В Швеции на помощь школе приходит медиаобразование и учебное радио

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Телевидение в Швеции, как, наверное, и во всех других странах мира, постепенно теряет в молодежной среде свою популярность. Молодые шведы предпочитают видеохостинг YouTube или смотрят телевизионный продукт на других интернет-платформах. Тем не менее в Швеции довольно успешно действует учебное радио (UR), входящее в корпорацию общественного телерадиовещания. На самом деле функции учебного радио куда более широкие: от создания учебных теле- и радиопередач, познавательных фильмов по физике, истории, географии и другим школьным дисциплинам, подготовки выпусков новостей для подростков — до съемок серьезного документального кино и просветительских программ для взрослой аудитории.


Серьезные темы — на доступном языке

— В последнее время подходы к обучению в шведских школах серьезно изменились, — рассказывает руководитель проектов по созданию учебных программ Габриэллла Цинц. — Если раньше в учебных заведениях практиковался традиционный подход к преподаванию материала, то сегодня главный упор делается на большую самостоятельность учащихся. Например, учитель может объяснять ученикам какую-то новую тему, сопровождая ее просмотром нашей телепередачи или аудиозаписью.

Между прочим, в Швеции все владельцы телеприемников, а теперь еще и компьютеров и планшетов с ТВ-тюнером и доступом в интернет платят лицензионный сбор в размере примерно 22 евро в месяц, который идет в фонд общественного телерадиовещания. В корпорацию входят три медиаконцерна: шведское радио (SR), шведское телевидение (SVT) и учебное радио (UR). Политически и экономически это независимая структура. Закон запрещает трансляцию рекламы на общественном телевидении и радио. Действует специальная комиссия, которая отслеживает, чтобы общественное телерадиовещание действительно оставалось независимым от различных политических и экономических сил в обществе...

Каждый день два часа (правда, не в прайм-тайм), отводятся в сети телеэфира продуктам, которые создаются сотрудниками учебного радио.

— Это могут быть научно-популярные фильмы, анимационная или обычная передача, которую педагоги используют на уроке для обучения школьников. Моя 15-летняя дочь, как и ее ровесники, редко смотрит телевизор, но в учебных целях наши передачи она все же изредка просматривает, — улыбается Габриэллла. — У учебного радио очень хорошо налажены контакты с ведомством школьного образования, мы изучаем учебные планы и создаем свои продукты, опираясь на них. У нас есть целый отдел, сотрудники которого общаются с педагогами и подсказывают нам актуальные темы. К тому же на сайте учебного радио и телевидения есть раздел, куда преподаватели могут заходить и загружать задания, сопровождающие тот или иной фильм и передачу, и вопросы для обсуждения в классе. Наши передачи доступны всем: в архиве можно найти любой продукт, созданный на протяжении последних пяти лет...

Рассказывает продюсер программы новостей для детей и подростков Густав Ранше:

— Каждый день мы готовим выпуски новостей, рассчитанные на подростковую аудиторию. Их продолжительность — от 5 до 15 минут. А раз в неделю выходит выпуск новостей с сурдопереводом. Критерии отбора новостей у нас особые: помимо важности информационного основания, смотрим, как та или иная поднимаемая нами тема может быть использована для дискуссии на уроке, для работы в группе. Пусть это будет даже серьезная новость мирового масштаба, но если ее нельзя будет привязать к какой-то теме в школьном обучении, мы ее, скорее всего, проигнорируем. Довольно часто упоминаем в своих новостях события в Украине и Сирии. Тема может быть «взрослой», но мы подаем ее детям в доступной форме на понятном им языке. Охват тем у нас, как говорится, от самых небес до земли.


YouTube — на службе у школы

В Швеции самый высокий уровень использования интернета в Европейском союзе. Как свидетельствуют исследования, в интернете 12-16-летние шведы проводят по меньшей мере три часа в день. Половина детей в возрасте четырех лет уже имеют собственный опыт поиска информации в интернете. Онлайн-телевидение и YouTube — одни из самых популярных ресурсов. Но то, чем дети занимаются онлайн, зависит от их пола и возраста. Подростки ищут информацию для домашних заданий, ведут блоги, проводят время в социальных сетях, развлекаются с программами для смартфонов. А дети младшего возраста больше всего интересуются играми.

Сейчас учебное радио запустило новый проект — с участием очень популярного среди молодежи блоггера. Ставку решили сделать на нынешнего кумира подростков, которому позволено поднимать самые разные темы, которые на самом деле интересуют школьников: от политики и экологии до энергетических напитков, поп-«звезд», сожительства и секса. Его передачи транслируются на YouTube.

медиаобразование

— Для нас это совершенно новый способ достучаться до молодежи, но мы пытаемся вовлечь в сферу нашего влияния и тех подростков, которые буквально живут в интернет-пространстве, — объясняет Густав.

Сидя в интернете, дети и подростки постоянно подвергают себя риску: они могут пострадать от кибернасилия (психологического давления, оскорблений, угроз, поступающих через интернет), высказываний, разжигающих вражду между различными социальными группами, а также действий сексуального характера. Существуют и другие угрозы: азартные игры, развитие зависимости от всемирной паутины, незаконная загрузка данных из интернета. Многие девушки испытывают давление со стороны стереотипов и недостижимых идеалов красоты, что приводит к снижению самооценки молодых людей и росту их недовольства собственным телом. Все это свидетельствует о необходимости повышения уровня медиаобразования среди подростков. Поэтому и учебное радио не может оставаться в стороне от этой проблемы...


Медиаобразование — ключ к успеху в учебе

— У нас есть программы, посвященные медиа, — рассказывает Габриэллла. — Например, программа для школьников 10-12-летнего возраста, которая называется «Это правда?». Детям рассказывают об угрозах в интернете, о гендерном аспекте в медиа, о мошенничестве со снимками, о том, как манипулируют сознанием создатели рекламы. Серия передач для школьников от 13 до 15 лет посвящена правилам и обязанностям человека в интернете. Мы объясняем, что даже если они просто ставят «лайки», они становятся частью общего медиапространства.

Есть передача, главная задача которой очень доступно рассказывать подросткам, как функционируют медиа. Есть и более сложные передачи для более взрослого возраста. Например, мы рассказываем старшим школьникам о власти фотографий: как с помощью искусства фотографии можно эмоционально воздействовать на аудиторию.

— Однажды мы поднимали тему, насколько опасна журналистская профессия. Безусловно, о ней можно рассуждать абстрактно. Но мы решили рассказать о судьбе конкретного журналиста, который находится сейчас в заключении, — рассказывает Густав.

обучение в шведской школе

В учебном плане шведской школы зафиксировано, что ученики должны критически относиться к информации и уметь анализировать ее, начиная уже с первого года обучения.

В Швеции действует Совет по делам СМИ, который все свои усилия направляет на то, чтобы работать над медиапросвещением и медиаобразованием. И защита несовершеннолетних потребителей от вредного влияния медиа — главное направление их работы.

Доказано, что медиаобразование позволяет учащимся получать навыки, которые помогают достигать им успехов и в изучении любых других предметов — таких, как наблюдательность, критическое мышление, креативность, заинтересованность и целостное видение.

— На сайте учебного радио есть подсказки, помощь педагогам и библиотекарям, как надо работать и освещать в классе ту или иную тему, — дополняет коллегу Габриэллла. — К каждой теме есть ссылки на наши передачи. Главная наша задача — помочь смоделировать дискуссию в классе.

Надежда Николаева. Фото автора. Минск — Стокгольм — Кальмар — Минск.


Пример занятий в классе на тему «Музыка: прошлое и сегодняшний день»

Посмотрите на фотографии представителей шоу-бизнеса, популярных сегодня и ранее во всем мире. Например, в 2000-х годах — это Robyn и Eminem, в 90-х — Nirvana и Backstreet Boys, в 80-х — группа Europe и Майкл Джексон, в 70-х — Боб Марли, группы ABBA и Deep Purple. Эти «звезды» были иконами стиля: миллионы подростков хотели быть похожими на них, копировали их прически.

Вопросы для обсуждения

  • Эти артисты все еще считаются модными и популярными?
  • На кого похожи вы?
  • Как по вашему мнению: через 10 лет они все еще будут для вас эталоном для подражания?
  • Почему представление о красоте и стиле меняется со временем?
  • Кто определяет, что выглядит хорошо, а что — плохо? Вы или кто-то другой?

Газета «Звязда», 24 июля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/07/46009.html

Другие статьи по образованию в Швеции:

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.