Быть или не быть нижней планке баллов на ЦТ?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Александр — выпускник школы образца 2013 года. Будущую профессию, как и многие его друзья, стал выбирать ближе к окончанию одиннадцатого класса. Но правильнее будет сказать, что профессиональное будущее парень определял не самостоятельно, а за него это сделали родители. Поскольку отец Александра еще в советские времена учился в радиотехническом институте (нынешнем БГУИР), то на семейном совете было решено, что и сын тоже пойдет по той же тропе — получать высшее техническое образование. Тем более что сам парень никаких своих профессиональных пристрастий так и не озвучил. БГУИР, БНТУ или еще какой-то ВУЗ — для него принципиальной разницы не существовало. Мол, куда родители скажут, туда и пойду. Правда, как выяснилось чуть позже, для того, чтобы стать студентом БГУИР, нужно иметь в сертификатах централизованного тестирования не просто высокие, а очень высокие баллы. Одним словом, по мере обнародования организаторами ЦТ результатов абитуриентов надежда угасала буквально на глазах. По русскому языку и математике баллы были хоть и невысокие, но на платное обучение еще можно было надеяться. А когда стали известны результаты ЦТ по физике, выяснилось, что Александр попал в те самые 37% участников, которые не преодолели минимальную планку. Таким образом, о высшем образовании можно было забыть. В качестве «запасного аэродрома» рассматривался Высший радиотехнический колледж, куда не надо было предоставлять сертификат по физике. Но и там ждало разочарование: баллы Александра не позволили ему пройти даже на платное обучение. Между прочим, если бы Министерство образования не повысило в этом году минимальный порог на ЦТ, можно не сомневаться, что в каком-либо ВУЗе обязательно бы нашлась специальность, куда парень прошел бы даже со своими баллами. А самое интересное в этой истории то, что никаких других вариантов, кроме получения высшего образования, в семье даже не рассматривалось. И вдруг (которая неожиданность!) двойной удар или двойной «пролет» — сначала мимо университета, а затем — и мимо колледжа.


Девальвация диплома

Хотелось бы напомнить, что после отмены в 2008 году нижнего порога для претендентов на студенческий билет многие волновались: а не случится ли так, что на студенческую скамью смогут попасть владельцы самых низких баллов, так как теоретически претендовать на звание студента могли все желающие, набравшие на ЦТ 1 балл и более. И не станет ли высшее образование доступным всем желающим, особенно тем, у кого есть средства, чтобы оплачивать свое обучение? И хотя в это когда-то мало верилось, тем не менее теория превратилась в практику. При наличии свободных мест приемные комиссии не имели права отказать абитуриентам в зачислении, поэтому в списках зачисленных стали находить себя в том числе и выпускники, имевшие в школьных аттестатах «двойки» по десятибалльной шкале, и даже владельцы одного балла в сертификатах.

Когда стало ясно, что высшее образование рискует стать не просто массовым, а всеобщим, было принято решение вновь вернуть «шлагбаум» на входе в ВУЗ. В прошлом году самое большое количество абитуриентов, которые не смогли преодолеть установленный порог в 7 баллов, сдавали тесты по физике и математике (до 10 процентов от общего числа). Подводя итоги приемной кампании 2012 года, первый заместитель министра образования Александр Жук предупредил, что минимальный порог на централизованном тестировании будет повышаться: «Скорее всего, остановимся на 10 баллах. Это будет сигнал и молодежи, и обществу, что в дальнейшем требования на вступительных экзаменах будут расти. Подняв нижнюю планку сразу вдвое, мы просто рискуем недобрать абитуриентов по сверхвостребованным рынком труда специальностям».

И все-таки нижняя планка на ЦТ по математике, физике, химии и биологии поднялась сразу до 15 баллов и 20 баллов — на ЦТ по истории Беларуси, всемирной истории новейшего времени, обществоведению, географии и иностранным языкам. Руководство Министерства образования объяснило, что положительные значения тестовых баллов определялись с учетом анализа результатов централизованного тестирования за два последних года. Анализировался процент выполнения заданий в тестах, уровень сложности заданий, а также проводился анализ результатов конкурсного отбора в учреждения высшего образования за два предыдущих года.

– Мы уверены, что установленный минимальный уровень тестовых баллов позволит не пропустить в круг студентов слабо подготовленных абитуриентов. По нашим предварительным подсчетам, около 30% абитуриентов могут не достичь этого порога. Зато они смогут продолжить обучение в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, — озвучивал позицию главного образовательного ведомства его руководитель.


«Потери» после ЦТ

Честно говоря, в Министерстве образования сильно рисковали, поскольку количество мест в ВУЗах превышало количество выпускников этого года. И, в первую очередь, под угрозой оказалась платная форма обучения в ВУЗе. Но после окончания приемной кампании выяснилось, что незаполненными остались в высших учебных заведениях не только платные (в некоторых ВУЗах недобор на платную форму обучения достиг почти 90%), но и 1767 бюджетных мест. Для сравнения: в 2012 году не удалось заполнить на дневной бюджетной форме обучения 200 бюджетных мест, или около 2% от контрольных цифр приема — в основном на специальностях педагогического профиля. С заполнением педагогических специальностей возникали проблемы и в этом году. Но, с другой стороны, трудно представить себе, чему смог бы научить школьников педагог, который сам не знает математику на элементарном уровне или не знаком с физическими законами. Между прочим, в Белорусский государственный педагогический университет в предыдущие годы приходили абитуриенты с очень низкими баллами в сертификатах (2, 3, 4, 5 и 6 баллов)... Много случаев было, когда аттестат буквально «вытаскивал» абитуриента, позволял ему приблизиться к проходному баллу: в общей сумме баллов будущего студента его «вес» был решающим.

Результаты централизованного тестирования 2013 года следующие. Участие в испытаниях приняли 113 448 человек. Не преодолели нижний порог тестового балла, установленного для претендентов на получение высшего образования, 40 682 человека, или 35,86% от общего числа участников ЦТ. Из них 2064 абитуриента не набрали минимальный балл сразу по трем (!) учебным предметам, 11454 — по двум дисциплинам и 27 164 по одной учебной дисциплине. После тестирования по математике из приемной кампании выбыл каждый третий участник ЦТ. Еще больше абитуриентов не выдержали испытаний по физике...

Сегодня главная интрига заключается в том, что будут дальше делать с нижней планкой на ЦТ? Когда стало известно, сколько абитуриентов сошло с дистанции после централизованного тестирования, у многих «несчастных» еще сохранялась надежда, что Министерство образования отменит или пересмотрит нижний порог. Но этого не произошло: установленные «правила игры» менять в разгар приемной кампании не стали. И правильно сделали, поскольку тесты и так уже за последние годы максимально упростили... Свидетельство тому — большое количество владельцев максимальных баллов и чрезвычайно острая конкуренция между ними на особо престижных у молодежи специальностях.


На одного работника — два начальника?

В чем лично я вижу главный плюс от введения нижней планки на централизованном тестировании, так это в том, что она позволяет отсеять случайных людей. Не секрет, что удобство тестовой формы экзаменов привлекает много любителей поймать удачу. А вдруг и повезет? Одно дело — поставить наудачу ответы в тестах или вообще сдать экзаменаторам чистый бланк, расписавшись в собственной беспомощности, и совсем другое — опорочить себя перед экзаменационной комиссией.

Если еще 20 лет назад на высшее образование решались замахнуться только 20-30 процентов выпускников общеобразовательных школ, то теперь все массово идут участвовать в централизованном тестировании... А если высшее образование становится фактически всеобщим, это неизбежно приводит к резкому снижению его качества и девальвации диплома. И тут уже закономерно возникает другой вопрос: а нужно ли на рынке труда столько людей с высшим образованием? И не пришло ли время, привести план приема в ВУЗы в соответствие с демографической ситуацией в стране?

Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Анатолий Рубинов как-то метко заметил, что количество тех, кто поступил в ВУЗ, у нас почти вдвое превышает число тех, кто получает образование в средних специальных учебных заведениях: «Получается, что на одного работника у нас будет два начальника?»

Есть мнение, что минимальный порог на ЦТ следует ввести только для тех абитуриентов, кто претендует на бюджетные места. Если же человек готов платить за свое образование и какое-то заведение высшего образования готово попробовать его научить, то нецелесообразно запрещать ему учиться. Другое дело, что если студент не сможет усваивать программу высшей школы, то нужно отчислять его без сожалений.

А вот с этой мыслью можно поспорить. Люди, готовые платить за свое обучение, — желательные гости не только в частных ВУЗах, где они являются фактически единственным источником их существования, но и в государственных, которым доводятся планы по оказанию платных услуг. Достаточно посмотреть на проходные баллы на платной форме обучения, которые могут отличаться от проходного балла «на бюджете» на сотню единиц. Если не заполняются места на платной форме обучения, значит, не выполняются доведенные цифры по платным услугам и преподавателей нужно сокращать, а отчислять студентов-платников — значит терять деньги. Таким образом, очевидна противоположность интересов: с одной стороны, платная форма обучения помогает финансово поддерживать ВУЗы, а с другой стороны — за нее мы вынуждены расплачиваться низким качеством подготовки кадров.

Уверена, что если родители получили возможность оплачивать своим детям обучение, многие из них в прямом смысле потеряли бдительность, ведь имея «тройки» и «четверки» в школе, дети были должны поступать не в ВУЗы, а подумать о получении рабочей профессии. Что же получается из «двоечников» в ВУЗе? Безусловно, многих отчисляют. Часто в качестве примера приводят европейские страны, где на первый курс принимают всех желающих, а на протяжении обучения неспособные к учебе сами отсеиваются. Но у нас вряд ли кто-то морально готов для отчисления. Тем более, куда пойдет отчисленный посреди учебного года? А если ему 17 лет? Или если он сирота? Поэтому легко сказать: «Отчислить!». Надо помнить, что за каждым таким отчислением стоит очень молодой человек, которому снова выпадает оказаться на распутье.

Не сомневаюсь, что на входе в ВУЗ должен быть какой-то барьер, который бы заставил абитуриентов напрягаться. Но, на мой взгляд, каждый ВУЗ должен сам определять для себя нижнюю планку. Нельзя снова довести до всех единственную цифру: нужно учитывать и специфику ВУЗа, и спрос на рынке труда на тех или иных специалистов, и то обстоятельство, кто реально сможет усвоить учебную программу, так как не всегда и не всех студентов можно подтянуть по школьной программе. Наверное, это будет не по-государственному — сначала зачислять всех желающих, а затем отсеивать неудачников после экзаменационных сессий. 19 тысяч отчисленных за один учебный год — согласитесь, значительная цифра...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 22 августа 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: old.zviazda.by/ru/archive/article.php?id=115816&idate=2013-08-22

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.