Гимназия в Марьиной Горке - образование не районного масштаба

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Существует стойкое мнение, что у столичных школьников есть гораздо больше возможностей для получения качественного образования и собственного развития.

Наши корреспонденты посетили гимназию в Марьиной Горке накануне празднования ее двадцатилетия, и убедились, что некоторые «провинциальные» учебные заведения не только ни в чем не уступают столичным школам, но и могут быть примером для них.


Стены... почета

Внутри гимназии все стены увешаны почетными грамотами и дипломами. Их здесь несметное количество. Словно бы гимназия умышленно выставляет свои достижения на всеобщее обозрение. Почет или хвастовство? Попробуем узнать...

В канцелярии нас встречает директор школы — Алла Ралькевич. За чашкой кофе она делает для нас небольшой экскурс в историю:

– Я работаю здесь со дня открытия, уже двадцать лет. Это было 5 марта 1993 года, когда нам построили «финский городок» — так его называют сейчас. Инвесторами выступили двенадцать немецких банков. Работали здесь белорусы, поляки, финны, китайцы, турки. Накануне пала Берлинская стена, и в честь этого события немцы помогли нам построить школу. Таким образом в Марьиной Горке появилась гимназия...

Вы спросили насчет грамот на стенах... Как раз сегодня ко мне подходит мальчик из начальной школы и спрашивает, почему его диплома еще нет на стене. И держит в руках этот самый диплом, уже в рамке. Вывешивать «доказательства» ученических успехов на общее обозрение — хороший стимул, и я не отказываю детям в счастье видеть себя на почетном месте. А мальчику я ответила, что диплом, который он получил на районных соревнованиях, мы вывешивать не будем, поскольку ожидаем от него диплом с областного конкурса.

Мы с первых дней включились в инновационную работу Министерства образования. Несколько программ испытывались именно в нашей гимназии. Например, «Дальтон-технология», когда ученики ищут всю нужную информацию самостоятельно. Кроме того, свою деятельность мы начинали с работы не с детьми, а с учителями — им помогали психологи.

– А не волнуются ли родители, что над их детьми ставятся такие «опыты»?

– Ни в коем случае. Они готовы пойти на все, только чтобы их дети здесь учились. Цифры говорят сами за себя: 95% наших выпускников поступают в самые разные ВУЗы. Разве это не повод, чтобы отдать ребенка учиться именно сюда?

По словам Аллы Ралькевич, в местную гимназию привозят даже детей из Минского, Бобруйского и Червенского районов — такой имидж себе создала школа. Уже в этом году на подготовку к поступлению в гимназию приезжает 92 ребенка, хотя по плану должен быть создан всего один первый класс. Директор обещает, что возьмут всех, так как не взять — просто не имеют права.

гимназия в Марьиной Горке

Еще одна интересная деталь в методике обучения, о которой сообщает Алла Ралькевич, — совместная работа с младшими и старшими школьниками. Смысл в том, что в любых кружках и на любых мероприятиях нет возрастного ценза. Детям свойственно копировать поведение старших. И если они видят, что танцевать вальс или польку — красиво, а не старомодно, то и им хочется делать то же самое.


Дети — словно глина

Первое, что нас заинтересовало — кружки и секции. Сначала попадаем на занятия по кулинарии. Руководит кружком «Юный кулинар» Наталья Якушкова.

– А что вы делаете со своими блюдами? — интересуемся мы.

– Можем отнести домой или с друзьями поделиться, а можем съесть сами, — отвечает маленькая Настя Колосова.

– Дома потом тренируетесь?

– Обязательно. Родителям помогаем.

– Меня зовут Асур Тамразов, — рассказывает руководитель другого, весьма необычного кружка. — Здесь я оказался сразу после армии, так и остался работать в школе. Не проходит и месяца, чтобы мы с детьми не завоевывали каких-то дипломов или грамот. Буквально несколько дней назад получили диплом первой степени с выставки «Спасатели глазами детей». Готовили работы к юбилею Купалы и Коласа.

Интересно, чем могут заниматься дети, которые участвуют в таких разнотематических конкурсах? Они лепят из глины! Кружок называется просто и красиво — «Поющая глина». Весь кабинет просто заставлен изделиями, многие из которых еще только сохнут. Кружок работает каждый день, кроме воскресенья. Лепкой из глины занимается около 100 человек. Целая «мануфактура»! Кстати, все работы затем отдаются детям, поэтому родители могут не переживать за разбитые тарелки и кувшины. Глину Асур ищет и привозит сам.

Впереди нас ждут танцевальный кружок и школьный театр. Сначала попадаем на репетицию старшеклассников. Они танцуют польку и вальс — готовятся к выпускному.

– Заниматься танцами мне очень интересно, — говорит одиннадцатиклассник Владислав Межидов. — Кроме того, я считаю, что танцы могут пригодиться в будущем. Можно потом выступать за университет, или, впрочем, красиво станцевать на своей свадьбе.

Перемещаемся в театр. Декорации, одежда — все сделано руками детей и их педагогов. Художественный руководитель — Оксана Жаромская — ставит здесь экспериментальные постановки.

– Даже шоу ставим, если хотите, — рассказывает Оксана. — Недавно делали постановку вроде неоновых шоу, с применением современных технологий, с элементами акробатики и танца. А еще мы участвуем в театральных фестивалях.

По дороге в кабинет химии Алла Ралькевич рассказывает нам о международном сотрудничестве гимназии:

– В городе Хальберштадт, в Германии, есть одна из лучших немецких гимназий. Туда сначала ездила наша администрация, чтобы познакомиться с работой гимназии в условиях маленького города. А потом начали ездить и дети по обмену. Каждый год к нам приезжают 25 детей из немецких школ. Мы, в свою очередь, также отправляем туда 25 наших учеников и учениц. И те, и другие селятся в семьях, и живут там некоторое время. Я считаю, что это не просто поездки, а знакомство с культурой, традициями. Кроме того, наши ученики совместно с немцами реализуют самые разные проекты.


И книга, и спорт

Дальше — самое интересное. Музей истории гимназии и музей энергосбережения.

Алла Ралькевич рассказывает, что последний был открыт в октябре 2012 года. Так совпало, что следующий 2013 год объявлен Годом бережливости. Экспонаты здесь самые разные — от старых угольных утюгов до современной техники.

Пока ходим по школе, госпожа Ралькевич едва успевает рассказывать о самых разных экспозициях, которые находятся прямо в коридорах. А еще гордится спортивным образованием в своей гимназии. Здесь есть целых два спортзала. Главный плюс — на выходных все дети могут сюда прийти вместе с родителями, чтобы позаниматься любимым видом спорта.

Остается последний пункт — библиотека. По дороге знакомимся с Оксаной Бароновой — школьным психологом. Она рассказывает нам об арт-терапии, когда психику детей анализируют по их творчеству. Главные психологические проблемы у детей с течением времени не меняются — это конфликты и недопонимание. Одна маленькая деталь впечатляет: до работы в школе Оксана была... военнослужащим и работала с призывниками.

– Когда школа только открылась, книг не было вовсе. Пришлось просить, чтобы родители помогли нам с ними. Они откликнулись. А теперь в библиотечном фонде насчитывается уже 15 тысяч книг. Мы даже можем позволить себе списывать старые книги. Кстати, и они не выбрасываются, а раздаются учителям для других целей. Из них можно что-то вырезать, сделать учебный материал.

Перед прощанием Алла Ралькевич рассказывает, что гимназия по многим пунктам находится на самообеспечении. Здесь есть свои теплицы, ученики сдают металлолом. А ведь это тоже дополнительные деньги. Кроме того, гимназия часто просит помощи у родителей. Но все сразу видят, куда эти деньги пошли — главное, что все происходит абсолютно прозрачно. Наверное, поэтому и вопросов не возникает...

Ярослав Лысковец. Фото Марины Бегунковой. Газета «Звязда», 6 марта 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=109479

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.