Репетитор Евгений ЛИВЯНТ: "Почему ученик получает на экзамене в школе 8-9 баллов из 10, а через неделю на тесте – 12-15 баллов из 100?"

Предлагаем нашумевшую статью о проблемах белорусского образования из республиканской газеты "Звязда", опубликованную летом 2010 года.

Евгений Борисович ЛИВЯНТ – авторитетный репетитор, легально работает с 2001 года, преподаватель математики и физики, готовит ежегодно около сотни учеников. К тому же он – телезвезда: несколько раз его приглашали в качестве эксперта на телешоу "Выбор". На разговор с господином Евгением вдохновили результаты централизованного тестирования по физике (73% абитуриентов получили менее 20 баллов) и математике (62,5% абитуриентов получили менее 20 баллов). Катастрофа школьного образования? Плохое преподавание? Плохие ученики? И это, и не только это, полагает Евгений ЛИВЯНТ.


«Я должен быть благодарен Министерству образования: с каждым годом у нас, репетиторов, все больше работы»

– Господин Евгений, какие школьники сегодня обращаются к вам как к репетитору?

– Как правило, уровень знаний у большинства современных школьников очень низкий. И с каждым годом он становится все ниже. Я должен быть благодарен Министерству образования: с каждым годом у нас, репетиторов, все больше работы! В Минске осталось буквально 5-6 школ, где более-менее приличный уровень знаний по математике. Что касается физики, то практически ни у одного ученика никаких знаний по физике нет. Когда приходит ученик заниматься ко мне математикой, я стараюсь выявить его начальный уровень, чтобы было от чего отталкиваться. Когда же приходит ученик заниматься физикой, я ни о чем его не спрашиваю, ибо знаю, что он ничего не знает. И очень редко сильно удивляюсь, если ученик что-то знает. В этом году из нескольких десятков моих учеников по физике что-то знал один.

– Ваши слова подтверждают стабильно низкие результаты на централизованном тестировании по указанным предметам...

– Ну да, так как падает также уровень учителей. Хорошие учителя, которых раньше было очень много, либо уходят на пенсию, либо в репетиторы. А на их место приходят выпускники пединститута. Это в основной массе даже не троечники, а двоечники. Об этом говорят проходные баллы в педагогические вузы – как в Минске, так и в других городах. Они в среднем – 150-160 баллов из 400. Посчитаем. Средний балл аттестата в Минске – 70-80. Получается, что на трех тестах, которые остались, ученик набирает примерно 70 баллов. Значит, на одном тесте он набирает 20-25 баллов. Это уровень двоечника, в лучшем случае троечника! Понятно, что никакая учеба в институте не сделает из двоечника замечательного преподавателя! Раньше было иначе. Хотя и тогда в пединститут шли не только лучшие ученики, но и хорошисты, и редко когда троечники.

– А почему получается так, что на выпускных экзаменах в школе дети получают высокие баллы – 8, 9 (из десяти). А через несколько недель на централизованном тестировании – 12, 15, 18 (из ста)?..

– Если бы экзамены в школе проходили так, как должны, никого бы не удивили такие низкие результаты на централизованном тестировании. О том, что экзамены в школах – это, можно сказать, профанация, знают все, кто работает в системе образования. Возможно, многие делают вид, что они этого не знают. Как проходит экзамен, скажем, по математике? Есть сборники экзаменационных материалов по математике, они изданы. Официально изданы решебники этих задач. Также широко распространены и продаются решебники в виде шпаргалок. Если ученик идет на экзамен – он всегда имеет такой решебник. Решебник спрятан у него в кармане, он же скрыт за батареей в коридоре, он же спрятан в туалете, этот же решебник имеют и родители, которые сидят в соседней комнате с кофе-чаем. И еще эти решебники имеют учителя. Схем несколько. Первая – учитель искренне дает ученикам списать. Причем он контролирует, чтобы «шестерочник» не списал на десятку. А вот если ученик идет на медаль – в этом случае он обязательно после экзамена останется в школе, его работа будет вычитана всеми преподавателями. Все ошибки будут исправлены, а если исправлений будет больше чем нужно, работа будет аккуратно переписана учеником. В некоторых школах так нагло НЕ списывают. Тогда ученик ждет, пока учитель выйдет. Либо сам выходит – в туалет или поесть (это разрешается). И даже если в школе есть проверяющие, это не проблема, ведь и они все знают, все понимают.


«Тест длится три часа, но половина учеников уходит в первые полчаса»

– Господин Евгений, когда «все все знают», зачем это?

– Я и сам не понимаю! Это секрет Полишинеля! А после приходят результаты тестирования – и все становится понятным. В этом году тестирование было самое простое и корректное за все предыдущие годы, полностью в рамках школьной программы. А средний балл был ниже, чем раньше: по республике 18 по физике и 21 по математике!

– Но ведь это – близко к нулю!..

– А вы знаете, что тест длится три часа, но половина всех абитуриентов уходит в первые полчаса? Почему они не борются? А потому, что они в принципе не понимают, о чем идет речь в тесте! Это единственная причина, почему может уйти абитуриент: слова, которые он видит, не стыкуются в предложения и текст. Поэтому он наугад расставляет значки, решает самое простое, что знает, – и уходит. А через час в аудитории остается 20-30% абитуриентов, и так – все последние годы.

– Недоверчивый читатель про ваши рассказы о списывании на экзаменах скажет: будто со свечкой стоял! Откуда у вас такие секретные сведения?

– Никакой это не секрет! Это какая-то дурацкая игра! Я понимаю, когда люди обманывают друг друга с каким-то смыслом – скажем, играя в карты. Какой смысл обманывать здесь? Дали вы ученику списать, поставили «восемь» – а через неделю он получил на тестировании 14 баллов из 100 возможных. Какой смысл? Мои слова можно проверить двумя способами. Первый способ – неожиданно прийти в школу и дать ученикам написать контрольную. Второй – пусть читатели "Звязды" (ученики, учителя, родители...) пришлют в редакцию свои отзывы, как проходят экзамены в школе. Думаю, вы получите истории, интереснее моей.

– От учеников, которые проходили тестирование, приходилось слышать: там очень сложно, мы это в школе не проходили. Действительно ли выходят задания на тестах за пределы школьной программы?

– Выходят – в том смысле, что в школе они ничего не решают. Не потому, что это не входит в школьную программу, а потому, что на уроках ученики этим не занимаются. Приведу вам простой пример: в тестах этого года половина абитуриентов не ответила на вопрос, в каких единицах измеряется напряжение! Хотя, мне рассказывали ученики, на несколько заданий выше была фраза (в другой задаче): «Напряжение в цепи 220 вольт...» И это – не все выпускники школ, а только те, кому для поступления нужно сдавать физику, они должны были готовиться.


«На выпускниках этого года испытали 4 реформы образования. Что от них требовать?»

– А кто в таком случае поступает в университеты, когда на тестах все такие дураки и пишут на 18 баллов?

– Для меня загадка: зачем высшее образование человеку, который набирает такие низкие баллы? Нельзя брать таких учеников в университет! Университет – это не детский садик, где учат с нуля. Без определенного уровня знаний там делать нечего. Мне недавно рассказал знакомый доцент университета реальный случай. Студент сдает экзамен. У него вопрос – третий закон термодинамики, где говорится, что «температура 0 К (читается: «ноль кельвин» – Г.Л.) недосягаемая». Студент произнес эту фразу так: «Температура о'кей – недосягаемая»... А видели бы вы, сколько ошибок делают студенты, когда пишут какие-то заявления в деканате...

– Как вы полагаете, может ли сегодня школа – без репетиторов – подготовить ученика к достойному поступлению в университет?

– У нас все дискуссии об образовании сводятся к вопросам «Вы «за» или «против» школьной формы?», «Вы «за» или «против» тестирования?». Все говорят о форме – и никто не говорит о содержании. Уровень учителей падает, соответственно падает их авторитет, соответственно формируется отношение учащихся к предмету. Учебники – катастрофические. Программы – порой очень странные... (на этом месте Евгений долго и подробно приводит примеры – Г.Л.)

– Недоверчиво читатель снова закинет вам: вот, какой он умный, все ему плохо. А почему не предложит, как улучшить ситуацию?

– Я, кстати, тоже не люблю людей, которые говорят, как все плохо и ничего не предлагают. Но ситуация в образовании настолько плоха, что какой-то простой волшебный рецепт уже сложно предложить. Это должен быть комплекс мероприятий на государственном уровне, чтобы что-то изменить: учебники, программы, зарплату учителям, уровень подготовки учителей, бюрократия в школе... Такой бюрократии не было никогда! Когда я оканчивал школу, а затем пришел работать молодым учителем, в каждой школе была медсестра, во многих школах – врач, зубной кабинет. И была одна секретарша, которая иногда что-то стучала на советской печатной машинке. Теперь в Минске одна медсестра на три школы, никаких врачей. Зато в каждой школе есть машбюро, в котором 3-4 человека на современной технике сидят и целыми днями печатают и умножают документы. Директор и завуч, вместо того, чтобы организовывать учебный процесс, также большую часть времени работают с документами! То же самое – психологи и социальные педагоги! А опыты показывать перестали, лабораторные работы проводятся теоретически...

– Но что делать с этими позорными результатами тестов – 15-20 баллов?

– Система тестирования – это единственная система в нашем образовании, которая работает хорошо, она прозрачная и некоррумпированная. Есть два варианта развития событий. Первый, невероятный: люди, проводившие эти бесконечные реформы образования... Поясню сразу, почему «бесконечные». Выпускники этого года пошли в школу в нулевой класс (а не в первый). Затем они из 4 класса перепрыгнули в шестой. Потом они два года учились в девятом классе. Потом они из девятого перепрыгнули в одиннадцатый, где прошли материалы двух последних классов за один год. Чего хотеть от этих детей? Они как подопытные собаки! На них испытали 4 реформы! А реформа – это не только смена классов, это – изменение программ, смена учебников.. Итак, первый вариант невероятный: люди, которые проводили все эти реформы, признаются, что они загубили нашу очень неплохую систему образования, признают свою ошибку, что надо что-то менять. Второй вариант – разбить зеркало, то есть – уничтожить систему тестирования. И все – результаты будут хорошие. Вообще, я считаю, что у нас очень богатое государство – позволяет себе содержать такую армию проверяющих. Привожу пример. К моей коллеге-учительнице пришли проверять орфографический режим. Оказывается, раньше надо было писать «Тетрадь по математике» в одну строку, а теперь – в две. Или наоборот – не помню уже. Сидят и проверяют это. Или еще. Ученик должен домашнее задание записывать в дневник с большой буквы, а учитель в классный журнал – с маленькой. И вот сидят эти трутни – и проверяют эту ахинею, за государственные деньги! Понимаете – это самое важное, с какой буквы писать задание!.. Или еще. К моей знакомой учительнице пришли проверять «Дневник классного руководителя». И вот в нем записано: «Уборка кабинета». И проверяющий ей сделал замечание: «Неправильно, надо было написать: «Трудовая акция – уборка кабинета». Вот на что иногда направлена энергия чиновников.

Глеб Лободенко, газета "Звязда", 31 июля 2010 года.

Опубликована изначально на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=63383&idate=2010-07-31

Кстати. Сайт Евгения ЛИВЯНТа: testirovanie.com

Смотрите другие статьи по методике преподавания физики в школе.

Комментарии

Отличная статья, которая реально отражает ситуацию в образовании на сегодняшний день. Согласен с автором по всем пунктам...но меня в большей мере беспокоит будущее...

Если так будет продолжаться и дальше, то что будет через 5-10 лет, когда уйдут на пенсию заслуженные и великие учителя? Сейчас молодежь не радует перспектива "отработки" в сельских школах и малых городках нашей страны... — еще одна проблема.

Даже если их заставить отрабатывать там 5 лет, хоть 10, мы прекрасно понимаем, что хорошего с этого мало. Смена учителей для учеников — достаточно серьезная вещь, и хорошо, когда новый учитель будет стремиться дать ученикам знания, а если нет? Что тогда? Вся проделанная работа вылетит в трубу...

Иначе говоря, если "наша система" не начнет работать, если не уберется бюрократия и "странная" политика по отношению к учителям и ученикам, то в ближайшее время мы сядем в лужу.

P. S. С 2007 года окончания мною педагогического ВУЗа до сего момента с моего потока в школе осталось работать около 25% всех выпускников...