Престиж профессии учителя падает из-за несвойственных обязанностей

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Учитель в общественной иерархии профессий не занимает лидирующих позиций. Между декларируемой ценностью образования и реальным отношением к нему — немалая дистанция. Об этом говорили делегаты VIII съезда Белорусского профсоюза работников образования и науки.


«Винтики» о победе не мечтают

— Последняя пятилетка — целая эпоха, которая включает реорганизацию и оптимизацию, изменения в порядке аттестации педработников, увеличение педагогической нагрузки, апробацию отраслевой системы оплаты труда, требования повышения качества, эффективности и результативности, модернизацию всей образовательной системы и многое другое, — поделилась своими мыслями с участниками съезда председатель Минского городского комитета профсоюза работников образования и науки Лариса Волкова. — За эти годы мы получили новые условия, ресурсы, возможности и новую заработную плату. Небольшая часть педагогической общественности почувствовала вкус к работе по-новому. Но, как следствие, мы получили сокращение штатов, интенсификацию труда, кадровый голод, отток молодых кадров, отсутствие желания абитуриентов поступать на педагогические специальности. И, на мой взгляд, самое важное, что вся система образования передана на недавно еще не известный аутсорсинг! Это значит, что для бесперебойной дееспособности отдельных систем и инфраструктуры конкретного региона все функции по профессиональной и непрофессиональной их поддержке и обслуживанию переданы образованию. Таким образом педагоги сегодня в ответе за все: за воспитание (ведь семья отошла на второй план); за акты обследования жилищно-бытовых условий и технического состояния квартир; за нарушения правил противопожарной безопасности (наличие пожарных извещателей, состояние электропроводки, чердачные и подвальные помещения, печи, дымоходы и т.д.); за преступность; за контроль и сопровождение объектов, не входящих в систему образования.

Медицинские работники из дошкольных учреждений перешли в ведомство Министерства здравоохранения — в результате педагоги теперь сами пишут меню, подсчитывают денежные и натуральные нормы на питание детей. Защищают детей от их же нерадивых родителей. Не секрет, что сегодня для многих работников нашей сферы главное — сохранить рабочее место, не попасть под сокращение и зарабатывать, чтобы жить. А для руководителей — удержать пришедших.

Значит, будем терпеть, молчать, обсуждать и жаловаться все на той же кухне? Но то, что кажется покоем в коллективах, чаще всего миф. Слом открытого сопротивления предлагаемым реформам состоялся, но ему на смену пришли безразличие или психологическое абстрагирование, которое сказывается на учениках и студентах.

Лидер столичного профсоюза работников образования и науки уверена, что человек, который боится потерять работу, который не чувствует стабильности и считает себя «винтиком», о победе не думает. Победа приходит с пониманием цели, своего места и своей значимости.

«При этом я уверена, что профессионал всегда будет нужен в своем ВУЗе или школе, поскольку именно такие люди составляют хребет любой организации и системы. Их нужно растить и лелеять, расширяя их количество», — добавила Лариса Волкова.


Почему не слышат педагогов?

Сегодня ни для кого не секрет, что невысокий уровень заработной платы в образовании — величина постоянная по сравнению с другими отраслями экономики. Среднемесячная заработная плата работников системы значительно ниже аналогичного показателя других отраслей.

— Зарплата — не пособие по бедности, нетрудоспособности или старости. Она должна быть достойной, и ее надо зарабатывать качественной работой, — уверена председатель Минского горкома отраслевого профсоюза. — Неоднократно в течение пяти лет профсоюз обращался в Совет Министров, органы законодательной и исполнительной власти, Министерство образования с предложениями по вопросам оплаты труда работников отрасли. Нужно констатировать, что слышат нас плохо, а то и вовсе не хотят утруждать себя ответами на обращения профсоюза, чего не скажешь о местных органах власти, и спасибо им за это взаимодействие! В текущем году бюджетом города направляется 30% средств на повышение тарифных ставок работникам системы образования.

Лариса Волкова сообщила, что одним из источников для повышения заработной платы является реализация статьи 26 Закона «О республиканском бюджете на 2015 год», которым предусмотрена возможность устанавливать повышающие коэффициенты к тарифной ставке за счет экономии бюджетных средств. Но в прошлом году для выполнения вышеупомянутой статьи закона о бюджете было принято постановление Совета Министров № 110, которое уже заведомо не работает.

престиж профессии учителя падает из-за несвойственных обязанностей

— Необходимо отметить, что повысить зарплату посредством реализации 110-го постановления в 2014 году Минск не воспользовался, а по республике им воспользовались только два ВУЗа, — сообщила Лариса Волкова. — То, что будет дальше происходить с отношением государства к финансированию образования, повышением заработной платы работников и конкурентоспособности педагогической профессии, напрямую отразится на работниках, их мотивации, отдаче в работе, а значит, и на результатах. Наша система оплаты труда требует обновленной платформы, современных принципов, новых взглядов и конструктивных решений.

Важно также понимать, что зарплата — лишь один из элементов трудовых отношений, что, увеличивая зарплату, нужно думать и о прочем — о системе аттестации, условиях для дальнейшего личностного и профессионального роста педагогов. Все мы понимаем, что это целостная система трудовых отношений между обществом с одной стороны и педагогическим работником — с другой.


«Не надо нас возводить на пьедестал»

— Еще лет 20-30 назад выпускники школы среди самых престижных профессий называли профессию учителя. Этот путь выбирали лучшие ученики из класса. А что мы видим сегодня? Недоборы на бюджетную форму обучения... А тот, кто поступает, не может сдать даже первую сессию, — озвучил свое видение ситуации в образовании председатель профкома Добромысленского детского сада — средней школы, учитель белорусского языка и литературы Степан Куницкий. — И я часто задумываюсь над тем, а кто же придет нам на смену. То, что педагогические коллективы стареют, — это факт. Молодые специалисты, отработав по распределению свои два года, ищут для себя другую сферу деятельности. Не хватает учителей математики, иностранного языка, химии, физики. В нашей школе эти предметы преподают учителя-пенсионеры.

Ситуация с каждым годом усложняется. Школу покидают талантливые педагоги, уходит инициатива, творчество, и, как следствие, начинает снижаться качество образования. Все способы противостоять этому процессу и преодолеть трудности обычно сводятся к закручиванию гаек, дальнейшей бюрократизации школы и регламентации деятельности руководителей учреждений и непосредственно учителей.

Почему же падает престиж профессии? По мнению наставника, дело тут не столько в уровне заработной платы, сколько в отношении к педагогу.

— Его первоначальная задача — учить детей, профессионально, интересно, с увлечением. Именно о своем непосредственном долге должен думать учитель, приходя в школу. Но это ему сегодня не всегда удается, — подчеркивает Степан Куницкий. — Образование перегружено методиками, рекомендациями, отчетами, планами... Учитель должен заниматься и не свойственными его профессии обязанностями, которые не имеют никакого отношения ни к образовательному процессу, ни к воспитанию детей. Этих обязанностей, которые «повешены» на педагогов другими ведомствами, хоть отбавляй. Мы обязаны всем: органам внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, здравоохранению, обороне, прокуратуре, социальной и санитарной службе, даже родителям: все они шлют в школу свои указания, а по сути, навязывают учителям свои обязанности.

По мнению педагога, в полной мере отвечать за воспитание своих детей должны родители, а не классные руководители, учителя и директора. Школа должна не заменять родительские функции, а только их дополнять и корректировать.

— Сегодня очень часто из уст чиновников можно услышать фразы типа «учитель должен то-то». И вообще «он должен быть таким или таким». Не надо перед нами становиться на колени и не надо возводить нас на пьедестал. Не надо к нашей профессии предъявлять повышенные требования, говорить о ней возвышенно. Профессия наша не хуже и не лучше других. У нее есть свои плюсы и минусы, — считает Степан Куницкий.

Перед министром образования Михаилом Журавковым, участвовавшим в съезде, учитель поставил ряд вопросов. По его словам, педагоги озабочены тем, что практически все они лишились возможности получить пенсию за выслугу лет. Принятое положение о порядке аттестации педагогических кадров привело в шок воспитателей учреждений дошкольного образования, руководителей и их заместителей. Воспитатели, которые не имеют профильного образования по «педагогике детства», стали изгоями в системе образования. А руководители учреждений образования лишились права на аттестацию как педагоги.

— В СМИ часто можно услышать рассуждения о целесообразности существования региональных институтов развития образования и предложения передать эти функции педагогическим университетам. Педагоги нашей области за то, чтобы они существовали, только нужно наделить их теми функциями, которые они должны выполнять, а не накладывать на них функции контролеров. У нас контролеров всех уровней хватает и так, — добавил Степан Куницкий.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 8 апреля 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/04/78608.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.