Почему учителя в Польше считают профессиональную лестницу слишком короткой?

Престижна ли профессия педагога в польском обществе? За время ознакомительного визита белорусских учителей в Варшаву журналист «Звязды» задавал этот вопрос множество раз: директорам школ, обычным учителям и сотрудникам Центра развития образования. В ответ все улыбались, но почему-то с грустью...

В Варшаве на набережной Вислы установлен аллегорический памятник учителю. Он представляет собой скульптуру мужчины античной эпохи в набедренной повязке, держащий над головой тяжелый камень. Но какая связь между мифологическим персонажем и учителем? Знатоки греческой мифологии без проблем поймут аллегорию: Гомер в своей поэме «Одиссея» рассказал о царе Коринфе Сизифе, который провинился перед богами и был осужден ими на вечные муки. Сизиф должен был закатить огромный камень на вершину горы, но как только камень оказывался вверху, он тут же срывался вниз. Поэтому попытки приходилось повторять снова и снова и так... до бесконечности. Между прочим, педагоги, не лишенные юмора, шутят: набедренная повязка — символ того, как платят учителю за его тяжелую работу...

памятник учителю в Варшаве
Аллегорический памятник учителю в Варшаве. Набедренная повязка — «символ» того, как платят учителю за его тяжелую работу...

Как же на самом деле живется польским педагогам и есть ли чему позавидовать их белорусским коллегам, мы и попытались разобраться...


Единственный учебник — для начальной школы

– Польская система образования сейчас находится в периоде реформирования, — констатирует руководитель отдела информации и общественных связей Центра развития образования Катажина Калетынска. — Министерство образования начало зимой открытую дискуссию по поводу школьного программного минимума. После ее завершения результаты обещают представить общественности.

Центр развития образования является в Польше главным государственным учреждением, отвечающим за улучшение качества обучения и реформирование системы образования в русле государственной политики в области просвещения и воспитания. В его структуре действуют отделы специальных образовательных потребностей, реабилитации и социальной терапии, воспитания и профилактики, развития языковой компетенции, общественных и гражданских навыков, отдел открытых образовательных ресурсов и другие. Катажина Калетынска сообщила, что центром уже созданы 58 электронных учебников по 14 школьным предметам, а также для дошкольного обучения, которые подходят для самых разных устройств (компьютеров, лаптопов, планшетов, смартфонов, интерактивных досок) в версиях offline и online. Главный девиз инновационного проекта — «Бесплатно, доступно, интерактивно». Плюс к электронным учебникам в открытом доступе выложено более 3 тысяч методических и дидактических материалов.

польские школьники на уроке

Кстати, до последнего времени право выбирать, по какому учебнику работать, было за учителем. Проект «единый учебник» реализован только на уровне первых-третьих классов начальной школы. Это был заказ Министерства образования, поэтому каждый ученик получает учебник бесплатно.

– Родители школьников жаловались, что в случае, когда учитель сам выбирает учебник, к нему затем требуется целая серия вспомогательных материалов, которые приходилось приобретать родителям. Соответственно их расходы росли, они были недовольны и выражали пожелания, чтобы государство сделало один учебник, — рассказывает Катажина Калетынска. — Но здесь уже начали возмущаться учителя: раньше у них было много дополнительного материала для работы на уроке, а сейчас им дали «голый учебник» без всяких пособий... И тогда Центр развития образования получил задание подготовить вспомогательные материалы к единому учебнику. Карты работы учитель сейчас распечатывает из сети, а затем раздает их ученикам на уроке для выполнения. В одной из школ мы поинтересовались, на кого при распечатке раздаточного материала ложатся расходы? Выяснилось, что их несет школа: много средств требуют картриджи для множительной техники, но это не головная боль учителей.

А база портала Scholaris содержит бесплатные электронные образовательные материалы к каждому этапу обучения: упражнения, звуковые материалы, сценарии уроков, тесты, дидактические материалы, мультимедийные презентации, снимки и иллюстрации, фильмы и мультфильмы — всего 26700 позиций. У педагогов под рукой — богатый выбор для того, чтобы сделать свой урок неповторимым. Полет педагогической мысли никто не ограничивает. Вообще профессиональная свобода учителей в польских школах — отдельная тема.


Унификация или вариативность?

Есть программный минимум, который каждая школа должна реализовать (именно он и стал предметом для дискуссий). В стандарте прописано, что должен знать и уметь ученик по этому предмету. Какими средствами будет достигнута цель, никого не волнует, но усвоение учащимися программного минимума проверяется после окончания начальной школы и гимназии. Оценивание практикуется только внешнее: в стране действуют центральная и окружные экзаменационные комиссии.

Начальная школа в Польше — это шесть лет обучения. Плюс три года обучения в гимназии. Таким образом базовое образование составляет девять лет обучения. Обучение на старшей ступени — в общеобразовательном или специализированном лицее (а это еще плюс три года) — необязательно. В лицей учеников отбирают по результатам сдачи экзамена за базовую школу. Чем лучше сдал тесты, тем больше шансов попасть в престижный лицей. Альтернатива лицею — техникум и профессиональная школа. После окончания старшей ступени школы все сдают экзамен на аттестат зрелости, а поскольку экзамен — внешний (в отличие от наших внутришкольных выпускных экзаменов), то сдают его не все. Например, в 2015 году экзамен сдавали 293 974 ученика, и из них 18,9 тысячи его не сдали...

польский учитель на уроке

На освоение программного минимума отводится 60 процентов всего времени, еще 40% времени — это уже зона автономии учителей. Программный минимум можно дополнять по собственному представлению, например авторскими методиками и программами. Но есть разные уровни учительского статуса. Авторскую программу может разработать только дипломированный учитель. Он представляет ее на школьный педсовет, и тот или ее утверждает, или отвергает. Введение авторской программы может потребовать увеличения количества часов на изучение предмета. А если необходимо заплатить больше за труд учителя, нужно обращаться в вышестоящее учреждение, так как деньги выделяются местными властями.

Никаких норм проверки тетрадей нет. Учитель сам решает, когда и какие работы ему проверять. По многим предметам тетради проверяются один-два раза в семестр (учебный год делится на два семестра) и даже по польскому языку — 4-5 раз за семестр. Наличие у учителя плана-конспекта урока руководство школы не волнует — это зона автономии педагога. Никто, в том числе и директор, не может прийти на урок и попросить учителя предъявить конспект...

И все же государственная политика в области образования стремится к унификации. Как рассказала Катажина Калетынска, программный минимум будет пересмотрен, и в какую сторону, пока неизвестно. Хотя идея с введением единого учебника учителей совсем не радует.


Экзамен на профессиональную пригодность

Педагогические специальности в Польше не занимают в приоритетах молодежи верхние позиции. В финансовом плане это не самая высокооплачиваемая работа. Да и, честно говоря, устроиться на работу после окончания учебы — задача непростая. Демографический кризис заставляет учителей держаться за свои места. Каждое учреждение образования само утверждает регламент приема на работу. Директор может на конкурсной основе выбрать учителя на вакантное место. Молодой учитель должен чем-то заинтересовать администрацию школы, пройти собеседование, провести урок — никто не станет брать «кота в мешке», пусть и с университетским дипломом.

Тропинка карьерного роста у польских учителей довольно короткая. Выпускник ПедВУЗа, который попадает на работу в школу, называется учитель-стажер. Девять месяцев (один учебный год) — он фактически знакомится с особенностями работы и учится профессии. Но прежде должен написать план личного профессионального развития на первый школьный год. Директор утверждает этот план и закрепляет за стажером более опытного учителя-ментора. После 9 месяцев собирается комиссия, анализирует, выполнен ли план, какими компетенциями овладел стажер, и решает, можно ли ему присвоить другую категорию — учитель-контрактник. Фактически это внутришкольный экзамен на профессиональную пригодность. Если молодой учитель его не сдает, ему дается возможность повторить попытку через 9 месяцев.

школьная доска в классе

Для того, чтобы претендовать на следующую ступень в карьере, педагог должен отработать в школе еще два года. Затем он снова пишет план своего профессионального развития и реализует его в течение 33 месяцев. Собирается комиссия, в которую входят директор учреждения образования, представитель местной власти и два эксперта (есть список утвержденных Министерством образования экспертов). Новая ступень — назначенный, или штатный, учитель. С этой квалификацией нужно отработать не менее года, затем составить новый, очень основательный, план своего профессионального развития — чему учитель будет учиться, чтобы значительно повысить свои компетенции (а это невозможно без освоения современных IT-технологий). На реализацию плана снова даются 33 месяца. Его результаты оценивает комиссия, только количество внешних экспертов увеличивается уже до трех. Четвертая степень — дипломированный учитель (аналог высшей категории в Беларуси) — фактически последняя.

– Педагоги считают, что карьерная лестница у них — слишком короткая. Достичь категории «дипломированный учитель» при желании можно за 10 лет, а дальше у учителя уже нет мотивации повышать свою квалификацию, — констатирует Катажина Калетынска. — Более половины учителей в польских школах уже имеют категорию «дипломированный учитель». Есть еще и почетный титул «профессор просвещения», который в большей степени подчеркивает заслуги человека и не отражается на его зарплате. Для того, чтобы претендовать на этот титул, нужно иметь как минимум 20-летний стаж работы учителем и по меньшей мере 10-летний стаж работы дипломированным учителем. Начиная с 2008 года, когда был введен этот титул, его получили всего 133 педагога (примерно по 10 человек в год). Раньше профессор просвещения при присвоении ему этого титула получал единовременную премию в размере своего шестимесячного оклада, а поскольку размер зарплат в различных учреждениях образования мог отличаться, то отличалась и сумма выплаты. Поэтому было решено установить единую для всех сумму — 18 тысяч злотых (курс доллара к злотому приблизительно 1 к 3,9).

Сейчас в Польше хотят ввести пятую степень «учитель-специалист»: она будет назначаться либо учителям с научной степенью, либо учителям, реализующим какую-то инновационную методику обучения.


Против профессионального самовыгорания

По законодательству, базовый оклад для учителя-стажера составляет 2256 злотых. Из этого надо еще вычесть налоги. Базовый оклад дипломированного учителя — 3100 злотых. Как видно, разница в оплате, в зависимости от категории, не такая уж существенная. Есть еще и премиальный фонд.

– Если учитель — молодой, это еще не значит, что он хуже, — подчеркивает директор школьного комплекса № 1 в Константине Павлина Карчмарчик. — И директор школы всегда найдет возможность, чтобы поддержать хорошего педагога. Даже если нет возможности помочь ему деньгами, можно создать возможности для его развития и профессионального роста.

– Премия у учителя может быть и 200, и 1200 злотых, в зависимости от успешности его работы. Поэтому дипломированный учитель в нашей школе получает на руки (оклад плюс премия, плюс доплата за стаж и классное руководство) более 3-4 тысяч злотых, — удовлетворила любопытство белорусских педагогов директор начальной школы №143 в Варшаве Кристина Якубовская.

ученики в классе в Варшаве

Кстати, мужчины-учителя в польских школах — в остром дефиците. В одной из школ нам озвучили пропорцию (в педагогическом коллективе работают 40 женщин и только три мужчины) и в шутку предложили мужчинам из белорусской делегации задержаться у них...

Учителя работают 40 часов в неделю (с понедельника по пятницу), но урочная нагрузка составляет 18 часов. Плюс два часа отводится на дополнительные занятия с учениками. Продолжительность отдыха у учителей составляет 56 календарных дней в году, но в них входят и две недели рождественских каникул. Суббота — выходной день для всех: и учеников, и педагогов. Принцип прост: когда ученики в школе, тогда и учителя в школе, и наоборот.

Никакого дресс-кода в одежде ни для учеников, ни для учителей не существует. Все педагоги одеваются максимально комфортно (брюки, обувь без каблуков), тем более что время от времени им приходится вместе со своими воспитанниками перемещаться на застеленный ковром пол (в начальных классах). Единственное требование — зимой учителя не могут находиться в школе в зимних сапогах. Правило — переобуваться в холодное время года — действует для всех: и для учеников, и для педагогов.

Права педагогов в Польше защищает «Хартия учителя», принятая еще в 80-е годы ХХ века. Хартия имеет статус закона (в ней прописаны подробно все права и обязанности педагогов) и содержит ряд привилегий для учителей, в том числе сельских. Но когда в стране начались рыночные изменения, педагоги почувствовали на себе давление — выяснилось, что не все довольны «особыми условиями», созданными для учителей. Многие считают, что те имеют слишком много свободного времени (не понимают, что работа педагога не измеряется 18 уроками в неделю). Завидуют продолжительности их отдыха. К тому же для того, чтобы застраховать учителя от профессионального самовыгорания, хартией предусмотрен годовой оплачиваемый академический отпуск. Для того, чтобы его получить, учитель должен отработать с детьми в классе не менее 10 лет и иметь соответствующие медицинские показания...

ученики пишут

Сегодня над Хартией нависла реальная угроза. Ведутся дебаты, что с ней делать: вообще от нее отказаться или модифицировать? Однако далеко не каждый политик осмелится «пойти на войну» с учителями. Педагоги — мощная сила, с которой трудно не считаться. Свои права польские учителя могут защитить сразу в двух профсоюзах — знаменитой Солидарности и Союзе польских учителей.

И все же, с чем связана неуверенность польских учителей в завтрашнем дне? С недостаточно высокими зарплатами, демографической ситуацией и страхом потерять работу или, может быть, еще с какими-то причинами? Если посмотреть на результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA, то Польша занимает среди европейских стран верхние ступени, а значит, со своей задачей педагоги прекрасно справляются...

Как признались сами учителя, сегодня происходят изменения и в системе образования, и в отношении общества к школе. И часто сами учителя не понимают, чего от них ждут...

Надежда Николаева. Минск-Варшава-Минск, 6 августа 2016 года.
Источник: газета «Звязда», на белорусском: http://www.zviazda.by/be/news/20160805/1470424252-chamu-polskiya-nastauniki-lichac-prafesiynuyu-lesvicu-zanadta-karotkay