Центр допризывной подготовки для школьников Минска в школе № 170

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Среди выпускников школ не так много тех, кто сознательно хочет связать свою судьбу со службой в армии. Одна из причин такого отношения юношей к выполнению почетного долга — устаревшая и несовершенная система допризывной подготовки. Правда, в последнее время эта проблема, кажется, начала решаться: во многих районах Минска появились Центры допризывной подготовки. Чтобы узнать, как работает новая система, корреспонденты «Чырвонкі» посетили такой центр в Московском районе столицы — он располагается на базе средней школы № 170.

Учреждение занимает почти весь третий этаж. Руководит ею Евгений Гунько, заместитель директора школы по учебной работе, капитан запаса, учитель высшей категории, обладатель гранта Мингорисполкома за разработку образовательного проекта «Формирование у юношей готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества в условиях образовательного пространства Центра допризывной подготовки».

— В последние годы преподавание допризывной подготовки в школах было весьма проблематичным, — говорит Евгений Гунько. — Даже если находился человек, действительно опытный в военном деле, то в самом лучшем случае (при наличии в школе двух десятых и двух одиннадцатых классов) у него было всего четыре учебных часа в неделю. Для сравнения: на ставку нужно вести двадцать уроков в неделю. При этом офицер не может вести другие школьные предметы, поэтому для нагрузки на ставку ему больше ничего не могли дать. И зарплата у него получалась соответствующей... Обычно эту проблему решали просто: допризывную подготовку у парней вел учитель физкультуры или трудового обучения, а у девушек чаще всего учитель биологии.

перед началом занятий

Каким же образом удалось изменить ситуацию? Такой предмет, как допризывная подготовка, в школьной программе остался, но теперь используется иной подход к его преподаванию.

Центр работает по блочно-модульному принципу — вся годовая программа дисциплины, которая состоит из 35 учебных часов, подается блоком за шесть учебных дней. Это значит, что ученики старших классов каждой из школ Московского района столицы в соответствии с утвержденным графиком раз в год освобождаются от всех других уроков и в течение шести дней вместо своей школы посещают Центр допризывной подготовки. По итогам обучения выставляются оценка за четверть и годовая оценка. Кроме этого, десятиклассники в июне выезжают на учебно-полевые сборы в подшефный полк связи, а десятиклассницы «упражняются» в поликлиниках Московского района столицы. Всего за год в Центре проходят подготовку более 2,5 тысяч старшеклассников.

Тут действительно созданы все условия для того, чтобы заинтересовать молодежь военным делом. Есть кабинет огневой и тактической подготовки, кабинет истории Вооруженных Сил, кабинет радиационной, химической и биологической защиты, кабинет организации боевой деятельности, кабинеты теоретической и практической медицины.

Сотрудники Центра — офицеры запаса, люди, которые на собственном опыте знают, что такое служба в армии. Или, в случае с девушками, профессиональные специалисты по медицинской помощи. При этом все они имеют и многолетний педагогический опыт. Подполковник запаса Игорь Беденко выступал рецензентом последнего учебника по допризывной подготовке.

накладывание повязки

С материальной базой все тоже хорошо: ребята упражняются в сборке-разборке настоящих АК-74, надевают настоящие костюмы химзащиты. Каждый кабинет оснащен жидкокристаллическим дисплеем для просмотра учебных фильмов. Девушки тренируются делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца на специальном манекене: если все сделать правильно, он подаст сигнал своими электронными «глазами». Единственное, чего пока не хватает — тира. Чтобы попрактиковаться в стрельбе, ребята посещают соседнюю школу.

Удивляет одержимость, с которой офицеры занимаются оборудованием Центра. Почти у каждого из них есть коллекция военной атрибутики: знаки отличия, головные уборы, уменьшенные копии военной техники. Все эти коллекции выставляются в помещениях Центра, и познакомиться с ними может каждый желающий. Кроме того, сюда попадают и настоящие музейные коллекции. Во время нашего визита в одном из кабинетов проходила выставка коллекции, принадлежащей известному любителю казачества Игорю Бабицкому. Ученики могли увидеть обмундирование и предметы быта советских и немецких солдат времен Великой Отечественной войны. В кабинете огневой и тактической подготовки находится инсталляция «Защита моста через реку Днепр в Могилеве», переданная сюда из Государственного музея истории Великой Отечественной войны.

Впрочем, практически каждый кабинет выглядит, как настоящий музей. Сотрудники постоянно придумывают что-то новое для того, чтобы заинтересовать детей, а те, в свою очередь, отвечают взаимностью. По словам Евгения Гунько, ученики со временем начинают сами искать интересное в помещениях Центра. Кроме того, по традиции, каждый «выпуск» оставляет после себя стенгазету с впечатлениями и пожеланиями Центру.

В течение недели жизнь учащихся коренным образом меняется, так как в нее входят определенные элементы воинской дисциплины. Классы становятся взводами, приказом директора школы каждому взводу назначается командир. Ежедневно из учащихся выбираются дневальные, которые дежурят в каждом из помещений Центра.

— Разумеется, учащиеся к нам приходят разные, — говорит капитан запаса Гунько. — Поэтому мы ищем подход к каждому из них. Предлагаем выполнение творческих работ — подготовку рефератов, докладов, мультимедийных презентаций. Если кому-то не позволяет здоровье, ограничиваем большие физические нагрузки на летних учебных сборах.

разборка и сборка автомата

В учреждении ведется учет лучших достижений сдачи нормативов учениками. Фамилии рекордсменов «увековечены» на одном из стендов: разборка АК-74 — 6,2 секунды (!), метание гранаты Ф-1 — 66 метров, стрельба из малокалиберной винтовки — 46 очков из 50 возможных. Эта информация размещается и на странице Центра в интернете.

Учебный процесс в Центре допризывной подготовки проходит непрерывно. Ежедневно каждый взвод посещает по 6 уроков. Пока один взвод просматривает учебный видеофильм на тему защиты в чрезвычайных ситуациях, два других в рекреации постигают азы строевой подготовки под руководством Игоря Беденко. А девушки учатся делать перевязку.

Мы побывали на практическом занятии по разборке автомата. Ребята делают это впервые, поэтому пока путаются в последовательности разборки и с трудом вспоминают названия частей механизма. Но у всех наконец получается собрать и разобрать «Калашников».

— Мне нравятся занятия в Центре, — говорит ученик 10 «В» класса 161-й средней школы Павел Розум, — здесь можно узнать, что тебя ждет в армии, и немного отдохнуть от школьной жизни. Сам я к службе в армии отношусь положительно, при определенных обстоятельствах без сомнения пойду служить. Предпочтение отдаю военно-воздушным силам, потому что меня интересуют самолеты и пейзажи, которые можно увидеть только с воздуха. Я думаю, что армия Беларуси нужна исключительно для защиты своих границ и для патриотического воспитания молодежи.

По словам Евгения Гунько, у офицеров, работающих в Центре, очень много идей, которые еще предстоит реализовать. Но то, что Центр есть и он работает — уже большой шаг вперед.

Ярослав Лысковец. Газета «Звязда», 24 апреля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/04/39349.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.