В педагогические ВУЗы — без экзаменов?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

...такую возможность собираются дать медалистам и победителям областного тура республиканских олимпиад

Отказаться от отдельного конкурса среди выпускников сельских и городских учреждений образования, отменить зачисление вне конкурса детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, повысить минимальное значение тестового балла для претендентов на студенческий билет, ограничить круг претендентов на заочную форму обучения — вот далеко не полный перечень предложений Министерства образования по совершенствованию порядка приема в ВУЗы на будущий год.

Напомним, что сразу после завершения нынешней приемной кампании председатель Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных экзаменов в учреждениях высшего и среднего специального образования Анатолий Рубинов пообещал провести осенью общественное обсуждение новых правил приема, доработать их и до 1 ноября представить на рассмотрение главе государства. Министерство образования согласовало свою позицию с Президиумом Совета ректоров и направило свои предложения по изменению правил приема во все заинтересованные ведомства. Документ учитывает как предложения государственной комиссии, так и предложения министерств и ведомств, имеющих в своем подчинении ВУЗы.

Преференции и справедливость

Как объяснили журналисту «Звязды» в Министерстве образования, ситуация, которая складывается уже не первый год во время приемной кампании, доказывает, что вопросы предоставления при поступлении льгот и дальнейшего сохранения отдельного конкурса для абитуриентов из города и сельской местности требуют пересмотра. Если в 2006 году проходной балл выпускников сельских учреждений образования в 28% случаев оказывался равным или превышал проходной балл выпускников городских школ, то в последние два года уже на каждой второй специальности зачисление происходило по общему конкурсу.

В Белорусском государственном университете доля специальностей, при поступлении на которые выпускники сельских школ имели более высокие баллы, чем горожане, достигла в этом году 67% (в 2011 году этот показатель составил 51%).

С другой стороны, согласно действующим правилам приема, раздельный конкурс проводится при условии, если проходной балл сельских абитуриентов ниже, чем проходной балл среди горожан, даже если от сельских абитуриентов подано всего одно заявление. Таким образом, нередко эта преференция превращалась для абитуриентов фактически во внеконкурсное зачисление. В ряде случаев горожане, имевшие преимущество в 100 баллов и более, студентами стать так и не смогли. Например, в БГУ проходной балл на специальность «микробиология» для горожан составил 243, а для сельчан — только 134, на специальность «международное право» — соответственно 374 и 287 баллов. Именно поэтому Министерство образования и предлагает отказаться от дальнейшего сохранения отдельного конкурса.

Предлагается также отменить зачисление вне конкурса детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. В министерстве констатируют, что очень часто при зачислении абитуриентов на отдельные престижные специальности бюджетные места задолго до окончания приема документов заполняются абитуриентами, которые имеют право на внеконкурсное зачисление. В этом году в БГУ на специальность «Социальные коммуникации» при проходном балле 364 вне конкурса были зачислены 3 льготника из детей-сирот, которые набрали 156, 208 и 296 баллов. В БНТУ на специальности «таможенное дело» абитуриент, набравший 318 баллов, был вытеснен льготником, который имел только 170 баллов. Аналогичные ситуации неоднократно складывались в МГЛУ на переводческом факультете и факультете межкультурных коммуникаций, в БГЭУ и других университетах.

По мнению руководства Министерства образования, социальные льготы для этой категории граждан нужно перенести на этап после их зачисления. И касаться они будут исключительно социальной поддержки молодых людей: предоставления им гарантированного места в студенческом общежитии, обеспечения социальных выплат, освобождения от оплаты за обучение, право на получение льготного кредита и так далее. Логика понятна — на первом плане должны быть знания, а не право на льготы. Вместе с тем право на внеконкурсное зачисление для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается при их поступлении в ССУЗы и учреждения профессионально-технического образования.

Видеозапись и апелляции

А вот абитуриентов, которые планируют поступать на специальности, где предусмотрен экзамен по предмету «творчество», предложение главного образовательного ведомства, безусловно, порадует. Методику подсчета общей суммы набранных баллов, которая уже не первый год действует в Академии искусств и Академии музыки, планируется распространить на все ВУЗы, где абитуриенты демонстрируют свои художественные, хореографические, музыкальные и вокальные способности. Зачисление в два этих ВУЗа осуществляется на основании общей суммы баллов, подсчитанной по результатам проведения трех этапов экзамена по предмету «творчество», среднего балла суммы баллов, полученной на результатах ЦТ, и среднего балла документа об образовании. Другими словами, «вес» творческих дисциплин там является решающим. Кроме того, предлагается проводить обязательную видео- и аудиозапись всех экзаменов по творчеству. Это делается для максимально объективного рассмотрения апелляций от абитуриентов, несогласных с выставленной им оценкой при сдаче вокала, танца, актерского мастерства и других творческих дисциплин.

Если предложения Министерства образования найдут поддержку, то поступать на заочную форму обучения в ВУЗах смогут преимущественно только лица, занятые трудовой деятельностью. Причем их трудовой стаж должен быть не менее 10 месяцев. Предложения по введению 10-месячного стажа обусловлены тем, что в этом случае абитуриенты, которые не поступили в ВУЗ в год окончания школы и приступили к работе с 1 сентября, смогут на следующий год поступать на заочную форму обучения в ВУЗах...

Целевой набор и «география» отбора желающих

Много предложений касаются совершенствования целевого набора. В частности, предлагается при поступлении на педагогические специальности на условиях целевой подготовки специалистов предусмотреть наличие у абитуриентов рекомендации педсовета того учреждения, которое они окончили. Где, как не в собственной школе, педагоги могут оценить серьезность профессиональных намерений своего выпускника? Такая рекомендация будет действовать только в год выпуска. А если абитуриент окончил учреждение образования более года назад, за рекомендацией придется обращаться уже в управление образования. Предлагается также зачислять вообще без вступительных экзаменов на педагогические специальности победителей третьего (областного и Минского городского) этапа республиканских олимпиад по учебным предметам, для которых предмет определен первым профильным экзаменом, а также лиц, награжденных золотой, серебряной медалью, и лиц, которые закончили учреждения среднего специального образования с дипломом с отличием. Но такой внеконкурсный прием распространится только на тех отличников и победителей областного тура олимпиад, которые будут заключать с нанимателем договор на целевую подготовку.

По предложению Министерства сельского хозяйства и продовольствия, целевой прием на сельскохозяйственные специальности может быть увеличен с 30 до 60% от контрольных цифр набора, а при поступлении в сельскохозяйственные ВУЗы для получения образования в сокращенные сроки абитуриенты будут сдавать только два вступительных экзамена по профильным предметам.

Было решено также удовлетворить предложения министерств образования, здравоохранения и других ведомств. До последнего времени право на целевое направление имели только абитуриенты, проживавшие в населенных пунктах с численностью до 20 тысяч человек, в сельской местности или на загрязненных радионуклидами территориях. Сейчас заказчики кадров смогут проводить отбор согласных подписать с ними договор о целевой подготовке специалистов среди всех абитуриентов, независимо от места их проживания. И круг специальностей, по которым разрешается осуществлять целевой набор, тоже никто ограничивать не будет. В Министерстве образования подчеркивают, что главная задача целевой подготовки — не просто поддержать сельскую молодежь, а в первую очередь — обеспечить кадрами отдельные отрасли экономики и отдельные регионы.

Какие еще предложения Министерства образования могут найти отражение в новой редакции Правил приема в ВУЗы:

  • Минимальное значение тестового балла, которое позволит участвовать в конкурсе, повысится с 7 до 10 баллов.
  • Документы в приемные комиссии смогут подавать доверенные лица абитуриентов. Однако для этого должны быть объективные причины, подтвержденные документально: это может быть болезнь абитуриента или его участие в международных конкурсах и соревнованиях.
  • Белорусы, постоянно проживающие на территории иностранных государств, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан смогут поступать в белорусские ВУЗы и средние специальные учебные заведения на бюджетные и платные места как на конкурсной основе (по результатам сдачи экзаменов), так и на условиях, предусмотренных для иностранных граждан (по результатам собеседования) — на платные места с более высокой оплатой. Количество мест для абитуриентов, которые будут зачисляться по результатам собеседования, предложено квотировать. Квота ежегодно будет определяться учебным заведением по согласованию с учредителем.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», октября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=104510&idate=2012-10-18

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.