Астрофизический портал | |
|
Неопределенность профессиональных обязанностей не способствует престижу педагогической профессии
Российские педагоги, которые, как и их белорусские коллеги, буквально стонут от ужасной бюрократизации школ, могут вздохнуть с облегчением: министерство образования направило в регионы официальное письмо, согласно которому запрещается запрашивать у школ информацию в бумажном виде, если та уже размещена на школьном сайте в интернете.
Как сообщает «Российская газета», ужасная бюрократизация школ стала основной темой первого заседания нового общественного совета при Министерстве образования и науки, которое прошло в конце августа. Прислушавшись к жалобам педагогов, министерство провело опрос в 30 школах, и тенденция постоянного роста различных запросов в адрес школ от высших органов и организаций подтвердилась. Большую часть (80 процентов) составляют запросы органов управления в сфере образования и подведомственных им организаций, которые зачастую дублируют статистическую отчетность и сведения федеральных мониторингов. От школ требуют отчета о проведении различных школьных мероприятий и даже о реализации основных общеобразовательных программ, включая результаты контрольных работ и государственной аттестации школьников.
В официальном письме региональным органам управления образованием рекомендовано не запрашивать информацию от школы о ее деятельности, а самостоятельно получать сведения из официального школьного сайта, а плановые проверки общеобразовательных учреждений проводить один раз в год — во время приемки школы к новому учебному году. Также министерство советует переходить на электронные журналы успеваемости, чтобы информация об уровне успеваемости учеников каждого класса была доступна в интернете.
В письме есть следующие рекомендации школам: размещать как можно больше информации о своей деятельности на официальном школьном сайте, обеспечить в случае необходимости передачу информации в различные органы и организации строго через своего основателя. И еще одна важная рекомендация, которая касается в большей степени директоров школ и заместителей по учебной работе — собирать информацию о результатах качества работы учителей в рамках введения новой системы оплаты труда не более 1 раза в полугодие.
Чуть ранее министр образования и науки Дмитрий Ливанов пообещал избавить российских учителей от излишней бумажной работы. По его словам, каждый месяц школы готовят до 50 отчетов в различные учреждения и организации, которые не имеют никакого отношения к образованию.
Обещания разобраться с «бумагопроизводственной вакханалией» в белорусских школах звучали неоднократно и со стороны Министерства образования Беларуси. Однако дальше слов дело пока не пошло.
По мнению председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимира Здановича, условия работы педагогов являются одной из главных причин снижения престижности профессии учителя в обществе:
- Надо радикально изменить — уменьшить, буквально свести к нулю дополнительную нагрузку на учителя, исключить из круга их обязанностей несвойственные им функции и сократить излишнюю бумажную отчетность. Сегодня же перечень обязанностей учителя занимает не одну страницу — он должен и кормить, и следить, и развлекать, и воспитывать родителей и учеников — перечень просто бесконечен. Эта неопределенность обязанностей работника отрицательно влияет на его статус — он отвечает за все, но получает немного. Как такая профессия может быть привлекательной?
Владимир Зданович считает, что нужно выработать четкие критерии оценки работы учителя, чтобы педагог понимал, чего он должен достичь и за что он будет получать деньги. Падение интереса к педагогической профессии особенно заметно среди мужчин. Одна из причин оттока учителей-мужчин из школы — неопределенность профессиональных обязанностей, поскольку мужчины любят конкретику.
- К большому сожалению, перегрузка дополнительными мероприятиями, которые не имеют отношения к учебно-воспитательной работе, высокие требования к учителям приводят к тому, что среди них наблюдается личная неустроенность, а это, несомненно, сказывается на детях. Примерно 30% женщин-учительниц не имеют собственной семьи, — добавил Владимир Зданович.
В общем, по мнению депутата, оценить работу учителя очень сложно:
- Я не решился бы оценивать каждого педагога конкретно. Действительно, у кого-то — сильные ученики, олимпиадники, а к кому-то пришли дети из неблагополучных семей, и усилиями учителя, который положил все здоровье, эти дети не совершили никаких правонарушений, с «четверок» и «пятерок» подтянулись до «шестерок». Для ученика это колоссальный успех, и для учителя успех, а по общим нашим показателям — это ничего не значит. Есть предложения, что оценивать работу учителя должны также ученики и их родители, но в этом случае учитель окажется в зависимом положении и с протянутой рукой, а потому о престиже профессии рассуждать уж точно не придется...
Надежда Николаева. Газета «Звязда», 25 сентября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=103462&idate=2012-09-25
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии