Астрофизический портал | |
|
?Александр БОЙКО: «Педагогов слушают. Но слышат ли?»
Что нужно для того, чтобы образовательная отрасль развивалась? Чтобы в педагогику приходили лучшие, и молодежь не стремилась бежать на более высокооплачиваемую работу при первой же возможности? Этот вопрос рефреном звучал во всех выступлениях участников Пленума ЦК Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Ни для кого не секрет, что на педагогических специальностях в ВУЗах уже не первый год фиксируются недоборы. А многие из зачисленных на первый курс не в состоянии осилить даже первую экзаменационную сессию. Педагогические коллективы стремительно стареют. Повсеместно не хватает учителей физики, математики, информатики, химии...
Уметь увидеть проблему
— Показательна тенденция. Если раньше профсоюз обращался к органам государственного управления по одному или нескольким судьбоносным вопросам, то сегодня количество этих вопросов резко возросло. А все потому, что наши вопросы перебрасываются между уровнями власти, отдельные руководители не хотят брать ответственность на себя, а нередко просто неспособны не только найти решение, но и увидеть проблему, — не стал прятаться за дипломатической риторикой председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко.
Профсоюзный лидер сообщил, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в системе образования за десять месяцев 2013 составила 3 млн. 382,5 тыс. рублей. Рост ее с начала года составил 12,9% при росте тарифной ставки первого разряда за тот же период на 8,3%, увеличении тарифных ставок отдельным категориям работников отрасли и показателям педагогической нагрузки в новом учебном году. При этом индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре по сравнению с декабрем 2012 года составил 112%. Это значит, что повышение заработной платы работников образования за счет увеличения размера тарифной ставки первого разряда покрыло только текущие инфляционные процессы, а последствия девальвации 2011 года остались не компенсированными.
— Очередное повышение цен на социально значимые товары призвано оздоровить предприятия. А как оздоровить систему образования, если ассигнования на рост заработной платы в бюджетной сфере, по словам руководства Минфина, не предусмотрен бюджетом 2014 года? В результате финансисты предлагают нам оптимизироваться. Но что мы будем делать, когда дошкольники, которым сегодня не хватает воспитателей и их помощников, станут школьниками? Будем говорить, что кое-где не хватает кое-каких учителей, но в общем-то проблема решена? К тому же, где реальный механизм направления на нужды отрасли средств, освободившихся от оптимизации? — задал отнюдь не риторический вопрос Александр Бойко.
Работаешь больше, а зарабатываешь меньше
Согласовывая решение о повышении норм недельной педагогической нагрузки, профсоюз настаивал на повышении размера тарифной ставки на 30%, но ставка увеличилась на 25%, что компенсировало лишь рост педагогической нагрузки, и то не у всех.
За октябрь среднемесячная заработная плата составила 4 млн. 254,2 тыс. рублей и по сравнению с августом выросла лишь на 12%. При этом показатель средней педагогической нагрузки на учителя составил 1,24 ставки (24,7 часа), что на 12,2% выше, чем в предыдущем учебном году, кроме того, с 1 сентября на 4% увеличился размер тарифной ставки первого разряда. Несоответствие очевидно.
Рост средней нагрузки, по оценкам профсоюза, связан с двумя тенденциями: закрытием малокомплектных школ и уходом из области учителей, нагрузка которых распределилась между другими учителями. Не во всех школах удалось найти соответствующих «предметников», поэтому есть учителя, которые работают с нагрузкой 36 часов в неделю. А некоторые руководители учреждений вынуждены предлагать учителю нагрузку до 40 часов!
— Все прекрасно понимают, что это путь в никуда, — уверен Александр Бойко. — В октябре мы столкнулись с тем, что у учителей с высокой нагрузкой зарплаты даже снизились по сравнению с маем, поскольку размер и механизм повышения оплаты за ставку не выдерживают никакой критики. Увеличение нормы педагогической нагрузки на ставку в рамках сокращенной продолжительности рабочего времени изменило пропорцию нормированной и ненормированной части нагрузки — соответственно, то, что оплачивается и не оплачивается. Сегодня необходимо работать над снижением ненормированной нагрузки. Следует напомнить и о чрезмерном документообороте, а также привлечении наших работников к выполнению непрофильных функций. Между тем, в Украине действует норма Закона «Об образовании», согласно которой отвлечение педагогических и научно-педагогических работников от выполнения профессиональных обязанностей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Жаль, что наш Кодекс об образовании такую норму не содержит.
Важно, что на увеличение педагогам тарифных ставок дополнительные бюджетные средства не выделялись, а на эти цели были направлены средства, освободившиеся в результате проведенной оптимизации. Таким образом, «повышение» произошло фактически в рамках текущего финансирования.
Почему я НЕ ЛЮБЛЮ профессию педагога?
Учитель белорусского языка и литературы гимназии г. Фаниполя, председатель первичной профсоюзной организации Янина Килбас, готовясь к пленуму, провела небольшой опрос среди опытных коллег и молодых специалистов и попросила последних аргументировать «плюсы» и «минусы» педагогической профессии на сегодняшнем этапе. Среди «плюсов» упоминались отдых летом, возможность творческого самосовершенствования, самообразования и самореализации, радость от положительных результатов работы (от побед учеников на конкурсах и олимпиадах), сравнительно недорогие школьные обеды и удовольствие от встреч с коллегами по работе и с благодарными учениками и их родителями. «Плюсов» было только пять, а вот «минусов» — гораздо больше. Педагоги жаловались на то, что выросла нагрузка, значительно увеличилось число учащихся в классах (до 27 человек), ответственность, интенсивность работы, а заработная плата фактически снизилась. Большинство учителей работают без выходных дней: пять дней — уроки, в субботу — организация шестого школьного дня, а в воскресенье надо проверять тетради и писать планы. А когда отдыхать? А если есть семья, проблемы со здоровьем? Однозначным аргументом против педагогической профессии была и бумажная волокита. Учителя обязаны всем: и милиции, и больнице, и военкомату и горисполкому, и социальной службе... И что характерно: чем больше говорится о необходимости уменьшения объемов бумажной документации, тем больше они вырастают.
Учителя жалуются, что от них требуют применения электронных средств обучения на каждом уроке. Что отношение родителей к учителям в основном требующее, особенно молодым специалистам, и даже потребительское. Количество гиперактивных детей, требующих особого внимания на уроке и отнимающих время у учителя и одноклассников, растет.
Перехитрили сами себя
— Проблем много, и они ждут своего решения. Думаю, не ошибусь, если скажу, что многие педагогические коллективы волнует также необходимость подтверждения высшей квалификационной категории. Причина не в том, что нечего показать или рассказать. Учителей унижает сама процедура. Мы не против подтверждения категории: современный учитель должен самосовершенствоваться, интересоваться новыми педагогическими технологиями, но надо совершенствовать саму систему подтверждения. Если учитель имеет положительные результаты по подготовке учащихся к ЦТ, победы на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, когда он печатает свои методические достижения на страницах предметных журналов — это и есть подтверждение высшей категории, демонстрация его опыта. И аттестационная комиссия может принять решение — освободить педагога от сдачи экзамена, — предложила учительница из Фанипольской гимназии. — Это прекрасный стимул для работы и, одновременно, сбережение времени и нервов.
Заслуживает внимания и следующий факт: современной школе, гимназии нужны высококвалифицированные педагоги, которые создают хорошие условия для обучения и воспитания и, разумеется, такая работа должна хорошо оплачиваться. Но сегодня разница в ставке между высшей и первой категорией при одинаковом педагогическом стаже составляет всего... 70 000 рублей! А тарифная ставка директора, руководителя учреждения даже ниже, чем у учителя высшей категории. Получается, чем выше категория и больше количество часов, тем меньше добавка к заработной плате.
— Инструкция о порядке аттестации педагогических работников решила ряд вопросов, но и проблем набралось много, — заметил Александр Бойко. — Основной проблемой аттестации остаются все же низкие размеры надбавок за наличие квалификационной категории и совсем незначительная дифференциация этих размеров при присвоении более высокой квалификационной категории.
Бегство молодых специалистов
Председатель Минской городской организации профсоюза работников образования и науки Лариса Волкова сообщила, что в начале учебного года профсоюз провел мониторинг рабочего времени учителя. Результаты анкетирования более 100 педагогов свидетельствуют, что занятость учителя составляет в среднем 9,5 часа в сутки. При пятидневной учебной неделе это около 48 часов. Вместе с тем учителям якобы установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю? К непедагогической деятельности педагоги отнесли мероприятия по организации питания детей в столовой, дежурство по школе, благоустройство, оформление, уборка кабинетов и территории, сбор макулатуры и т.д.
— Считаем необходимым снизить ненормированную нагрузку на педагогических работников, особенно с учетом увеличения норм педагогической нагрузки на ставку, и уменьшить бумажную волокиту в учреждениях образования, — подчеркнула Лариса Волкова.
Между тем, анализ закрепления молодых специалистов на первых рабочих местах показывает, что с каждым годом увеличивается количество тех, кто уволился после двух обязательных лет отработки. Цифры неутешительные: за период с 2011 по 2013 год показатель увольнений в столичной системе образования увеличился с 41 до 44 процентов. Возможно, это связано с тем, что через два года после распределения молодой педагог теряет статус молодого специалиста и его заработная плата становится меньше почти на 10%?
На протяжении более десяти лет решением Минского городского Совета депутатов столичным педагогам оказывается социальная поддержка в виде ежемесячных выплат. До 10 мая 2012 года размер доплат колебался от 1,5 до 4-х базовых величин. А с 11 мая 2012 года в связи с ростом базовой величины до 100 тысяч рублей доплаты были установлены в фиксированных суммах — от 120 до 320 тысяч рублей. Согласитесь, разница есть. В связи с этим президиум Минского городского комитета профсоюза обратился к городским властям с просьбой пересмотреть решение и вернуться к прежнему порядку определения доплат.
— Хочу отметить, что именно образование является локомотивом экономического и социального прогресса. Так, может, пришло время обратить более пристальное внимание на нужды работников образования и повышение престижности труда педагога? — подытожила общие мысли и настроение Лариса Волкова.
Надежда Николаева. Газета «Звязда», 4 декабря 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/12/24178.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии