Астрофизический портал | |
|
Какие проблемы учителей обсуждались на VII пленуме Белорусского профсоюза работников образования
«Образование — та отрасль, которая создает настроение всего общества. Не будем скрывать, проблем у нас много, но и отрасль наша — огромная. Мы сами выбрали профессию педагога и должны понимать, что при любых обстоятельствах, несмотря на все наши трудности, невысокие зарплаты и высокую нагрузку, мы не можем идти к детям без хорошего настроения», — поделился своими мыслями с участниками VII пленума Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки его председатель Александр БОЙКО.
Одной из тем, которые поднимались на пленуме, стала разработка проекта программы основных направлений деятельности профсоюза на 2015-2020 годы. У участников была возможность задать вопросы, волнующие педагогов, заместителю министра образования Сергею Рудому. А вопросов оказалось много, причем многие из них ставятся перед Министерством образования уже не первый год. Например, вопрос с определением статуса педагога, отвечающего за безопасность детей при их подвозе от дома до школы. В результате оптимизации сети учебных заведений и закрытия малокомплектных школ возникла необходимость централизованно организовывать подвоз 70 тысяч учащихся. В каждой области в подвозе детей задействовано до 300 единиц автобусов. Но возникает вопрос: почему учитель, у которого тоже есть свои малолетние дети, в качестве «общественной нагрузки» должен в 6.30 утра собирать детей по окрестным деревням и сопровождать их в школу? Заместителю министра образования было высказано конкретное предложение — выделить 10 часов организационно-воспитательной работы в неделю, которая будет оплачиваться, на каждый школьный автобус. Требуется всего один нормативный документ со стороны Министерства образования, чтобы все регионы были в одинаковых условиях, так как пока каждый действует в зависимости от обстоятельств. В пределах страны — это не такие большие деньги...
Река, а не ручеек
Много лет ставится и вопрос о снижении недельной нагрузки на воспитателей дошкольных учреждений (с 36 до 30 часов). О низких зарплатах в этой сфере и катастрофическом дефиците кадров знают все. Как метко заметила одна из участниц пленума, «если в прошлом году отток педкадров из дошкольных учреждений можно было сравнить с ручейком, то в этом году ручеек превратился в широкую реку». Глядя на заработки своих старших коллег, имеющих высшую квалификационную категорию и достигших в оплате труда своего потолка, молодежь активно потянулась искать себе применение за стенами дошкольных учреждений. В последние годы латать «дыры» в кадровой политике удавалось только за счет распределения в учреждения дошкольного образования выпускников филологического, исторического факультетов и других непрофильных педагогических специальностей. Например, в Брестской области в текущем году более половины от общего числа молодых специалистов, которые распределились в дошкольные учреждения, не имеют образования по профилю «педагогика детства». И ни один из них не заключил контракт на срок более 2 лет, так как перспективы получения квалификационной категории у них очень туманные. Скорее всего, после двух лет работы по распределению молодые специалисты систему дошкольного образования покинут.
Брестчане предлагали внести в инструкцию об аттестации соответствующий пункт, позволяющий до 1 сентября 2017 года аттестовывать воспитателей дошкольных учреждений, не имеющих профильного образования, на прежних условиях. Но их предложение не было услышано. Кстати, в Брестской области 47,2% работников дошкольных учреждений не имеют специального профильного образования. А что будет, если в следующем году выпускники непрофильных специальностей откажутся распределяться не по своей специальности? Они имеют на это право. Кто в этом случае будет воспитывать детей? Ситуация сложилась очень опасная...
Профессиональная пенсия: невыполнимые условия
По-прежнему остро стоит вопрос профессионального пенсионного страхования, несмотря на неоднократные обращения ЦК профсоюза в правительство, Министерство труда и социальной защиты и Министерство образования с предложением пересмотреть критерии оценки условий труда педагогических работников. Сегодня профессиональному пенсионному страхованию учителя подлежат при соблюдении трех условий одновременно. Первое — это занятость не менее чем на полную ставку (оклад), в том числе — ведение педагогической деятельности в части реализации образовательных программ в объеме не менее 18 часов в неделю. Второе — выполнение организационно-воспитательной работы. И третье — осуществление дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся. Таким образом, фактически свое право на получение пенсии по выслуге лет могут реализовать сейчас только отдельные учителя. А все педагоги, которые
- не ведут преподавательской работы (поскольку та не предусмотрена их должностными обязанностями);
- руководители учреждений образования;
- учителя, работающие менее чем на ставку;
- учителя, которые не имеют часов организационно-воспитательной работы;
- учителя дисциплин, по которым учебными планами не предусмотрен дополнительный контроль за учебной деятельностью учащихся,
Не допустить снижения гарантий
Заместитель председателя ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Роман Дапиро сообщил, что профсоюз принял активное участие в общественном обсуждении проекта изменений и дополнений в Кодекс об образовании, чтобы не допустить снижения гарантий работникам отрасли и учащимся. В частности, было внесено предложение четко разграничить, какие виды аттестации педагогических работников относятся к их обязанностям (на подтверждение квалификационной категории), а какие — к их правам (на присвоение квалификационной категории). Профсоюз призывает закрепить в кодексе право педработников на сокращенную продолжительность рабочего времени, поскольку в Трудовом кодексе это право закреплено только за учителями, то есть, только за одной из категорий педагогических работников.
Еще в 2013 году профсоюз обратил внимание Минобразования на нерабочий механизм реализации нормы, предусматривающей согласование учредителем учреждения высшего образования каждого случая снижения наполняемости учебных групп с Министерством финансов. Тем более что штатная численность профессорско-преподавательского состава зависит не от количества групп, а от количества контингента. Министерство образования планирует урегулировать это противоречие в Кодексе.
ЦК профсоюза предложил учитывать при перераспределении молодых специалистов наличие медицинских противопоказаний к работе не только по полученной специальности, но в определенных условиях (имеется в виду природный фактор и т.д.)
Почему невозможно стать «заслуженным»?
Еще одна неурегулированная проблема — порядок оплаты больничных листков. В связи с новой редакцией Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам на 14-дневном листке нетрудоспособности низкооплачиваемые работники отрасли теряют более 200 тысяч рублей, а молодые специалисты-учителя на пособии по беременности и родам — более 9 миллионов рублей. Предложения по этой ситуации неоднократно направлялись профсоюзом в правительство.
В профсоюзе довольны тем, что наконец был сделан первый шаг по уменьшению чрезмерного документооборота в учреждениях образования. Большое количество бумаг, которые приходится заполнять педагогам ежедневно, и привлечение их к выполнению непрофильных функций — два вопроса, которые постоянно поднимались на самых разных уровнях. В профсоюзе надеются, что принятие Министерством образования «Перечня документов для отдельных педагогических работников учреждений общего среднего образования» — только начало движения в правильном направлении.
Обратили внимание заместителя министра образования участники пленума и на моральную проблему — небольшое количество отмеченных наградами педагогов. Например, в Гродно нет ни одного учителя, который бы имел звание «заслуженного». Неужели в большом областном центре отсутствуют достойные кандидатуры?
Как метко заметила председатель Республиканского Совета ветеранов труда отрасли и Белорусского профсоюза работников образования и науки Янина Трахимович (кстати, представитель педагогической династии, которая может сравнивать различные «эпохи» в развитии национальной системы образования), нужно больше думать о человеке, а не прятаться за бумагами. «В образовании будет намного больше порядка, если руководство отрасли будет думать про обычного учителя. И тогда статус педагога в обществе обязательно повысится» — подчеркнула она.
Надежда Николаева. Газета «Звязда», 19 ноября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/11/61322.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии