В белорусских школах появятся физико-математические и филологические классы

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Со следующего учебного года у десятиклассников белорусских школ появится возможность получать образование с учетом собственных индивидуальных потребностей и способностей. Министерство образования рекомендовало управлениям образования и Комитету по образованию организовать изучение отдельных предметов в старших классах на повышенном уровне. Предметы сгруппированы по следующим направлениям: физико-математическое, химико-биологическое, филологическое и обществоведческое.

Правда, как объяснили журналисту «Звязды» в главном образовательном ведомстве, речь не идет о том, что с 1 сентября абсолютно все школы начнут внедрять идею профилизации. Для организации образовательного процесса с изучением предметов на повышенном уровне должен выполняться ряд условий. Во-первых, обязательно должна присутствовать готовность и заинтересованность в этом учеников и их родителей. Во-вторых, «углубление» в обучении невозможно без присутствия в школе высококвалифицированных педагогических кадров (учителей первой, высшей категории или учителей-методистов). Во внимание также будет браться и материально-техническая база школы: позволяет ли она в полном объеме реализовать содержание учебной программы на повышенном уровне?

Основатели учреждения образования совместно с руководителями последних будут определять школы, в которых образовательный процесс будет вестись с изложением тех или иных предметов на повышенном уровне. При этом для каждой средней школы будут определяться свои направления. Формировать классы для изучения отдельных предметов на повышенном уровне одного направления в учреждениях образования, расположенных вблизи друг от друга, не рекомендуется. Также не исключается, что сохранятся и средние школы, в которых все учебные предметы, как и раньше, будут изучаться только на базовом уровне, а свои индивидуальные интересы, склонности и способности ученики смогут реализовывать на факультативных занятиях.

Министерство образования предлагает две модели формирования десятых классов. Первая модель предполагает объединение юношей и девушек в класс для изучения на повышенном уровне предметов одного направления. Эту модель целесообразно использовать при наличии в средней школе параллельных десятых классов.

Вторая модель предусматривает объединение молодых людей для изучения на повышенном уровне предметов по различным направлениям. К ней рекомендовано обращаться, если невозможно сформировать целый класс для изучения на повышенном уровне учебных предметов одного направления.

Безусловно, многих интересует, а будет ли осуществляться какой-то отбор среди тех, кто желает учиться в «профильных» классах. Например, будут ли проводиться дополнительные экзамены?

В этом году специального отбора в такие классы точно не будет, — уверяют в Министерстве образования. — Все, кто хочет изучать учебные предметы на повышенном уровне, будут зачислены. Для продолжения обучения школьник имеет право выбора любого учреждения образования. Но необходимо понять, что просто «отсидеться» в таком классе не получится. Задания на выпускных экзаменах в 11-м классе по учебным предметам, которые изучались на повышенном уровне, будут более сложные, чем для учащихся, которые усваивали те же предметы на базовом уровне. К тому же для получения общего среднего образования совсем необязательно идти в старшие классы — это можно сделать и в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Поэтому, получая свидетельство об общем базовом образовании, школьник должен четко представлять свою дальнейшую образовательную траекторию.

При изучении на повышенном уровне физики и математики в 10-м и 11-м классах предусматриваются по 4 часа физики и 5 часов математики еженедельно.

При изучении химии и биологии на биологию в 10-м классе отводится 4 часа в неделю, а в 11-м классе — 3 часа, на химию — в 10-м классе 3 часа, а в 11-м — 4 часа.

При изучении на повышенном уровне белорусского и русского языков старшеклассникам отводится по 3 часа в неделю и на белорусский, и на русский языки в 10-м и 11-м классе. При повышенном уровне изучения белорусского (русского) языка и иностранного языка — 3 часа на белорусский (русский) язык и 5 часов — на иностранный язык.

Обществоведческое направление предполагает, что старшеклассники будут изучать по 2 часа в неделю историю Беларуси, всемирную историю и обществоведение.

Следует также иметь в виду, что в этом году Национальным институтом образования осуществляется разработка научно-методического обеспечения проведения итоговой аттестации девятиклассников за период обучения в базовой школе. По ее итогам и будет определяться дальнейший механизм приема в десятый класс.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 11 апреля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: old.zviazda.by/ru/archive/article.php?id=110781&idate=2013-04-11

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.