Процедура аттестации педагогов станет более совершенной и понятной

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Новый порядок проведения аттестации педагогических работников, который начал действовать чуть больше года назад, вызвал шквал вопросов у педагогической общественности.

Эти вопросы поднимались в самых разных аудиториях, в том числе на V пленуме отраслевого профсоюза и парламентских слушаниях, посвященных совершенствованию законодательной базы национальной системы образования. На подтверждение квалификационной категории педагогам отводился срок до 1 сентября 2014 года. Но в декабре стало известно, что Министерство образования решило продлить эти сроки до 1 сентября 2017 года и внести корректировки в действующую Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников. О том, какие изменения ожидаются в регулировании вопросов аттестации, мы попросили рассказать заместителя председателя Белорусского профсоюза работников образования и науки Романа Допиро:

— В конце года в Министерстве образования под председательством его главы прошло совещание по вопросам совершенствования действующего порядка аттестации педагогических работников. К участию в дискуссии были приглашены руководители системы образования самых разных уровней, работники Академии последипломного образования, представители Белорусского профсоюза работников образования и науки и парламентарии. Вниманию присутствующих был предложен проект изменений и дополнений в действующую инструкцию. Проект содержит ряд позиций, которые решают многие поставленные отраслевым профсоюзом вопросы.

После совещания управлением кадровой политики Минобразования был доработан рабочий вариант проекта изменений и дополнений в вышеупомянутую инструкцию, который мы получили для внесения в него своих замечаний и предложений. В Центральном комитете прошло заседание рабочей группы в составе специалистов ЦК, Минского обкома и Минского горкома отраслевого профсоюза. Свое видение, как можно усовершенствовать порядок аттестации педагогических работников, мы уже направили в главное образовательное ведомство.


«Не то» образование

— И что же предлагает профсоюз?

— Во-первых, следует сразу определиться с тем, что инструкция не регулирует вопросы квалификационных требований, установленные последним выпуском Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Во-вторых, инструкция не определяет процедуру проведения квалификационного экзамена, которая урегулирована другим документом. Эти вопросы будут прорабатываться в отдельном порядке, хотя договоренность насчет усовершенствования процедуры квалификационного экзамена уже достигнута.

Отраслевой профсоюз предлагает следующее. В действующей редакции инструкции не указан срок проведения процедуры аттестации, в связи с чем на местах возникают вопросы по поводу своевременности принятия аттестационными комиссиями соответствующих решений. Поэтому предлагается определить, что процедура аттестации на присвоение (подтверждение) второй, первой квалификационной категории не должна превышать трех месяцев со дня подачи педагогическим работником заявления в аттестационную комиссию. Соответственно, процедура аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» не должна превышать трех месяцев со дня предоставления документа о сдаче квалификационного экзамена. В Центральный комитет поступали обращения по поводу действий аттестационной комиссии в случаях временной нетрудоспособности педагогического работника, проходящего аттестацию. В связи с этим предлагается по желанию педагогического работника в вышеупомянутые сроки проведения аттестации не засчитывать срок его временной нетрудоспособности.

учитель на уроке химии

Особенно много проблем на местах вызывают ситуации, связанные с невозможностью аттестации педагогических работников в случаях, когда они имеют «не то» образование (оно не соответствует квалификационным требованиям). Наиболее часто жалобы поступали от воспитателей учреждений дошкольного образования, которые имеют педагогическое образование, но не прошли переподготовку по направлению «Педагогика детства», а также от учителей физики, математики, химии, которые имеют высшее, но не педагогическое образование. Учитывая то, что сегодня учреждения образования испытывают серьезный недостаток специалистов соответствующих профилей, мы предлагаем допускать аттестацию педагогических работников на присвоение второй и первой квалификационных категорий по должностям: «воспитатель дошкольного образования» — при наличии высшего или среднего специального образования по профилям образования «Педагогика» и «Педагогика. Профессиональное образование» и «учитель» — при наличии высшего образования по профилю образования «Естественные науки».


С высшим — в среднюю школу

— В связи с уменьшением контингента студентов некоторые преподаватели ВУЗов уже задумались над тем, чтобы пойти работать в школу. Скажите, смогут ли они рассчитывать на получение квалификационной категории? Или им придется начинать свою «карьеру» в школе с нуля, поскольку нужный для получения категории стаж работы на педагогической должности у них отсутствует?

— Сегодня в случае приема на должности педагогических работников преференции при проведении аттестации предусмотрены только для тех представителей высшей школы, которые имеют ученую степень и (или) ученое звание.

Необходимо понимать, что профессорско-преподавательский состав в учреждениях высшего образования не проходит аттестацию на присвоение квалификационной категории, так как эти должности не категорируются. Понятно, что действующая система проведения конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава имеет, по существу, характер аттестации и проводится не менее чем раз в пять лет. Значит, в случае приема на должности, которые категорируются, лиц, занимавших должности профессорско-преподавательского состава, необходимо при решении вопросов аттестации учитывать стаж их работы на соответствующих должностях. Это же касается и научных работников.

Отраслевой профсоюз предлагает допускать лиц, принимаемых на должности педагогических работников с должностей профессорско-преподавательского состава, и научных работников к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы на вышеупомянутых должностях в ВУЗах не менее двух лет. И первой квалификационной категории — при наличии стажа на вышеупомянутых должностях не менее пяти лет.


«Переход» или «перевод»?

— А что будет с одним из самых проблемных в новой инструкции двадцатым пунктом, согласно которому педагог, который трудоустраивается в другое учреждение образования не путем перевода, лишается своей квалификационной категории?

— До вступления в силу действующей инструкции полученная педагогическим работником на другой должности квалификационная категория могла быть учтена при переходе на новую должность без предъявления требований к наличию стажа работы по новой должности. Правда, надо признать, что перечень соответствующих должностей был довольно ограниченный. При вступлении в силу новой инструкции ситуация изменилась. Термин «переход» был заменен на «перевод», а перевод регулируется уже статьей 30 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Сегодня специалисты Минобразования и отраслевого профсоюза солидарны в том, что при предоставлении соответствующей преференции во внимание нужно брать не характер изменений в трудовых отношениях, а сам факт наличия присвоенной ранее квалификационной категории по должности педагогического работника. Поэтому мы предлагаем изложить часть первую пункта 20 инструкции в другой редакции: «... педагогическим работникам при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории на соответствующей должности педагогического работника без предъявления требований к наличию стажа работы на этой должности может быть присвоена та же квалификационная категория, которая им была присвоена ранее по другой должности педагогического работника». И расширить перечень должностей педагогических работников, которые смогут пользоваться этой преференцией. В частности, предлагается предоставить такое право:

  • учителям, имеющим квалификационные категории по должностям преподавателя или методиста;
  • учителям-дефектологам, имеющим квалификационные категории по должности методиста;
  • педагогам-организаторам, имеющим квалификационные категории по должностям методиста, воспитателя, педагога-психолога, педагога социального, педагога дополнительного образования;
  • социальным педагогам, имеющим квалификационные категории по должностям методиста, воспитателя, педагога-психолога, педагога-организатора, культорганизатора, педагога дополнительного образования;
  • педагогам-психологам, имеющим квалификационные категории по должностям методиста, воспитателя, педагога-психолога, педагога-организатора, культорганизатора, педагога дополнительного образования,
  • а также некоторым другим категориям.

Решение этого вопроса поможет защитить интересы педагогических работников в случаях оптимизации и реорганизации сети учреждений образования, так как по факту сегодня многие педагоги вынуждены работать не по своему профилю, а там, где для них нашлась работа.


Директор тоже педагог!

— А смогут ли претендовать на присвоение им более высокой квалификационной категории руководители учреждений образования, получившие свою категорию, когда работали рядовыми педагогами?

— Учитывая то, что большое количество руководителей учреждений образования параллельно с основной управленческой работой продолжает осуществлять педагогическую деятельность (в самых разных формах, в том числе по гражданско-правовым договорам, заменяют временно отсутствующего работника как в своем, так и в других учреждениях образования), а также то, что руководители учреждений образования не аттестуются на присвоение квалификационной категории по своим основным должностям, профсоюз считает необходимым дать им право проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории независимо от характера оформления трудовых и гражданско-правовых отношений с соответствующими учреждениями образования при условии осуществления педагогической деятельности. Поэтому предлагается изложить пункт 21 инструкции в следующей редакции:

«Руководители организаций системы образования (их заместители), осуществляющие педагогическую деятельность в части реализации содержания образовательных программ, программ воспитания, имеют право проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории по соответствующим должностям педагогических работников в установленном данной инструкцией порядке».

Соответственно, подтверждение высшей квалификационной категории руководителями учреждений образования осуществляется в том случае, если они занимают должность педагогического работника, по которой им присвоена квалификационная категория.

— Многих педагогических работников интересует, почему согласно 30-му пункту инструкции они освобождаются от сдачи квалификационного экзамена на присвоение высшей категории, но от обязанности подтверждать высшую квалификационную категорию их почему-то не освободили...

— Как я понимаю, вы имеете в виду заслуженных учителей, авторов учебников, победителей республиканских конкурсов профессионального мастерства и т.д. Министерство образования предложило освободить их от сдачи квалификационного экзамена и при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории. Профсоюз, в свою очередь, предлагает освободить педагогов также от обязанности подтверждать каждые пять лет квалификационную категорию «учитель-методист». Это логично, ведь создавать авторскую методику каждые пять лет нереально. В любом случае такой шаг мог бы повысить статус учителей с квалификационной категорией «учитель-методист».

Кроме того, предлагается включить в перечень вышеупомянутых педагогических работников в дополнение к победителям республиканских конкурсов профессионального мастерства также победителей других республиканских конкурсов. Для этого нужно подготовить приложение, в котором будут предусмотрены названия всех соответствующих конкурсов, в том числе тех, которые не имеют или до определенного времени не имели статус республиканских конкурсов профессионального мастерства педагогических работников. Например, конкурсы педагогических работников учреждений специального образования и другие.

Полагаю, что все упомянутые изменения и дополнения позволят сделать процедуру аттестации педагогических работников более совершенной и понятной. Следует также добавить, что Министерство образования посчитало целесообразным продлить период проведения аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории до 1 сентября 2017 года.

Учитывая то обстоятельство, что квалификационный экзамен при прохождении аттестации планируется проводить, как правило, в рамках освоения программы повышения квалификации, при планировании аттестации обязательно нужно будет учитывать график повышения квалификации педагогов.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 14 января 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: http://zviazda.by/2014/01/28057.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.