"Возвращаться к профилизации школы не имеет смысла..."

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Два года назад было принято решение отказаться от дифференциации и профилизации в общеобразовательной школе, однако, не секрет, что с ним согласились далеко не все. И, как признался на коллегии своего ведомства министр образования Александр Радьков, на встречах с избирателями и учителя, и родители школьников довольно часто интересовались у него, вернется ли профильное обучение в школу? Такой же вопрос часто задают и председателю Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке и социальному развитию Антонине Моравой:

- Я обычно отвечаю, что у школьников есть возможность реализовывать свой собственный потенциал и удовлетворять образовательные потребности через факультативные занятия в школе. Однако чаще всего слышу в ответ: "факультатив - это не то... Нам нужно именно профильное обучение, потому что в этом случае при подготовке к поступлению в ВУЗ не понадобится нанимать ребенку репетитора...".

Коллегия, которая прошла на прошлой неделе в стенах главного образовательного ведомства страны, была посвящена выполнению "Программы развития общего среднего образования в Республике Беларусь на 2007-2016 годы".

Заместитель министра образования Казимир Фарино убежден, что возвращаться к идее профилизации старшей ступени школы не имеет смысла, "поскольку нет смысла изучать в школе то, что изучается на первых курсах в ВУЗах. Тем более что в некоторых учреждениях образования профильное обучение было обычной профанацией.

Абитуриенты-сельчане "со знаком качества"

По словам Казимира Фарино, результаты проведения мониторинга качества общего среднего образования позволяют констатировать, что учебный материал усваивается учащимися на высоком, достаточном и среднем уровнях (5-10 баллов). А факультативные занятия, в свою очередь, способствуют повышению качества образования и профессиональному самоопределению школьников.

О качестве общего среднего образования свидетельствуют и результаты участия белорусских школьников в международных олимпиадах. Так, с 2007 по 2010 годы в международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, астрономии и астрофизике приняли участие 120 учащихся, из которых 103 (или 86 процентов от общего количества) были награждены медалями: 14 - золотыми, 39 - серебряными и 51 - бронзовыми.

К позитивным тенденциям, по мнению Казимира Фарино, надо отнести и повышение качества подготовки учащихся сельских школ, о чем свидетельствуют стабильные результаты их поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. В нынешнем году выходцы из сельской местности составили 20,4 процента от зачисленных на первый курс дневной бюджетной формы обучения в вузе (в 2006 году - 18 процентов). А в средних специальных учебных заведениях этот показатель достиг и вовсе 36 процентов (в 2006 году - 26 процентов). В последние годы средний балл по результатам централизованного тестирования у абитуриентов из сельской местности и абитуриентов-горожан практически сравнялся. У выпускников 2010 разница в средних баллах колебалась от 5 баллов по химии до 0,3 балла - по белорусскому языку, а на тестировании по географии сельчане имели даже преимущество перед горожанами в 2,6 балла (как, кстати, и в прошлом году).

По словам Казимира Фарино, достижения научно-технического прогресса способствуют реализации новых подходов к формированию образовательной среды. Внедрение информационных технологий в сферу образования происходит очень стремительно. Сегодня почти каждый белорусский школьник владеет компьютером даже лучше своих педагогов и родителей, поэтому появились условия для проведения интернет-олимпиады для школьников. В Минске уже проводится экспериментальная работа в этом направлении.

- Проведение интернет-олимпиад, на мой взгляд, очень перспективное направление работы с одаренными учащимися, - пояснил Казимир Фарино. - Дистанционные олимпиады не просто поддерживают и развивают у школьников интерес к изучаемому предмету, они также стимулируют инициативность и самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме и в работе с дополнительной литературой. Убежден, что подобные соревнования помогут выявить наиболее талантливых и творческих учащихся из глубинки с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения.

Казимир Фарино считает необходимым подготовить учебно-технологические комплексы, которые включат в себя электронные учебные издания, традиционные учебники, учебные пособия, схемы, таблицы и другой материал по всем предметам в помощь учащимся с разными темпами освоения учебного материала. Он сообщил, что уже планируются к издательству сценарные планы уроков по каждому учебному предмету.

- Одним из факторов создания высокотехнологичной образовательной среды является модернизация школьных библиотек с преобразованием их в центры информационных ресурсов. Работу школьных библиотек необходимо вывести на новый уровень, - подчеркнул Казимир Фарино. - Для более качественной организации мероприятий по созданию медиатек в общеобразовательных учреждениях необходимо разработать Положение о медиатеке общеобразовательного учреждения. Уже подготовлен перечень информационных ресурсов и электронных средств обучения, рекомендованных для комплектования школьных библиотек. Создан и регулярно обновляется каталог программных средств, рекомендованных для использования в образовательном процессе, который тиражируется и на CD-дисках направляется в учреждения образования в соответствии с заявками. Всего на модернизацию библиотек общеобразовательных учреждений с 2007 года было выделено 2,5 млрд. рублей.

Казимир Фарино сообщил, что Министерство образования совместно с Национальным институтом образования и Парком высоких технологий проводит сейчас работу по оцифровке уроков лучших педагогов страны, для того, чтобы с ними можно было работать как в школе, так и дома. "Поскольку практически все учащиеся имеют доступ к компьютеру, мы должны использовать возможности информационных технологий в подготовке домашних заданий и повторении пройденного на уроке", - добавил заместитель министра.

Школьные учебники вне критики?

Отдельно Казимир Фарино остановился на национальной системе учебного книгоиздания. С 2007 по 2010 годы было издано 579 наименований учебников и учебных пособий и 172 наименования учебно-методических пособий. К подготовке учебных изданий привлекаются представители практически всех классических педагогических университетов страны, сотрудники Национального института образования, Академии последипломного образования, институтов развития образования. Казимир Фарино уверен, что с этой непростой задачей они справляются очень успешно.

- Начиная с 2008 года, в стране проводится конкурс на написание учебников и учебных пособий. Информация об условиях и порядке проведения конкурса регулярно размещается в СМИ, а также на сайтах Министерства образования и Национального института образования. В то же время по отдельным позициям конкурс не происходит: ряд авторских коллективов отказывается от участия в нем, поскольку периодически в ряде СМИ появляется необъективная критика в адрес отдельных учебников и учебных пособий. В этой ситуации формировать авторские коллективы вынуждено Министерство образования, - подчеркнул Казимир Фарино.

Хромает пока и материально-техническое сопровождение учебного процесса. Министерством образования был утвержден перечень средств обучения и учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования. Была проведена работа по налаживанию производства учебного оборудования и средств обучения на белорусских предприятиях. Так, РУП "Актив БГУ" были разработаны и аттестованы все комплексы оборудования по физике для проведения фронтальных лабораторных работ и экспериментальных исследований по разделу "Световые явления". ОАО "Завод Оптик" (г. Лида) разработало демонстрационные наборы по физике для общеобразовательных учреждений: "Прибор для сложения цветов спектра", "Диск оптический", "Набор по геометрической оптике", "Светофильтры" и так далее. Структурным подразделением БГУ "Республиканский центр проблем человека" подготовлены к выпуску учебные коллекции по биологии, географии и комплекты химических реактивов. Витебским заводом электроизмерительных приборов начата работа по изготовлению демонстрационных приборов для кабинета физики по разделу "Электричество".

На оснащение общеобразовательных учреждений современными средствами обучения и учебным оборудованием из средств местных бюджетов было выделено 40,4 млрд. рублей, на сервисное обслуживание компьютерной техники - 2,6 млрд. рублей. Однако средств, выделяемых на эти цели, в 2-3 раза меньше, чем предусмотрено Программой.

- Задача областных управлений образования и Комитета по образованию Мингорисполкома - провести глубокий анализ состояния материально-технической базы учреждений образования и решить вопрос по выделению средств в соответствии с Программой, - подчеркнул Казимир Фарино.

Еще один вопрос, который волнует и педагогов, и школьников, это проведение в 2012/2013 учебном году на выходе из школы обязательного выпускного экзамена по иностранному языку. Неизвестны пока ни формат проведения экзамена, ни его "наполнение". Учителя опасаются, что не успеют должным образом подготовиться со своими учениками до экзамена.

- В нынешнем учебном году проводится экспериментальная работа по введению в школе обязательного экзамена по иностранному языку, - заверил Казимир Фарино. - И в мае в ряде учебных заведений будет апробирована методика его проведения. Мы уже подготовили проект всех методических рекомендаций для педагогов, но без экспериментальной апробации представить их на суд педагогической общественности не можем. О результатах нашей экспериментальной работы можно будет вести речь только в июне, после проведения экзамена. И у нас потом будут еще два года для того, чтобы все обсудить, отшлифовать и довести до ума...

Надежда Николаева, газета "Звязда", 29 декабря 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=71545

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.