300 учителей-логопедов "зависли" между небом и землей... и ждут, когда Министерство образования признает их "своими"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Странная ситуация сложилась в республиканской логопедической службе: учителя-логопеды, работающие в учреждениях здравоохранения и в учреждениях образования, оказались словно на разных планетах. Для последних не изменилось ничего: у них осталась и 20-часовая рабочая неделя, и 56 дней трудового отпуска. А для учителей-логопедов системы здравоохранения в сентябре прошлого года мир перевернулся с ног на голову, когда они не нашли себя в постановлении Министерства образования, которое определяло сокращенную продолжительность рабочего времени отдельным категориям педагогических работников. Сначала отнеслись к этому как к досадной нелепости, которую должны быстро ликвидировать, однако, как выяснилось, никто не спешил ее исправлять. Или про логопедов система здравоохранения вообще забыла? Поэтому учителя-логопеды стали писать в Министерство образования, Министерство здравоохранения, Белорусский профессиональный союз работников здравоохранения, чтобы донести до руководящих органов свою позицию. Посетили они и "Звязду", чтобы рассказать, в каких условиях им приходится сегодня работать. Наши собеседники - главный внештатный специалист Комитета здравоохранения, учитель-логопед Клавдия Доронина, учитель-логопед Республиканского клинического медицинского центра Управления делами Президента Беларуси Елена Марковская и учитель-логопед 32-й столичной поликлиники Диана Сильченко.

К. Д. - Более 60 лет деятельность учителей-логопедов, которые работали в учреждениях здравоохранения, регламентировалась Министерством образования. Это вполне логично, так как все мы - и логопеды, работающие в системе образования, и логопеды, работающие в медицинских учреждениях, имеем высшее педагогическое образование, занимаемся педагогической деятельностью и выполняем функциональные обязанности педагога.

Раньше работа логопедов здравоохранения регулировалась нормативно-правовыми документами союзного значения. Логопед приравнивался к учителю старших классов и имел 18-часовую недельную нагрузку (в России, Украине, Грузии и сегодня ничего не изменилось). А с появлением первых республиканских нормативно-правовых документов логопеды системы здравоохранения и образования были объединены в едином квалификационном справочнике, и для всех была установлена 20-часовая рабочая неделя. Позже (в 2001, 2003, 2007 годах) Министерство образования в своих постановлениях регулировало работу педагогов, в том числе и учителей-логопедов здравоохранения. Но на нашу педагогическую нагрузку никто посягательств не делал. И никто не проводил границу между логопедом учреждений образования и здравоохранения.

Однако в прошлом году, в связи с вступлением в силу Кодекса об образовании, пересматривалась вся нормативно-правовая база, и в сентябре появилось постановление Министерства образования № 255 "Об определении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников". Учителя-дефектологи (логопеды) всех учреждений образования и социального обеспечения на основании этого документа сохранили право на сокращенное рабочее время, а учителя-логопеды учреждений здравоохранения почему-то оказались за рамками этого документа. Как мы понимаем, автоматически мы лишились и 56 дней отдыха.

Е. М.: - О нас просто забыли, а сейчас никто не хочет признавать свою ошибку. Я считаю, что это просто какой-то юридический казус. Не может половина специалистов иметь одни условия работы и 4 часа учебной нагрузки ежедневно, а вторая половина - совсем другие. Фактически у учителей-логопедов, работающих в системе здравоохранения, сегодня 8-часовой рабочий день. И далеко не каждый руководитель желает вникать в специфику нашей работы. После окончания педагогического университета у многих из нас был выбор, куда пойти работать, и когда мы сделали свой выбор в пользу медицинских учреждений, мы не стали при этом медицинскими работниками. Наша задача - выявлять неблагополучных детей в системе здравоохранения. Логопед первым, еще в детстве, обнаруживает ребенка с самыми различными дефектами в развитии. Существует совместное постановление двух министерств (здравоохранения и образования) о преемственности в работе: лица с особенностями психофизического развития, которые выявляются в системе здравоохранения, после постановки диагноза должны передаваться в центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Но теперь, судя по всему, и Министерство образования от нас отказалось. Мы фактически ничьи... В Минздраве нам сообщили, что полномочия по определению сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников были переданы правительством Министерству образования. И Министерство здравоохранения ничем помочь нам не может.

- Расскажите, пожалуйста, как выглядит рабочий день учителя-логопеда?

К. Д.: - 4 часа учебной нагрузки - это четыре часа непосредственной голосовой и эмоциональной работы. Причем работаем мы всегда в присутствии родителей ребенка или других его официальных представителей. Представьте себе, что на консультацию к нам попадают дети, которые плохо понимают обращения к ним, плохо видят, слышат и никак не реагируют на то, что вокруг них происходит, а родители не могут их ничем ни заинтересовать, ни успокоить. У ребенка может быть целый "букет" диагнозов. А логопеду надо войти с ним в контакт, изучить документацию. Если прием происходит в стенах поликлиники, у нас есть возможность сразу показать ребенка неврологу, психиатру, лор-врачу и другим специалистам.

Консультирование, составление индивидуального коррекционно-компенсаторного плана обучения ребенка и родителей доступным методам и приемам работы в домашних условиях, подготовка к проведению занятий (индивидуальных и групповых), заполнение документации и другие виды работ проводятся вне основного рабочего времени.

учитель-логопед занимается с детьми

Хоть и неловко хвастаться, но эффективность работы логопедической службы в системе здравоохранения намного выше. Мы занимаемся и консультационно-учебными, и индивидуальными, и групповыми занятиями. А еще выполняем профилактическую работу, которая заключается в массовом периодическом осмотре всех детей дошкольного возраста в определенные возрастные сроки, причем также в присутствии родителей. Фактически мы занимаемся образованием родителей.

Е. М. - Логопед - не обычный педагог, который решает образовательные задачи. Перед нами стоят специфические коррекционно-педагогические задачи, мы занимаемся коррекцией нарушенных речевых и других психических функций, воспитанием и образованием лиц с особенностями психофизического развития. Если обычный педагог задает вопрос ребенку, то он получает ответ, между ними идет диалог. А педагог-дефектолог, хоть в учреждении образования, хоть в поликлинике, задает вопрос и сам на него отвечает. Вопрос приходится задавать и пять раз, причем по-разному, чтобы получить ответ.

В своей деятельности учителя-логопеды и учителя-дефектологи независимо от того, где они работают (в системе здравоохранения или системе образования), используют одни и те же приемы и методы - педагогические. Однако у логопедов в медицинских учреждениях поле деятельности более широкое. Мы работаем как с младенцами, так и с молодежью, и старыми людьми, поскольку речь может нарушиться абсолютно у любого человека в течение жизни. Люди страдают от опухолей мозга, от черепно-мозговых травм, инсультов, от различных сосудистых заболеваний. Человек может быть психически здоровым, но он не может ничего ни сказать, ни написать, ни прочитать и не понимает людей вокруг себя. Именно логопеды занимаются восстановлением у них речи.

Д. С. - А теперь представьте себе, что в некоторых учреждениях администрация уже заставляет логопедов работать от звонка до звонка (вдвое больше, чем раньше) без увеличения тарифных ставок и окладов. То есть, 8 часов непосредственного общения с пациентами, 8 часов ежедневной голосовой нагрузки. Наша профессия является голосовой, поэтому норма нагрузки на голос не должна превышать 20 часов в неделю. Выходит, что руководители учреждений здравоохранения игнорируют эти нормы? А к занятиям логопеды вынуждены готовиться уже после завершения рабочего дня. Не выдержав такой нагрузки, учителя-логопеды начали переводиться на полставки, хотя в действительности их рабочий день не сократился, как не сократился перечень функциональных обязанностей и не уменьшилось количество пациентов. Они выполняют тот же объем работы, но платят им за нее сейчас вдвое меньше. Есть реальная угроза, что, если ничего не изменится, то специалисты начнут массово увольняться. Между прочим, в домах ребенка за мизерные деньги работают настоящие "жемчужины", люди, полностью преданные детям и своей профессии, как правило, пенсионного возраста. Кто придет им на смену? Молодежь такая работа может не заинтересовать...

- А насколько многочисленна логопедическая служба в системе здравоохранения?

К. Д. - В учреждениях здравоохранения работает чуть более 300 учителей-логопедов, которые все имеют педагогические квалификационные категории и регулярно повышают свою квалификацию в Академии последипломного образования педагогов. Наши специалисты работают в детских и взрослых поликлиниках, в стационарах, реабилитационных отделениях и центрах. Поэтому система здравоохранения заинтересована в деятельности на ее базе логопедической службы. Мы - штучные специалисты. А медицинское учреждение является как раз тем местом, где проблемы наших пациентов могут быть решены комплексно.

Д. С. - Мы уверены, что значительное увеличение продолжительности рабочего времени учителей-логопедов в учреждениях здравоохранения не имеет под собой никакой экономической целесообразности. Во-первых, это уже привело к их дискриминации по сравнению с коллегами, которые работают в системе образования и социального обеспечения. Во-вторых, массовые увольнения грозят разрушить целостную систему оказания реабилитационной помощи, что повлечет за собой еще большие экономические затраты в связи с ростом количества людей, выходящих на инвалидность. К тому же увеличение рабочего времени все равно не увеличит охват учителями-логопедами лиц с особенностями психофизического развития из-за действующих санитарных голосовых норм, из-за необходимости обязательной ежедневной подготовки к занятиям. А если кто-то решит вывести учителей-логопедов из круга педагогических работников, то это повлечет финансовые затраты на переобучение специалистов, на обучение и подготовку новых специалистов в других образовательных учреждениях.

- А какие результаты принесли ваши обращения в высшие инстанции?

К. Д. - Из Министерства образования мы получили письмо следующего содержания: "...Постановлением Министерства образования от 05.09.2011 № 255 учителям-дефектологам определена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю и норма педагогической нагрузки на ставку 20 часов в неделю при работе в учреждениях образования, а также других организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью при условии реализации образовательной программы дошкольного образования.

Таким образом, те организации здравоохранения, которые осуществляют образовательную деятельность на вышеупомянутых условиях, имеют право определять учителям-дефектологам сокращенную продолжительность рабочего времени. Другие организации здравоохранения на основании статьи 272 Кодекса Республики Беларусь об образовании могут определить рабочее место в этих организациях для учителей-дефектологов, которые содержатся в штате учреждений образования".

Конечно, мы такой трактовкой не довольны. "Имеют право" не означает автоматически, что логопеды получат сокращенную нагрузку. Сигналы с мест свидетельствуют совсем об обратном. Наверное, руководители учреждений здравоохранения сначала тоже думали, что нелепость будет быстро исправлена, но этого не произошло. Поскольку у логопедов учреждений здравоохранения нет своего руководителя (мы все разрозненные), то из всех регионов коллеги звонят к нам в Минск. Все ждут положительного решения.

- Признайтесь, а вы никогда не пожалели, что выбрали местом работы не учреждения образования? И кем вы себя ощущаете в большей степени: педагогами или все-таки медицинскими работниками?

К. Д. - Я просто в восторге от своей работы, так как вижу от нее реальные плоды. В немалой степени от моей работы зависит и дальнейшая социальная адаптация ребенка, и судьба всей этой семьи, так как родители не всегда подготовлены к таким проблемам. А кем мы чувствуем себя в большей степени? Скажу так: мы и педагоги, и психологи, и психотерапевты в одном лице... логопед - это пластырь к каждой болячке...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 25 января 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=92268&idate=2012-01-25

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.