Инновации в образовании на конференции педагогических работников Минской области

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Участники педагогического форума считают, что руководителей надо воспитывать со школьной скамьи

Председатель Минского областного исполнительного комитета Семен Шапиро предложил в будущем проводить педагогические форумы центрального региона в новом формате. В частности, доклад управления образования по совершенствованию учебного процесса направлять в учреждения образования заранее, чтобы педагоги смогли с ними предварительно ознакомиться уже непосредственно во время самого мероприятия. Такую инициативу он озвучил в Узде на конференции педагогических работников Минщины «Образование — стратегический ресурс в инновационном развитии Минской области».

Начальник управления образования Миноблисполкома Галина Казак рассказала, что на Минщине ищут новые технологии, финансовые механизмы и возможности, чтобы воспитать всесторонне образованного, духовно богатого человека. Например, начали тесно сотрудничать с Белорусским государственным педагогическим университетом имени М. Танка, который является своеобразной кузницей кадров для области. И уже сегодня 668 человек поступили на педагогические специальности, 158 — по целевому направлению. А это значит, что будущие выпускники вернутся домой, чтобы жить и работать на родной земле, в школах, которые окончили сами.

Продолжаются проекты по экономическому образованию. В их рамках созданы и успешно работают школьные бизнес-компании. В прошлом году их было 76, в этом году уже 84. Здесь дети не только учатся деловым качествам, но и зарабатывают деньги от продажи личной продукции, часть которых идет на выплату им заработной платы. Ознакомиться с продукцией юных бизнесменов можно было и во время работы педконференции. Как отметил министр образования Сергей Маскевич, впечатление такое, что по сравнению с прошлым годом ассортимент их изделий увеличился процентов на 70. Он отметил, что система образования Минской области — одна из самых перспективных в инновационном развитии. А управление образования, по мнению министра, отказалось от роли непосредственного руководителя, который отдает приказы, что и как делать на местах. Оно выполняет функцию координатора. У педагогов и учеников области довольно много инициатив, и они находят поддержку в высших структурах.

Так, на Минщине впервые стартовал новый проект совместно с Национальным банком по обучению детей финансовой грамотности. На первом этапе необходимые знания приобретают педагоги, которые на факультативах по экономике передадут их детям. Ново для Минщины и такое направление школьной деятельности, как «лего-конструирование», для занятий которым уже определено несколько площадок. С прошлого года в школах Молодечно внедряется совместный проект с Академией управления при Президенте Республики Беларусь «Школьная академия». Здесь изучают такие интересные дисциплины, как «Электронное правительство», «Технология управления».

— Буквально за год замечаем позитивные изменения в развитии наших детей: повысили балл по общеобразовательным предметам, успешно выступили на олимпиадах, — утверждает Галина Казак. — Очень хорошо, что здесь наши ребята получают навыки управления. Думаю, в перспективе сегодняшние ученики станут специалистами, которые внесут хороший вклад в отечественную экономику.

Что касается оптимизации системы образования, то она продолжится. 1 сентября закроются 24 учреждения, в том числе 6 межшкольных производственных комбинатов. Раньше здесь старшеклассники параллельно получали рабочую специальность. Сегодня такую возможность им предоставляют профессионально-технические учреждения. Кроме того, 30 средних школ будут реорганизованы в базовые. В основном в сельской местности.

— При закрытии школ для нас важное значение имеют не только экономические показатели, но и качество образования. Сельские ученики должны быть конкурентоспособными. Получить хорошие знания они смогут в школе, где созданы надлежащие условия, есть необходимое оборудование и техника, компьютерные и лингафонные классы, спортивные залы, — констатировала Галина Казак.

В системе дошкольного образования будут открываться группы короткого и долгосрочного пребывания детей. В нынешнем году продолжится создание в детских садах дополнительных мест путем вывода отсюда первоклассников, а также открытия групп, функционировавших ранее. Заканчивается строительство детских садов в Слуцке и в Смолевичах — каждый на 230 мест. А к концу года садик будет возведен в агрогородке Самохваловичи. В ближайшей перспективе появятся дошкольные учреждения в Мачулищах, Сенице, Колодищах, Хатежино, Боровлянах, Михановичах. Кроме того, в нынешнем году планируется открыть и три детских дома семейного типа.

На педконференции собрались сотни учителей и их учеников со всего столичного региона. Они смогли поработать на 9 диалоговых площадках, обменяться опытом, обсудить роль педагога, различные аспекты учебной деятельности. В работе этих площадок участвовали и молодые специалисты. Им рассказали о нормативном законодательстве, регулирующем трудовые отношения, ознакомили с правами, обязанностями, льготами, которые им принадлежат. В работе форума приняли участие и российские коллеги.

Татьяна Лозовская. Газета «Звязда», 21 августа 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/08/49860.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.