Интервью с аспирантом БГУ Ярославом Кривым: стоит ли учиться за границей?

Статья с сайта adukacyja.info в переводе на русский язык.

Ярослав изучал право на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, который окончил с красным дипломом в 2002 году. Потом, получив стипендию от правительства Нидерландов, достиг степени магистра права (LL. M) в университетах Ноттингема (Англия) и Утрехта (Нидерланды). Проходил стажировки в Международной организации труда в Женеве (Швейцария) и в Обществе Макса Планка в Мюнхене (Германия).

В данный момент Ярослав заканчивает аспирантуру БГУ и является преподавателем кафедры международного частного и европейского права. Параллельно успевает выполнять обязанности исполнительного секретаря по международным отношениям белорусской Ассоциации трудового права.

— Ярослав, сначала спросим прямо: стоит ли уезжать на учебу за границу?

— По моему мнению, это следует делать по ряду причин. Во-первых, иностранный образовательный опыт очень расширяет кругозор. По возвращении на многие вещи в своей стране смотришь по-другому. Также начинаешь ценить то, что раньше казалось обычным — Родина, родственники, друзья... Во-вторых, образование в другой стране позволяет вывести иностранный язык на качественно новый уровень и познать новую культуру. Я не говорю уже о профессиональных навыках, которые можно получить за границей и часто невозможно в Беларуси. Последнее, но не менее важное, – иностранное образование серьезно повышает карьерные возможности. Это не так очевидно при нынешней ситуации в Беларуси, однако рано или поздно люди с качественным западным образованием будут очень востребованы.

— Куда податься молодому белорусу?

— Традиционно считается, что среди стран Старого мира лучшее образование в Великобритании. Я лично имел возможность сравнить континентальную и британскую системы, обучаясь в Нидерландах, Германии и Англии. Результаты сравнения – в пользу Англии. Для меня наиболее убедительным перевесом было не количество компьютеров или книг в библиотеке, что безусловно тоже важно. Существеннее было отношение преподавателей к студентам. На континенте преподаватель относится к студенту несколько свысока. Конечно, это не принимает форму близкую к «дедовщине», как случается в некоторых наших учебных заведениях. В Британии к студентам и их мнению относятся с гораздо большим уважением. Даже если студент на семинаре говорит что-то явно неправильное, преподаватель не будет ни в коем случае над ним насмехаться или обрывать на полуслове, но попытается узнать, почему студент так считает, и попытается его убедить. Мысль каждого студента есть очень существенна для преподавателей, и они всегда поощряют студентов высказываться.

Однако недостаток учебы в Британии в том, что эта страна не входит в Шенгенскую зону. А потому, чтобы поехать попутешествовать во время учебы, скажем, в Голландию или Францию, – нужно брать визу. Учеба в одной из стран шенгенской зоны открывает дороги в другие страны. В этом смысле очень хорошая страна Голландия, из которой можно запросто добраться до Бельгии, Германии, Франции и Люксембурга. Развитие недорогих авиалиний, таких как Easyjet.com, позволяет очень дешево летать по Европе. Например, из Амстердама до Мюнхена можно долететь евро за 40 в обе стороны, а бывает, – даже дешевле.

— Однако вы перед тем как поехать в Западную Европу обучались в Петербурге. Было ли Ваше желание закончить именно Петербургский университет мотивировано наличием там определенной «школы», лучшей образовательной базы, широкими возможностями практики?

— Все перечисленное имело для меня значение. Плюс романтический образ этого города и желание пожить самостоятельно, без родителей. Школа права там действительно сильная. Беларуси потребуется определенное время, чтобы соорудить нечто подобное по уровню, так как традиционно много перспективных молодых людей в советские времена из Беларуси уезжали в Москву или Питер.

— Кого «берут» учиться за границу?

— Из моего опыта «берут» очень разных людей, но какие-то общие критерии можно также определить. Прежде всего, надо иметь хороший иностранный язык. Немецкий или французский языки открывают двери в бесплатное высшее образование Германии или Франции. Хороший английский позволит претендовать на студенческий билет не только в англоязычных странах, но и в других, таких как Нидерланды. Оценки также важны, особенно если у вас красный диплом и различные награды и об этом можно написать в своем CV. Существенно, особенно в США, иметь другие достижения – публикации, участия в различных конкурсах, проектах и инициативах.

— А что делать, если нет денег, чтобы платить за образование?

— Да, это один из ключевых вопросов для абсолютного большинства наших соотечественников. Но не все так плохо. Учиться в большинстве стран континентальной Европы, например, в Германии или Франции можно бесплатно. На жизнь большинство студентов имеют возможность зарабатывать подработкой. Понятно, что денег будет не хватать, но прожить можно. На последипломном образовании, скажем, на магистерскую степень, можно найти стипендию. Стипендии нужно искать через Интернет – на специальных сайтах и сайтах университетов. Еще проще найти стипендию на PhD, особенно в технических и естественных науках. Разумеется, если Вы ко времени написания диссертации представляете собой что-то с точки зрения науки.

— Решение принято. С чего начать подготовку к учебе за рубежом?

— Нужно определиться с языком обучения и прилагать усилия для его совершенствования – через репетитора, слушая радио, смотря телевидение на соответствующем языке и ища собеседников. Наилучший вариант – это освоить два западноевропейских языка: английский и немецкий/французский. Во-вторых, нужно постоянно работать на свое CV – быть активным во всем, в чем только можн— участвовать в конференциях, писать статьи, участвовать в научных кружках и так далее. Все это очень хорошо будет смотреться и рано или поздно даст плоды.

— Есть ли простейший путь попасть юристу на зарубежные студии? Есть на Западе специальные программы для Беларуси/Восточной Европы?

— Простых путей нет, как и единого рецепта. Нужно поставить себе цель и идти к ней. Есть ряд программ, в которых могут принимать участие белорусы. Некоторые более известны, как британская Chevening или Американская Muskie, а некоторые менее, например, Голландская Huygens. Много малоизвестных программ можно найти в Интернете.

— Возникали ли у Вас трудности с иностранными языками во время обучения? Имеется в виду, что повседневная лексика, например, английского существенно отличается от юридической терминологии?

— Да, как бы язык не изучал дома, на практике трудности возникают, особенно поначалу. Но через месяц интенсивного погружения в языковую среду проблем становится значительно меньше. Однако словарь все равно следует держать рядом ;)

— Где писать диссертацию?

— Кандидатскую, либо, как обычно называется на Западе, PhD (Philosophy Doctor), по моему мнению, лучше писать на континенте. Дело в том, что если вы являетесь докторантом (либо по-нашему аспирантом), в Британии вам нужно платить за обучение деньги. Если вы пишете диссертацию на континенте – скажем, в Голландии или Германии, – вам будет обязательно выплачиваться докторантская стипендия, которая позволит достаточно нормально жить и немного попутешествовать по Европе.

— Что делать после учебы в Европе?

— Ответ на вопрос «возвращаться ли?» – неоднозначный, и каждый его решает по-своему. Прежде всего, нужно понять, где вам наиболее комфортно духовно – за границей или дома. Второй вопрос – определиться с общим уровнем амбиций: если вы хотите стать элитой и быть на первых ролях (политических, общественных или каких угодно), то безусловно нужно возвращаться домой. Отмечу однако, что это наверняка не касается технических наук – ведь в этой сфере «выбиться» в элиту проще на Западе. Если вы имеете скромные требования, которые измеряются в основном стабильным уровнем материального благосостояния, то вам, наверное, захочется остаться за Бугом. Но надо иметь в виду, что до конца своей жизни вы останетесь иностранцем и очень высоко продвинуться у вас вряд ли получится. К тому же, будут проблемы психологического характера.


Благодарим, Ярослав. Надеемся увидеть Ваши публикации на страницах «Праўніка» ближайших номеров. Плодотворного труда Вам!

Хочется надеяться, что фигура Ярослава идентифицирует знаковую тенденцию – появление новой генерации белорусских гуманитариев, которые ценят ЗНАНИЕ и ОПЫТ настолько, что готовы целенаправленно путешествовать за их приобретением на всех континентах, но в то же время не чураются родного и жаждут засеять все приобретенное на чужбине в почву Беларуси.

Беседовал Владислав Белоусов.
Источник: http://adukacyja.info/experience/participants/157-intervju-z-aspirantambdu-jaraslavam-kryvym-ci-varta-vuczycca-za-mjazhoi.html
Размещается в переводе с белорусского языка.

Смотрите другие статьи по образованию.