Астрофизический портал | |
|
Министр образования Сергей Маскевич: "Современный учитель должен быть личностью"
Каким должен быть современный педагог? Как повысить престиж педагогической профессии? Нужно ли вводить для претендентов на звание педагога дополнительные экзамены для мотивации? Насколько целесообразно готовить филологов в каждом региональном ВУЗе? Оправдан ли переход на четырехлетний срок обучения на педагогических специальностях? Почему у нас постоянно растет количество студентов, обучающихся на платной основе? Правильно ли, что высшее образование стало доступным практически каждому? На эти и многие другие сложные вопросы пришлось отвечать министру образования Сергею Маскевичу, который пришел на встречу со студенческим активом Белорусского государственного педагогического университета.
Еще древние греки говорили: "Если портной плохой, то люди будут просто плохо одеты, но если в обществе будет плохой учитель, то вырастут поколения необразованных и невоспитанных людей".
- Сегодня, пока вы все еще находитесь в роли учеников, наверное, считаете, что педагоги, которые учат вас, отстают от жизни. Но завтра вы сами пойдете в школу, и те дети, которых вы будете обучать, то же самое будут думать о вас. Дети и действительно гораздо проще адаптируются к меняющемуся миру, поэтому, чтобы не отстать от жизни, нужно постоянно развиваться и совершенствоваться, - обратился к будущим педагогам министр. - Общая эрудиция, интеллигентность, желание меняться всегда высоко ценятся учениками. Школа сегодня отстает от развития информационного пространства и продолжает терять свое влияние на формирование подрастающего поколения. Это констатируют во всем мире. Так, современные дети - совсем другие. Они ни в коем случае не хуже, а просто другие... Учителя сами не могут точно объяснить, чем нынешние первоклассники отличаются от тех детей, которые приходили в школу пять-десять лет назад, но это совсем другие дети. И работать с ними надо по-другому. Вопрос: как? Как сформировать у них систему жизненных ценностей? Увы, но на семью мы можем рассчитывать сегодня в меньшей степени. Поэтому роль учителя вырастает неимоверно. Современный учитель должен быть личностью, за которой пойдут его ученики.
Вместе с тем, Сергей Маскевич признался, что у него нет однозначного ответа на вопрос, нужно ли для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, вводить дополнительные экзамены, чтобы выяснить их мотивацию при выборе профессии и оценить личностные качества. Есть ли у них потребность в педагогической деятельности, которая основывается на любви к детям?
- Этот вопрос поднимается в последнее время на разных уровнях и в разных ситуациях. А как вы сами считаете? Давайте проголосуем! - неожиданно предложил министр. После того, как абсолютное большинство присутствующих высказалось за введение дополнительного экзамена, Сергей Маскевич сказал: "Вот это сильный аргумент. Значит, надо думать...".
Немаловажно, что самих студентов беспокоит то обстоятельство, что рядом с ними могут оказаться молодые люди, имеющие в сертификате всего несколько баллов. Кто-то поступает в педагогический университет просто для того, чтобы получить диплом. Кто-то таким образом пытается "откосить" от армии.
- Я считаю, что всегда найдется тот, кто по какой-то причине заблудился и выбрал не ту профессию. Но для того, чтобы ограничить поток случайных людей, мы в этом году вводим барьер для допуска в конкурсе. Остановились пока на цифре "7", полагая, что она очень счастливая, - пошутил министр. - Кто получит на централизованном тестировании менее 7 баллов, о поступлении в ВУЗ может забыть. Я глубоко убежден, что заказ на подготовку специалистов в виде контрольных цифр приема должен формироваться, исходя из двух факторов: первый - это потребности рынка труда, второй - стремление молодежи к получению высшего образования и спрос на ту или иную специальность. Просто закрыть какую-то специальность только потому, что в определенной области наблюдается перепроизводство кадров, будет неправильно. Да, возможно, сегодня и нет госзаказа на подготовку психологов, но, если в обществе есть желающие изучать психологию, пусть и за собственные деньги, мы не можем им в этом мешать. Нельзя ограничивать доступ к образованию... Я очень надеюсь, что вы понимаете, что количество студентов-платников растет не за счет сокращения бюджетных мест. За последние три года количество выпускников средних школ уменьшилось с 98 до 65 тысяч. Между тем, бюджетный набор уменьшился совсем не пропорционально уменьшению количества потенциальных абитуриентов. Желающих получать высшее образование становится все больше, но не все могут освоить программу высшей школы, поэтому нам и пришлось позаботиться о введении минимальных требований к уровню знаний претендентов на студенческий билет.
Министр образования был вынужден констатировать, что сформировать госзаказ на специалистов эстетического направления в школах довольно проблематично, поскольку после отказа от профилизаций и выведения дисциплин искусства за рамки учебного плана эстетическое воспитание перешло в разряд "по желанию". Следует пояснить, что студентов волновало существенное сокращение в этом году бюджетного набора на специальности, связанные с музыкальным, хоровым и изобразительным искусством.
- Как только мы ощутим дефицит специалистов, обеспечивающих факультативные занятия, работу студий, секций и другую работу в учреждениях дополнительного образования, мы увеличим прием на соответствующие специальности в ВУЗах, - пообещал студентам министр.
Сергей Маскевич выразил также свое отношение к четырехлетнему обучению. По его мнению, количество сдвоенных специальностей нужно уменьшить, за счет чего сократится и срок получения образования. Сдваивать было бы логично, например, информатику с математикой или физикой или химию с биологией. В остальных случаях это неоправданно, так как все равно зачастую вторая специальность оказывается невостребованной. А дополнительную квалификацию (если в этом будет необходимость) можно будет получить позже, в рамках переподготовки кадров.
В текущем году в БГПУ не будет осуществляться набор на русскую и белорусскую филологию на том основании, что востребованность филологов невысока. Поэтому студенты-филологи предложили министру определить два-три ВУЗа, где будет осуществляться подготовка по филологическим специальностям, а не готовить их в каждом региональном ВУЗе, как это происходит сегодня.
- По многим специальностям подготовка ведется в ВУЗах всего 5-10 лет, а с классической филологии (белорусской и русской) начиналось развитие белорусской высшей школы, поэтому во многих ВУЗах созданы серьезные научные филологические школы, которые мы просто обязаны сохранить, - поделился своим видением проблемы руководитель образовательной отрасли. - Действительно, востребованность филологов в последнее время снижается, но, вместе с тем, и катастрофически снижается уровень общей образованности. Поэтому считаю, что для классических филологов нужно искать новые ниши на рынке труда и новые современные направления деятельности. Например, они могли бы найти себя в работе с информацией в интернете, язык которого давно требует профессионального вмешательства... Полагаю, что на всех крупных интернет-порталах и сайтах должна быть предусмотрена штатная единица редактора-филолога.
Имидж профессии педагога в обществе министр образования считает темой исключительной важности:
- Привлечение в отрасль высококвалифицированных и заинтересованных в качестве своей работы специалистов напрямую связано с повышением престижа педагогической профессии. Еще год назад зарплаты педагогов отставали от средних зарплат по стране, но сегодня ситуация выравнивается: сейчас средняя заработная плата учителя составляет 3 млн. 100 тысяч рублей и разрыв со среднереспубликанским показателем уже минимален. Если такой баланс удастся сохранить, это будет нашим достижением, - подчеркнул Сергей Маскевич. - Однако я также считаю, что многое зависит и от самих учителей. Для того, чтобы повысить имидж учительства, нам нужно улучшить наше профессиональное взаимодействие, сформировать такие формы корпоративного взаимодействия, которые будут адекватны времени. Важно, чтобы мы придали новое дыхание Белорусскому педагогическому обществу. Это должно быть общество людей, которые неравнодушно относятся к своей профессии, которые знают, что делать, и готовы поделиться своим опытом. Как показал общественный опрос, педагоги страны в полной мере осознают необходимость объединения в активно действующую общественную организацию, которая бы содействовала сплочению учителей, преподавателей, воспитателей, руководителей образования в решении задач воспитания и обучения молодежи.
За повышение престижа профессии надо бороться не словами, а добросовестно выполняя свою работу...
Надежда Николаева. Газета «Звязда», 29 мая 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=97710&idate=2012-05-29
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии