Анатолий Тозик: «Школа — не камера хранения»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

– Отношение родителей и детей к школе нужно коренным образом менять. Сегодня это суперактуальная проблема для системы образования, — заявил на коллегии, где подводились итоги работы образовательной отрасли за 2012 год, вице-премьер белорусского правительства Анатолий Тозик. — У каждого, в конце концов, должны быть свои обязанности: обязанность государства — создать условия для получения образования, а обязанность ученика — воспользоваться данной ему возможностью. Учитель должен учить, а школьник должен учиться, и если тот не желает получать знания — это не забота учителя, и педагог не обязан заставлять школьника учиться любыми способами. Особенно это касается старшеклассников. У нас в стране обязательное девятилетнее образование, и в старшие классы должны приходить только те ученики, которые не просто хотят, но и могут усваивать учебную программу. Надо изменить отношение родителей к школе как к некой «образовательной камере хранения». Мол, отдал ребенка и снял с себя ответственность, а дальше все — проблемы только школы...

– В начальных классах сегодня практикуется безоценочное обучение по некоторым предметам. Я считаю, что даже в первом классе ребенок должен получать оценку за свои усилия. В Китае уже в первых классах в конце дня вывешивается рейтинговая таблица, где можно видеть, как кто сработал по сравнению с другими. Полагаю, надо думать, насколько конкурентоспособное поколение мы растим, — добавил Анатолий Тозик.

Обращаясь к министру образования, вице-премьер предложил подумать вместе над тем, чтобы скоординировать работу общеобразовательных и детско-юношеских спортивных школ:

– Надо спорт и физическое воспитание максимально перенести в общеобразовательные школы. У нас уже есть положительный опыт функционирования в общеобразовательных школах специализированных спортивных классов. Считаю, что в тех школах, где есть свои бассейны, можно создавать специализированные классы по плаванию. Или создавать специализированные классы по баскетболу, гандболу и так далее — для игровых видов спорта достаточно наличия в школе спортивного зала. Это будет удобно прежде всего для детей и их родителей. Приблизительный распорядок дня: утренняя тренировка, завтрак, школьные занятия, обед, домашние задания под присмотром педагогов, снова тренировка, и вечером, полностью себя реализовав, ребенок отправляется домой. Пока что по окончании школы юные спортсмены вынуждены выбирать, что им делать дальше: то ли продолжать серьезно заниматься спортом, то ли идти получать профессию. А почему бы не делать это одновременно? После окончания школы выпускники смогут выбирать то учебное заведение, где культивируется их вид спорта. Сейчас мы как раз решаем, какой из ВУЗов будет культивировать тот или иной вид спорта. Для примера, уже решено, что в БНТУ это будут плавание и гандбол.

Предложил Анатолий Тозик позаботиться и о создании для старшеклассников лагерей труда и отдыха:

– Имейте в виду, что Совет Министров уже принял документ, согласно которому в оздоровительных лагерях теперь будут отдыхать и оздоравливаться только дети в возрасте от 6 до 15 лет. А для 16-17-летних школьников должны быть предусмотрены другие формы провождения летнего времени. Пусть отдыхают в лагерях труда и отдыха, как это было раньше. Возрастные ограничения не коснутся только специализированных, профильных, лагерей.

В своем выступлении на коллегии министр образования Сергей Маскевич озвучил намерение повысить в 2013 году минимальный тестовый балл для абитуриентов, претендующих на получение высшего образования. Так, по учебным предметам «русский язык», «белорусский язык», «математика», «физика», «химия» и «биология» планируется установить порог на уровне 15 тестовых баллов, а по истории, обществознанию, географии и иностранному языку — 20 тестовых баллов. Все, кто получит на ЦТ меньшие баллы, подавать документы в приемные комиссии ВУЗов не смогут.

– Полностью поддерживаю повышение проходного балла, — подчеркнул Анатолий Тозик. — Вообще считаю, что министерствам образования, экономики, труда и социальной защиты нужно очень серьезно заняться балансом трудовых ресурсов в стране и структурой подготовки кадров. У нас тут явные перекосы. Если посмотреть по уровням образования, получается, что мы выпускаем одного рядового, одного сержанта и двух лейтенантов для них. Два последних года на 10 тысяч населения у нас приходилось 460-470 студентов, а в Германии — 297. Неужели, если человек получил диплом ВУЗа, он пойдет потом работать каменщиком? С одной стороны, мы имеем гигантский недостаток рабочих ресурсов, а с другой — перепроизводство обладателей дипломов ВУЗов. Приведу лишь несколько цифр: в 1990 году выпуск из общеобразовательных школ составил 78 тысяч человек. ВУЗы приняли в тот год на первый курс 37 тысяч студентов, в том числе 25 тысяч — на дневную бюджетную форму обучения. Это значит, что на «бюджет» могли поступить 32% от общего количества выпускников. В 2012 году выпуск составил 64 тысячи человек, а в ВУЗы на первый курс была зачислена 81 тысяча человек. Из них на дневную бюджетную форму обучения — 25 тысяч (39% от общего количества выпускников). Все остальные поступили учиться за деньги. Так скажите, какие вопросы к государству? За счет бюджетной формы обучения мы удовлетворяем все потребности государства в подготовке специалистов с высшим образованием. А если ты все равно хочешь получать высшее образование, то, пожалуйста, плати. Платная форма обучения должна быть рентабельной, а не убыточной для ВУЗов. Школьники должны знать, что если они будут хорошо учиться, то смогут поступить на «бюджет», получат стипендию и место в общежитии. А если молодой человек по своим знаниям «не дотягивает» до уровня ВУЗа, есть средние специальные и профессионально-технические учебные заведения. Любая работа — почетная. И у нас нет людей первого и второго сорта. Есть профессионалы в своем деле. Это должны понять и родители выпускников, которые подталкивают своих детей к поступлению именно в высшие учебные заведения.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 7 февраля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=108460&idate=2013-02-07

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.