Астрофизический портал | |
|
В Беларуси требуются рабочие руки с высокой квалификацией («круглый стол» комиссии по образованию Совета Республики)
Содержание рабочих профессий требует переосмысления
К 2020 году страны Европы собираются подготовить 75 миллионов высококвалифицированных специалистов для инновационных технологий. Россия — 25 миллионов, а Индия, например, замахнулась к 2025 году выучить и вывести на рынок труда 350 миллионов высококвалифицированных рабочих.
«Отношение к профессиональному образованию меняется во всем мире глобально. Инвестициями, которые приносят наибольшие дивиденды, в развитых странах Европы считаются вложения именно в систему профессионального образования. До 40% внутреннего валового продукта этих стран складывается за счет развития профессиональной школы», — сообщил в ходе «круглого стола» председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию Николай Казаровец.
Заседание постоянной комиссии состоялось на базе профессионально-технического колледжа Республиканского института профессионального образования (РИПО), а главной темой «круглого стола» стало состояние национальной системы профессионального образования. К участию в дискуссии были приглашены также представители министерств образования, здравоохранения, труда и социальной защиты.
«Умные» работники — для инновационного производства
— Одна из немногих европейских стран, которая сравнительно легко пережила экономический кризис, — Германия, которая обеспечена высококвалифицированными специалистами на всех уровнях. То же можно сказать и о Финляндии, — поделился своим видением ситуации ректор Республиканского института профессионального образования Аркадий Шкляр. — Если кадры конкурентоспособны, то и экономика имеет тенденцию к развитию.
70 процентов продукции, производимой в Беларуси, ориентировано на экспорт. Но для того, чтобы выпускать конкурентоспособную на внешних рынках продукцию, требуются не только современные технологии, но и специалисты самой высокой квалификации, которые смогут работать на современном оборудовании. Есть профессии, где рабочему хватает профессионально-технического образования, но есть профессии, и их становится все больше, где от рабочего персонала требуется наличие среднего специального и даже высшего образования. Заказчики кадров настаивают на том, что в связи с широкомасштабной модернизацией в промышленности им сегодня требуются специалисты, обладающие одновременно несколькими компетенциями, то есть, специалисты, которые могут не только выполнять определенные операции на оборудовании, но и обслуживать его. Требуются кадры для инновационных технологий.
Общая конъюнктура рынка в нашей стране характеризуется устойчивым превышением спроса на рабочую силу над предложением. Предприятия и организации нуждаются прежде всего в рабочих профессиях, которые составляют около 80% от общего количества вакансий, заявленных в органы по труду, занятости и социальной защите.
— В 1985 году система отечественного профессионально-технического образования готовила 158 тысяч учащихся, хотя на самом деле ее мощности еще больше и рассчитаны на 160 тысяч человек. Беларусь полностью сохранила созданную систему профессионального образования, хотя демографическая ситуация в стране существенно изменилась. Как изменилось и отношение молодежи к рабочим профессиям, — подчеркнул Аркадий Шкляр. — И сегодня у нас в профтехучреждениях обучается 74,6 тысячи молодых людей. Фактически мы наблюдаем опрокинутую пирамиду, когда основная часть выпускников делает выбор в пользу высшей школы, хотя должно быть все наоборот. В желании развиваться и повышать свой образовательный уровень нет ничего плохого, но когда абитуриенты идут в ВУЗы с 3-5 баллами в сертификатах, то это вызывает вопросы.
В экономике нашей страны количество рабочих мест для людей с высшим образованием составляет лишь 27,4% от общего количества. А сколько людей с дипломами о высшем образовании мы отправляем на рынок ежегодно?
Кто в очереди на повышение квалификации?
Количество рабочих, занятых в экономике страны, превышает сейчас 2,2 миллиона, однако около 1 миллиона рабочих имеют только общее среднее образование.
— Выражая недовольство качеством рабочей силы, руководители организаций зачастую не рассматривают повышение квалификации и переподготовку своих кадров как обязательное условие и ключевой ресурс для развития своего производства, — отмечает Аркадий Шкляр. — Нас волнует, что предприятия перестали вкладывать средства в переподготовку взрослого населения. Но мы никогда не сможем обеспечить инновационную экономику нужными специалистами, если не будем заниматься переподготовкой кадров.
Между прочим, по сведениям НИИ экономики Министерства экономики, нуждаются в повышении квалификации и переподготовке около 2 млн. рабочих и служащих. Но, к сожалению, рынок труда еще не стал прямым заказчиком профессиональных образовательных услуг. Заказы на подготовку кадров не отражают нужды в новых квалификациях.
В прогнозировании потребностей практически не участвуют организации малого и среднего бизнеса. Многие работодатели не спешат подавать заявки на подготовку кадров в учебные заведения, поскольку не хотят брать на себя обязанности по трудоустройству молодых рабочих. Этим объясняется и тот факт, что заказчики совершенно не заинтересованы в целевой подготовке кадров, которая предусматривает увеличение срока обязательной работы молодых специалистов. Теоретически она должна была заинтересовать предприятия, а получается все наоборот. Целевой набор по заявкам нанимателей в профтехучреждениях составляет всего 6% от общего набора, а на уровне среднего специального образования — 15%.
Очень сложно обстоят дела с закреплением молодых специалистов на рабочих местах, но эта проблема — комплексная... С одной стороны, приходится констатировать низкий уровень ориентации выпускников на будущую профессиональную деятельность. А с другой стороны, закреплению молодежи не способствует низкая конкурентоспособность самих рабочих мест, уровень заработной платы и отсутствие социального пакета.
На чем нельзя экономить?
Сенаторы поинтересовались у первого заместителя министра образования Вадима Богуша, как будет происходить оптимизация сети учреждений профессионального образования.
— Модернизация ожидает те учебные заведения, которые имеют недостаточное количество учащихся и где неэффективно используются имеющиеся площади. Дальнейшее развитие таких учреждений может вестись путем расширения спектра образовательных услуг, в первую очередь, за счет организации профессиональной подготовки взрослых. Нужно исключить дублирование профессий в учреждениях, расположенных, условно говоря, на одной улице, и обеспечить подготовку кадров с учетом потребностей региональных экономик, — ответил Вадим Богуш.
Сейчас продолжается работа по сокращению сроков получения профессионально-технического образования. Уменьшение сроков подготовки рабочего в учреждениях профессионально-технического образования на полгода сокращает бюджетные расходы на 14,5 млн. рублей на одного учащегося в год. Но у ректора РИПО Аркадия Шкляра свое видение этой ситуации:
— Мы не согласны с тем, чтобы жестко унифицировать сроки обучения для всех. Я, например, не понимаю, почему в Германии каменщика готовят три года, а мы пытаемся сделать это за 2,5 года или надеемся подготовить за такое же время закройщика? Экономия не всегда себя оправдывает... Стоимость подготовки кадров в системе профессионально-технического образования во всех странах достаточно высокая, поэтому во многих государствах создают условия (предоставляют преференции) для привлечения к финансированию образовательного процесса нанимателей всех форм собственности. Применяется так называемая дуальная система. Государство оплачивает развитие учреждений образования, подготовку по общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а наниматель берет на себя производственное обучение и практику учащихся. Это очень актуально, учитывая практико-ориентированный характер обучения...
Аркадий Шкляр уверен, что созданная система профтехобразования будет работать еще лет 10-15 и справляться с поставленными задачами. Поэтому никаких революционных изменений ей не нужно. «Но мы должны уже сегодня думать о создании нормативно-правовой базы для модернизации профтехшколы. Специалисты российского "Сколково" разработали уже 100 новых квалификаций для инновационных технологий. И нам нельзя от соседей отставать. Нужно создать совет по вопросам совершенствования национальной системы квалификаций. Мы должны переходить к системе сертификации квалификаций, чтобы любой человек мог прийти и получить в профтехшколе только нужную ему квалификацию», — говорит Аркадий Шкляр.
Надежда Николаева.
Справка «Звязды»:
Тенденция уменьшения наполняемости профессионально-технических учреждений влечет за собой увеличение стоимости подготовки учащихся. Расходы на подготовку одного учащегося составляют 28,9 млн. рублей в год. Наименьшие расходы — в минских учебных заведениях, имеющих большую наполняемость.
В мае текущего года в Беларуси прошел первый национальный чемпионат профессионального мастерства WorldSkills Belarus-2014. Беларусь стала 68-й страной, присоединившейся к WorldSkills International (WSI). Целью этой уникальной некоммерческой международной организации является популяризация рабочих профессий, в том числе через проведение международных соревнований, которые еще называют Олимпиадой в профессиональном мастерстве. Но соревнования проводятся не ради самих соревнований. Их формат используется для того, чтобы помочь представителям самых разных стран повысить профессиональные компетенции и способствовать распространению в мире международных профессиональных стандартов. Есть страны, которые стабильно побеждают в международных соревнованиях: так, на последних шести чемпионатах лидировали представители Южной Кореи. Стоит ли удивляться такому факту, учитывая, что именно эта страна является самым успешным производителем в мире? Или все наоборот: Корея является самым успешным производителем в мире благодаря именно высокой квалификации работников, занятых в производстве? В следующем году, чтобы продемонстрировать свое профессиональное мастерство, в Бразилию на мировой чемпионат отправятся и белорусы...
Газета «Звязда», 9 декабря 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/12/63697.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии