Сельская школа: учителя утопают в планах и бумагах

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Никому не нужные бумаги, постоянное ожидание проверок, страх, что что-то сделано не по циркуляру, — реалии жизни современного учителя?

Среди августовского душного ливня по дороге в направлении от райцентра шла невысокая женская фигура. На каблуках, в деловой юбке. Не притормозить и не подвезти ее было просто невозможно. Согревшись в салоне авто, наша случайная попутчица, наверное, прочитав на лицах немой вопрос (мол, что ж тебя куда-то гонит из города в такой дождь?) Начала объяснять сама. Она не из дома идет, а домой. Работает завучем в деревенской небольшой школе — километров за двадцать от райцентра. Вчера в школу (а дело было примерно 18 августа) неожиданно приехала проверка. Проверяли готовность школы к занятиям. Все было доведено до ума: покрашено, вымыто, подремонтировано. Но придирчивый глаз контролеров из РОНО заметил в углу наглядной агитации стенд с прошлого учебного года... завуч, которая еще не вышла из отпуска (а половину его она, как и другие коллеги, все равно провела в школе, помогая и мыть, и красить, и ремонтировать), вызвали в район «с пометкой: срочно», словно в школе крыша вот-вот рухнет...

Помчавшись в район на первом автобусе и получив от чиновников РОНО хороший нагоняй за тот несчастный не замененный стенд, наша случайная знакомая стала думать, как добраться домой: следующий автобус шел только в пять часов. Вот и отправилась в дождь пешком в надежде на то, что кто-нибудь подвезет: работы в деревне всегда полно, не терять же целый день. Да и стенд нужно срочно менять, так как чиновница из РОНО грозно обещала завтра приехать проверить...

Выполнила ли она свое обещание и как все обошлось для нашей спутницы — история умалчивает. Но именно этот недавний случай мне вспомнился, когда прочитала официальное сообщение о том, что правительство дало старт общественной дискуссии о развитии образования в нашей стране. Ведь, на мой взгляд, результатом этой дискуссии должно стать не только совершенствование образовательного процесса, которое будет учтено на законодательном уровне. Это, безусловно, важно, но не менее важно вернуть... нет, даже не престиж профессии учителя (об этом уже тоже сказано-пересказано)... но самоуважение и достоинство людям, которые все же эту профессию выбрали, которые по-прежнему пытаются научить наших детей разумному, доброму, вечному... Но может ли научить общечеловеческим ценностям, достоинству и справедливости человек, вынужденный заниматься ненужной бюрократической работой, который из-за этого нередко сам себя чувствует униженным и «затюканным»?

Слишком резко и категорично? Извините, если что не так. Но у нас начата общественная дискуссия, и считайте, что к ней присоединилась представительница династии сельских педагогов, которая знает жизнь изнутри (и, если уж честно, в последние годы очень даже радуется, что, выбрав другую профессию, эту династию не продолжила)...

Я прежде всего действительно о деревенских учителях, о тех одержимых своим делом чудаках, которые готовы ночевать в своей небольшой школе, где с каждым годом все меньше и меньше детей. Многие планы — перспективные, квартальные, еще непонятно какие, не меньшее количество детальных отчетов о проведенных мероприятиях (обязательно с фотографиями!). Речь не об учебном процессе: планы уроков, поиск литературы, творческий подход здесь несомненно должны быть, это никто не отменял, и «схалтурить» в классе, где пять-шесть человек, где работаешь скорее не учителем — персональным репетитором для каждого, при всем желании не удастся. Но сколько всяких других бумаг! Недели здоровья, многочисленные конкурсы юных садоводов (изобретателей, друзей литературы, шахматистов, музыкантов и т.д. и т.п.) — по сути, дело для внеклассного воспитания нужное, но начинается оно в большинстве случаев именно с многочисленных бумаг: не подашь подробный план — получишь нагоняй, выговор или вообще денежное взыскание. Причем план по масштабам и пунктам не должен уступать тому, который пишет районная гимназия, в которой на одной параллели больше учеников, чем во всей сельской школе...

А потом эти планы нужно выполнять. Конечно, обязательно с фото- или видеоотчетом. И единственный отличник на четыре класса, в каждом из которых по пять-шесть человек, становится и чтецом, и шахматистом, и музыкантом, и участником всех районных олимпиад. Ведь на всех мероприятиях должны быть представлены все школы. Чтобы РОНО могло поставить очередную «галочку» и написать очередной отчет о всеобщем охвате внеклассной работой...

Кто-то скажет: вот, мол, яркое свидетельство, что деревенские небольшие школы отживают свое, что процесс оптимизации, который идет, надо активизировать, что в крупном учреждении образования способностям каждого ребенка легче найти применение, не притягивая никого за уши к тому или иному внеклассному мероприятию... Я, вместо того, чтобы спорить, такой вот пример приведу (он уже в волмянско-раковской окрестности как легенда из уст в уста передается). Сельская школа оказалась на грани закрытия: детей мало и, главное, печное отопление. Местные жители школу спасли: все жители деревни без исключения, независимо от того, есть в семье школьники или нет, собрали деньги и построили для школы котельную. Спасали не школу — душу деревни и собственную надежду, что жизнь будет продолжаться.

Какой будет эта жизнь в самой спасенной школе, как и в десятках других сельских школ? Искреннее, по-семейному теплая, с интересными походами, с играми вечером на стадионе, со спектаклями и «капустниками» в актовом зале — не запланированными, не спущенными сверху по одинаковому для всех методическому плану, не для «галочки», а для души, — такая, как было издревле, какой вспоминают ее несколько поколений? Или заваленная никому не нужными бумагами, с постоянным ожиданием проверок, со страхом, что что-то сделано не по циркуляру?

Предлагаю ответить на этот вопрос самим учителям — представителям самой достойной и благородной профессии.

Елена Левкович. Газета «Звязда», 11 сентября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/09/52741.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.