Сергей Маскевич на встрече со студентами — о распределении, корысти, «проектном» мышлении и самореализации молодежи

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Более ста вопросов поступило в Министерство образования от студентов из всех белорусских ВУЗов накануне встречи министра образования Сергея Маскевича со студенческим активом.

— Признаюсь, что многие вопросы меня очень порадовали, потому что, как выяснилось, вы думаете о том же, о чем и глава нашего государства, члены правительства и руководство министерства, — констатировал Сергей Маскевич, встречаясь с лучшими представителями ВУЗов в стенах Белгосуниверситета. — Вы думаете о развитии страны и стремитесь к тому, чтобы максимально полно был задействован ваш потенциал, хотите быть уверены, что ваши знания пригодятся, что вы сможете себя реализовать. И, что вполне логично, хотите знать: а какие же направления развития наиболее перспективны? Ваше место в строительстве новой Беларуси — особенное: 380 тысяч студентов — это мощнейший потенциал! Причем в министерство поступили и конкретные предложения, особенно важные для нас, поскольку сейчас формируется программа мероприятий к Году молодежи. Готовится новая концепция молодежной политики. Мы готовы прислушиваться к тем, кто завтра будет нести ответственность за судьбу нашей страны...

По мнению министра образования, студенческое самоуправление должно играть более значительную роль на уровне ВУЗов. В качестве положительного примера он привел Белгосуниверситет, где самоуправление достаточно хорошо развито и студенты имеют реальные рычаги влияния на жизнь университета. Очень активны и студенты БНТУ. Сегодня в министерстве думают над созданием Республиканского молодежного совета.

— Особое внимание мы будем уделять реализации проекта «100 идей для Беларуси», будем создавать максимально благоприятные условия для присоединения как можно большего количества молодежи к этому движению, — подчеркнул Сергей Маскевич. — Надо научить молодежь создавать бизнес-планы, научить их проектному мышлению. Но молодые люди должны понять, что никто с деньгами за ними бегать не будет. Любой проект ждет серьезная экспертиза, жесткий конкурсный отбор. Молодой человек должен свой проект защитить, доказать его целесообразность и перспективность, продумать механизмы воплощения в жизнь. К сожалению, сегодня среди молодежи прослеживаются и корыстные настроения: мол, а что нам за это дадут? Забота государства — создать условия для самореализации молодежи, организовать площадки для реализации молодежных инициатив. А задача молодежи — правильно распорядиться этими возможностями...

На встрече с министром образования у студентов была возможность задать вопросы главе отрасли лично. Один из студентов поинтересовался мнением министра насчет функционирования многочисленных частных фирм, где готовы написать за студента контрольную, реферат, курсовую или даже диплом. Причем такие фирмы открыто рекламируют свои услуги.

— Я считаю, что если есть спрос, то обязательно будет и предложение. Студенты, которые пытались привлечь помощь извне, были во все времена. Просто с развитием информационных технологий делать это стало проще, и предложения посыпались, — поделился своими мыслями министр. — Безусловно, сыграла свою роль и доступность высшего образования, которая пошла не на пользу его качеству. У студентов-заочников мы фактически отменили контрольные работы, потому что эта форма контроля перестала быть эффективной. В Гомеле, в университете потребительской кооперации, на сессиях заочников практикуется видеонаблюдение. Но я придерживаюсь взгляда, что пока наши студенты сами не осознают ценность образования, ценность полученных знаний, ничего кардинально не изменится. Нужно, чтобы они сами дали ответ на вопрос: что для них главное — получить диплом или получить знания?

— А давайте все студенты свои курсовые работы будут «сливать» на единый интернет-ресурс. Интересно будет посмотреть, через сколько лет или с какой частотой повторяются одни и те же мысли, — неожиданно предложил министр. — Во время моей работы ректором в Гродненском государственном университете ко мне часто обращались студенты с жалобами на то, что тот или иной преподаватель «свирепствует» и не дает сдать экзамен или зачет. А вот жалоб на то, что преподаватель завышает студентам отметки, я что-то ни разу не слышал.

Кто-то из участников встречи предложил министру разработать критерии эффективности молодежной политики и создать государственный орган, который бы координировал в стране всю молодежную политику.

Министр образования, в свою очередь, поинтересовался у молодежи их отношением к практике распределения выпускников:

— В большинстве стран Европы безработица — это обычное явление. А политика нашего государства направлена на то, чтобы предложить выпускникам первое рабочее место. Это важнейший социальный проект! Но хватает молодых людей, которые говорят, что им это не нужно. Получается, что общесоциальные решения не могут удовлетворить каждого...

Естественно, что студенты не могли не поинтересоваться у главы системы образования тем, как можно повысить престиж профессии педагога в обществе.

— Полагаю, что без повышения зарплат сделать это будет проблематично, — констатировал Сергей Маскевич. — Но вопрос повышения имиджа учителя лежит не только в материальной плоскости. Если сам педагог считает себя аутсайдером, так же будут думать о нем ученики и их родители. А уважение к себе вызывает только успешный человек. Поэтому положительный имидж педагогов — в руках самих педагогов.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 19 ноября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/11/61321.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.