педагога;
  • четкое перечисление отчетов, которые должна предоставлять школа, с запретом требовать какую-либо другую информацию о работе учреждения;
  • определение максимального количества мероприятий, проводимых с участием учащихся школ, и запрет принуждения к участию в мероприятиях, не включенных в годовой план работы;
  • строгое требование соблюдать положения Трудового кодекса и Кодекса об образовании, которыми запрещается привлекать работников к выполнению обязанностей за пределами их должностной инструкции, а учеников — к выполнению работ за пределами образовательного процесса.

И, наконец, самая главная причина школьных проблем. Как физика оказалась аутсайдером среди предметов учебного плана, так и профессия учителя, считаю, стала аутсайдером среди других профессий в глазах не только абитуриентов, но и всего общества. И это не исправишь просто изменением учебного плана или продолжительности учебного года. Для начала Министерству образования нужно, полагаю, признать наличие всех этих и других проблем в системе образования, а потом наладить настоящий диалог между органами управления образованием и учителями, организовать открытое обсуждение школьных проблем хотя бы на августовских совещаниях вместо очередных победных отчетов об успехах в обучении и воспитании.

Петр Ахремчик, учитель белорусского языка и литературы Довской гимназии. Рогачевский район. Газета «Звязда», 25 сентября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=103464&idate=2012-09-25

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.