Астрофизический портал | |
|
Беларусь присоединится к исследованию PISA по проверке применения знаний школьниками
На итоговой коллегии главного образовательного ведомства министр образования Сергей Маскевич озвучил намерение нашей страны присоединиться к международному исследованию PISA.
Тестирование PISA считается одним из самых авторитетных исследований качества образования в мире. Идея его проведения возникла в середине 1990-х годов: именно тогда эксперты в области образования предложили разработать универсальные тесты для 15-летних подростков, которые бы позволили проверять не столько академические достижения учащихся, сколько их умение работать с информацией и реальные жизненные компетенции. Это позволило бы определить, выполняет ли образование свою основную функцию — подготовку к самостоятельной жизни. Исследования проводятся по проверке математической, естественнонаучной и читательской образованности.
Жизненные задачки
По мнению экспертов PISA, получение в школе конкретных знаний, безусловно, очень важно, но использование этих знаний во взрослой жизни зависит от приобретенных в школьные годы навыков. В жизни конкретные знания — скажем, такие, как названия растений и животных — имеют меньшую ценность, чем понимание глобальных проблем, связанных с потреблением энергии, биологическим разнообразием и человеческим здоровьем. Мало просто знать факты и правила. Надо уметь их использовать — например, для того, чтобы понять газетную статью о глобальном потеплении или рассмотреть манипуляцию с цифрами. Обычно задания в тестах построены на ситуациях, которые авторы берут из реальной жизни. Таким образом проверяется способность учащихся устанавливать причинно-следственные связи, их умение сопоставлять факты и анализировать, исследуется их способность быстро принимать решения.
Исследование PISA проводится каждые три года, а затем в течение еще одного года анализируются результаты тестов, прежде чем они будут представлены мировой общественности. Первый рейтинг был составлен в 2000 году. Результаты последнего озвучены в декабре 2013 года.
В исследовании, проведенном в 2012 году, приняли участие школьники из 65 стран и территориальных образований. По мнению директора Республиканского института контроля знаний Николая Феськова, такой интерес к программе PISA можно объяснить тем, что исследования позволяют определить состояние образования по международным стандартам. Не становится препятствием даже то, что процедура проведения исследований не только сложная, но и недешевая.
— Во многих странах оглашение результатов PISA становится одним из главных событий для национальной системы образования. И когда страна оказывается очень далеко от мировых лидеров, это рассматривается ни больше ни меньше как национальная угроза и сигнал, что в системе образования нужно срочно что-то менять: пересматривать требования к образовательным стандартам, вносить коррективы в учебные программы и планы, менять подходы к преподаванию учебных дисциплин и т. д., — рассказывает Николай Феськов. — С легкой руки европейских менеджеров от образования появился даже новый термин: PISA-шок.
В чем секрет?
На протяжении всех циклов исследований лидерами выступают страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Сингапур, Тайвань, Корея, Япония и другие. Почти все они отличаются быстрыми темпами развития экономики. Абсолютным же лидером, согласно результатам исследований, является Китай (Шанхай, Гонконг и Макао). Причем китайские подростки демонстрируют одинаково высокие результаты и в математической, и в читательской, и в естественной образованности.
Николай Феськов подчеркивает, что в этих странах среди национальных приоритетов образование занимает почетное место. А в школах хорошо развито профильное образование. Так, в Сингапуре учеников старших классов дифференцируют как по способностям, так и по их творческим интересам. В 12-летней средней школе Китая значительное внимание уделяется индивидуальному развитию личности ученика. В школах Шанхая разрешается определенная гибкость в организации и управлении образованием. Школьники могут самостоятельно выбирать некоторые учебные курсы. Учителя должны учитывать способности, интересы и увлечения каждого ученика и всячески поощрять их к дальнейшему развитию.
Среди стран Европы стабильно высокие показатели в течение всего периода исследований демонстрирует Финляндия. Успех этой скандинавской страны вызвал тот самый PISA-шок у стран-соседей из Северной Европы — Дании, Швеции и Норвегии.
— В школах Финляндии значительное внимание уделяется компенсационным мероприятиям для учащихся с меньшими способностями, — объясняет финский феномен Николай Феськов. — Чем не советский опыт работы с отстающими школьниками? В основу образовательного процесса в этой стране положен индивидуальный подход к ученикам, причем за усвоение учебного материала школьниками несет ответственность именно учитель. Непонимание темы урока не считается виной учащегося. Это свидетельствует только о том, что учителя (а их, кстати, в классе два) на занятиях не нашли эффективные приемы и методы преподавания.
Заслуживает внимания и система образования Польши. Показатели этой страны, принимающей участие в исследованиях на протяжении всех пяти циклов, начиная с 2000 года, выросли по всем трем направлениям на 30-45 баллов. Одна из причин такого успеха объясняется тем, что под влиянием PISA страна провела реформу школы. Здесь все учебные программы ориентированы на компетентностном подходе. Вообще из европейских стран самый большой рывок по всем направлениям сделали именно Польша и Германия. Правда, последняя хоть и улучшила свои показатели, но все же значительно отстает и от Финляндии, и от Польши.
Стабильные результаты на протяжении всего периода исследований демонстрирует Канада. Ученикам старших классов двенадцатилетней средней школы предоставляется право выбора учебных предметов для их углубленного изучения. В учебном процессе большое внимание уделяется самостоятельной работе. Каждый школьник выполняет индивидуальное задание, в рамках которого он должен не только подготовить какую-то информацию по заданной теме, но и защитить реферат устно. Итоговая же оценка по предметам за курс средней школы — интегрированный показатель успешности ученика — выставляется за устный экзамен, творческий проект и письменные работы, которые выполнялись на протяжении всей учебы.
Главное — атмосфера
Какие еще выводы были сделаны специалистами по результатам PISA 2012 года?
— Наилучшие результаты показали страны, которые сделали ставку на повышение профессионализма учителей. Благоприятная образовательная атмосфера и хорошие взаимоотношения между учителями и учениками более эффективны, чем рыночные механизмы, — рассказывает заместитель председателя Товарищества белорусского языка Тамара Мацкевич. — Школы с большей автономией, имеющие независимые учебные программы и системы оценки, как правило, работают лучше, чем школы с меньшей свободой, которые являются частью школьных систем и имеют больше механизмов отчетности. Чем лучшие отношения между учениками и учителями в школе, тем больше заинтересованность учеников в обучении.
Результаты PISA показывают: при сравнении двух школ (государственных или частных, которые находятся в одном и том же месте, ученики которых имеют одинаковое социально-экономическое положение) образовательный климат, как правило, лучше в той школе, которая не страдает от нехватки квалифицированных учителей. Недостаток последних и образовательный климат взаимосвязаны между собой.
— «Качество» школы не может быть лучше «качества» или профессионализма ее учителей и руководителей, — подчеркивает Тамара Мацкевич. — Страны, которые улучшили свои показатели в PISA (такие, как Бразилия, Колумбия, Эстония, Израиль, Япония и Польша), придерживаются последовательной политики по улучшению качества преподавательского состава. Эти страны требуют наличия преподавательской лицензии, создают стимулы для самых успешных учащихся, чтобы побудить их к педагогической деятельности, повышают заработную плату учителям, чтобы сделать профессию более привлекательной, или предлагают стимулы для учителей, чтобы они участвовали в тренингах и педагогических программах.
Анализ данных PISA показал, что для получения хороших результатов важно, как распределяются ресурсы, а не только их количество.
Эксперты уверены, что система образования может способствовать высокой мотивации к обучению, если она обеспечивает отношение ко всем ученикам как к потенциально успешным. Результаты PISA доказывают, что, если система образования рано разделяет учащихся на основе способностей и направляет их в различные течения и типы школ (а в белорусской школе разделение происходит еще на уровне пятого класса — при отборе будущих гимназистов. — Авт.), мотивация к обучению и успеваемость учащихся снижаются. Только если система образования культивирует, стимулирует и поддерживает веру в то, что все ученики могут достичь более высоких успехов, ученики чувствуют желание действовать и достигают лучших результатов.
На каком мы свете?
Тот факт, что уровень школьного образования в Беларуси продолжает снижаться, в последнее время констатируют очень многие: и преподаватели ВУЗов, и родители школьников, и сами педагоги. С другой стороны, пока Беларусь не участвует ни в каких международных мониторинговых исследованиях, все рассуждения о «качестве» выпускников, которое якобы ухудшается, можно списать на субъективность таких оценок. Наверное, для того, чтобы констатировать, что проблемы действительно имеют место, очень полезно посмотреть на других.
— Мне кажется, было бы интересно принять участие в международных исследованиях, чтобы увидеть, на каком свете мы находимся, — делится своими мыслями Николай Феськов. — Как можно быть уверенным, что система образования развивается в правильном направлении, если не сравнивать свои успехи с образовательными достижениями других стран?
А пока Беларусь только думает, стоит ли ей присоединяться к международному исследованию, свое место в мировом рейтинге по итогам PISA уже знают Россия, Азербайджан, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Грузия, Литва, Латвия и Эстония. Россия, в отличие от Беларуси, принимает участие во всех крупномасштабных международных исследованиях TIMSS, PISA и PIRLS, которые взаимно дополняют друг друга и дают более полную информацию о системе образования, оценивая ее с разных сторон. Результаты PISA указывают на то, что у российских школьников есть проблемы с применением знаний и навыков в повседневной жизни, в ситуациях, выходящих за рамки учебных. По функциональной грамотности юные россияне значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Эксперты объясняют этот факт чрезмерно академической направленностью российской школы, характерной для многих стран на постсоветском пространстве, в том числе и для Беларуси.
Остается надеяться, что на этот раз в Министерстве образования не ограничатся констатацией того, что Беларуси нужно присоединяться к PISA. И у аналитиков, наконец, появится возможность сравнить успехи белорусских школьников с успехами их сверстников.
Надежда Николаева.
Задача PІSА самого сложного уровня по математике:
«Хелен приобрела велосипед со спидометром, с помощью которого она может определить, сколько проехала и с какой средней скоростью. От дома до реки, которая расположена в четырех километрах, Хелен доехала за 9 минут. Назад она отправилась более коротким путем, преодолев три километра за шесть минут. Вычислите среднюю скорость (в километрах в час), с которой Хелен ехала к реке и обратно».
Вариантов ответов не предлагалось. Ответ нужно было внести в пустое поле самостоятельно.
Страх перед математикой
— Интересные выводы после проведения последнего исследования были сделаны об освоении подростками математики, — говорит Тамара Мацкевич. — Так, ученики, открытые для решения математических задач, в среднем показывают на 30 баллов лучшие результаты по математике, чем те, кто менее открыт для решения задач.
В большинстве стран неблагополучные в математике ученики демонстрируют и более низкий уровень заинтересованности, мотивации и самооценки. Но ученики, которые преодолели свою неуспеваемость и достигли более высокого уровня, избавляются от этой зависимости. Одна из причин низкой самооценки учеников — это тревога перед математикой. Около 30% учащихся сообщили, что чувствуют себя беспомощными, когда делают задание по математике. Интересно, что, когда девочки выполняют те же математические задания, что и мальчики, они, как правило, проявляют меньше настойчивости, внутренней мотивации и меньше веры в себя и в свои способности к изучению предмета. И чаще связывают свои неудачи в математике с собой, чем с внешними факторами.
Газета «Звязда», 13 марта 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/03/35201.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии