Какие проблемы учителей обсуждались на VII пленуме Белорусского профсоюза работников образования

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Образование — та отрасль, которая создает настроение всего общества. Не будем скрывать, проблем у нас много, но и отрасль наша — огромная. Мы сами выбрали профессию педагога и должны понимать, что при любых обстоятельствах, несмотря на все наши трудности, невысокие зарплаты и высокую нагрузку, мы не можем идти к детям без хорошего настроения», — поделился своими мыслями с участниками VII пленума Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки его председатель Александр БОЙКО.

Одной из тем, которые поднимались на пленуме, стала разработка проекта программы основных направлений деятельности профсоюза на 2015-2020 годы. У участников была возможность задать вопросы, волнующие педагогов, заместителю министра образования Сергею Рудому. А вопросов оказалось много, причем многие из них ставятся перед Министерством образования уже не первый год. Например, вопрос с определением статуса педагога, отвечающего за безопасность детей при их подвозе от дома до школы. В результате оптимизации сети учебных заведений и закрытия малокомплектных школ возникла необходимость централизованно организовывать подвоз 70 тысяч учащихся. В каждой области в подвозе детей задействовано до 300 единиц автобусов. Но возникает вопрос: почему учитель, у которого тоже есть свои малолетние дети, в качестве «общественной нагрузки» должен в 6.30 утра собирать детей по окрестным деревням и сопровождать их в школу? Заместителю министра образования было высказано конкретное предложение — выделить 10 часов организационно-воспитательной работы в неделю, которая будет оплачиваться, на каждый школьный автобус. Требуется всего один нормативный документ со стороны Министерства образования, чтобы все регионы были в одинаковых условиях, так как пока каждый действует в зависимости от обстоятельств. В пределах страны — это не такие большие деньги...


Река, а не ручеек

Много лет ставится и вопрос о снижении недельной нагрузки на воспитателей дошкольных учреждений (с 36 до 30 часов). О низких зарплатах в этой сфере и катастрофическом дефиците кадров знают все. Как метко заметила одна из участниц пленума, «если в прошлом году отток педкадров из дошкольных учреждений можно было сравнить с ручейком, то в этом году ручеек превратился в широкую реку». Глядя на заработки своих старших коллег, имеющих высшую квалификационную категорию и достигших в оплате труда своего потолка, молодежь активно потянулась искать себе применение за стенами дошкольных учреждений. В последние годы латать «дыры» в кадровой политике удавалось только за счет распределения в учреждения дошкольного образования выпускников филологического, исторического факультетов и других непрофильных педагогических специальностей. Например, в Брестской области в текущем году более половины от общего числа молодых специалистов, которые распределились в дошкольные учреждения, не имеют образования по профилю «педагогика детства». И ни один из них не заключил контракт на срок более 2 лет, так как перспективы получения квалификационной категории у них очень туманные. Скорее всего, после двух лет работы по распределению молодые специалисты систему дошкольного образования покинут.

Брестчане предлагали внести в инструкцию об аттестации соответствующий пункт, позволяющий до 1 сентября 2017 года аттестовывать воспитателей дошкольных учреждений, не имеющих профильного образования, на прежних условиях. Но их предложение не было услышано. Кстати, в Брестской области 47,2% работников дошкольных учреждений не имеют специального профильного образования. А что будет, если в следующем году выпускники непрофильных специальностей откажутся распределяться не по своей специальности? Они имеют на это право. Кто в этом случае будет воспитывать детей? Ситуация сложилась очень опасная...


Профессиональная пенсия: невыполнимые условия

По-прежнему остро стоит вопрос профессионального пенсионного страхования, несмотря на неоднократные обращения ЦК профсоюза в правительство, Министерство труда и социальной защиты и Министерство образования с предложением пересмотреть критерии оценки условий труда педагогических работников. Сегодня профессиональному пенсионному страхованию учителя подлежат при соблюдении трех условий одновременно. Первое — это занятость не менее чем на полную ставку (оклад), в том числе — ведение педагогической деятельности в части реализации образовательных программ в объеме не менее 18 часов в неделю. Второе — выполнение организационно-воспитательной работы. И третье — осуществление дополнительного контроля за учебной деятельностью учащихся. Таким образом, фактически свое право на получение пенсии по выслуге лет могут реализовать сейчас только отдельные учителя. А все педагоги, которые

  • не ведут преподавательской работы (поскольку та не предусмотрена их должностными обязанностями);
  • руководители учреждений образования;
  • учителя, работающие менее чем на ставку;
  • учителя, которые не имеют часов организационно-воспитательной работы;
  • учителя дисциплин, по которым учебными планами не предусмотрен дополнительный контроль за учебной деятельностью учащихся,
не могут рассчитывать на выход на пенсию по выслуге лет. Между прочим, для педагогических работников учреждений, которые стали «жертвами» оптимизации сети учебных заведений, выход на пенсию по выслуге лет мог бы стать настоящим спасением. К тому же, работая в малокомплектной школе, просто невозможно выполнить все намеченные критерии.


Не допустить снижения гарантий

Заместитель председателя ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Роман Дапиро сообщил, что профсоюз принял активное участие в общественном обсуждении проекта изменений и дополнений в Кодекс об образовании, чтобы не допустить снижения гарантий работникам отрасли и учащимся. В частности, было внесено предложение четко разграничить, какие виды аттестации педагогических работников относятся к их обязанностям (на подтверждение квалификационной категории), а какие — к их правам (на присвоение квалификационной категории). Профсоюз призывает закрепить в кодексе право педработников на сокращенную продолжительность рабочего времени, поскольку в Трудовом кодексе это право закреплено только за учителями, то есть, только за одной из категорий педагогических работников.

Еще в 2013 году профсоюз обратил внимание Минобразования на нерабочий механизм реализации нормы, предусматривающей согласование учредителем учреждения высшего образования каждого случая снижения наполняемости учебных групп с Министерством финансов. Тем более что штатная численность профессорско-преподавательского состава зависит не от количества групп, а от количества контингента. Министерство образования планирует урегулировать это противоречие в Кодексе.

ЦК профсоюза предложил учитывать при перераспределении молодых специалистов наличие медицинских противопоказаний к работе не только по полученной специальности, но в определенных условиях (имеется в виду природный фактор и т.д.)


Почему невозможно стать «заслуженным»?

Еще одна неурегулированная проблема — порядок оплаты больничных листков. В связи с новой редакцией Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам на 14-дневном листке нетрудоспособности низкооплачиваемые работники отрасли теряют более 200 тысяч рублей, а молодые специалисты-учителя на пособии по беременности и родам — более 9 миллионов рублей. Предложения по этой ситуации неоднократно направлялись профсоюзом в правительство.

В профсоюзе довольны тем, что наконец был сделан первый шаг по уменьшению чрезмерного документооборота в учреждениях образования. Большое количество бумаг, которые приходится заполнять педагогам ежедневно, и привлечение их к выполнению непрофильных функций — два вопроса, которые постоянно поднимались на самых разных уровнях. В профсоюзе надеются, что принятие Министерством образования «Перечня документов для отдельных педагогических работников учреждений общего среднего образования» — только начало движения в правильном направлении.

Обратили внимание заместителя министра образования участники пленума и на моральную проблему — небольшое количество отмеченных наградами педагогов. Например, в Гродно нет ни одного учителя, который бы имел звание «заслуженного». Неужели в большом областном центре отсутствуют достойные кандидатуры?

Как метко заметила председатель Республиканского Совета ветеранов труда отрасли и Белорусского профсоюза работников образования и науки Янина Трахимович (кстати, представитель педагогической династии, которая может сравнивать различные «эпохи» в развитии национальной системы образования), нужно больше думать о человеке, а не прятаться за бумагами. «В образовании будет намного больше порядка, если руководство отрасли будет думать про обычного учителя. И тогда статус педагога в обществе обязательно повысится» — подчеркнула она.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 19 ноября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/11/61322.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.