В 20-й гимназии Минска создадут 4 педагогических класса физико-математического и филологического профилей

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В 20-й минской гимназии воспитывать будущих учителей начнут еще за школьной партой

Интересно, если бы абитуриентам педагогического университета предложили написать сочинение на тему «Почему я выбрал педагогику?», что бы они написали? А почему бы и впрямь не ввести такое сочинение при зачислении на педагогические специальности? Если бы еще на входе в педагогические ВУЗы вчерашних школьников заставили задуматься: а свой ли путь в жизни они выбрали? — возможно, в педагогике было бы меньше случайных людей. Еще древние греки говорили: «Если портной плохой, то люди будут просто плохо одеты, но если в обществе будет плохой учитель, то вырастут поколения необразованных и невоспитанных людей». Однако может ли «случайный» учитель воспитать образованную личность? Вопрос из ряда риторических...

У десятиклассников 20-й столичной гимназии будет как минимум два года, чтобы понять, может ли педагогика стать их призванием. Именно в этом учебном заведении Белорусский государственный педагогический университет возрождает профильные педагогические классы...

Выступая накануне нового учебного года перед педагогической общественностью столицы, министр образования Сергей Маскевич с грустью констатировал, что столичные учреждения образования не занимаются воспроизводством кадров. Учителя не думают над тем, кто придет им на смену. А это большой грех, когда учитель не ориентирует, не агитирует своих учеников за профессию педагога. Задача учителя — вырастить второго учителя.

По крайней мере, в 20-й минской гимназии сегодня работают 10 педагогов, которые раньше закончили это учебное заведение. Дело в том, что в 1990-е годы в 176-й минской школе (которая позже была преобразована в 20-ю гимназию) уже действовали физико-математические и филологические педагогические классы. И сегодня их выпускники работают в родной школе, но уже в качестве педагогов. Директор гимназии Леонид Абрамов возглавляет данное учреждение 25 лет, и совсем не удивительно, что именно ему доверили важную миссию — возродить в школах профильные педагогические классы и сотрудничество с БГПУ. О том, какое внимание уделяется этому событию, можно было понять по количеству высокопоставленных лиц из Министерства образования и Комитета по образованию Мингорисполкома, которые пришли в последнюю августовскую субботу на встречу с учащимися педагогических классов. Ну и, разумеется, не могли пропустить этот праздник деканы факультетов Белорусского государственного педагогического университета во главе с его ректором Александром Жуком. Более того, в 20-й гимназии высадился настоящий десант — из самых талантливых и находчивых студентов БГПУ, которые попытались доказать школьникам на собственном примере, какой разнообразной и интересной может быть в университете жизнь вне учебных занятий: они пели, танцевали и шутили со сцены.

— Учитель. Что стоит за этим словом? — обратился к десятиклассникам ректор БГПУ имени Максима Танка, профессор Александр Жук. — Это и отличный психолог, и выдающийся поэт, и великий актер, но, самое главное, незаменимый помощник в жизни и настоящий друг. Во все времена учителя были носителями высокой нравственности, культуры и преданности своему делу. Учитель олицетворял собой мудрость, бескорыстие и верность долгу. Раньше перед учителем снимали шляпу. Но в последние годы он перестал быть героем книг и телепередач. Не могу вспомнить нашумевшего кинофильма, крупной художественной выставки, серии статей в центральной прессе или широко разрекламированного ток-шоу, где бы главным героем стал именно учитель.

— Ориентация на профессию учителя — задача номер один для всех педагогических коллективов и для наших университетов, которые готовят кадры для учебных заведений. Первым на путь возрождения профильных педагогических классов стал Минск. Но, хочу заверить, что это не разовая акция, а, скорее, первая ласточка, — подчеркнул в своей речи заместитель министра образования Василий Будкевич. — Нет ничего лучше для учителя, если его ученики пойдут по его стопам.

На базе 20-й гимназии были созданы четыре педагогических класса физико-математического и филологического профилей для 104 учеников. В течение двух лет рядом с учителями гимназии всегда будут присутствовать и преподаватели БГПУ. Они будут преподавать гимназистам отдельные темы на углубленном уровне, проводить факультативные занятия, готовить гимназистов к участию в олимпиадах, турнирах, конкурсах научно-исследовательских работ. Появятся школы юных математиков, физиков, химиков. Кроме того, преподаватели университета познакомят гимназистов с основами педагогики и психологии, помогут им выявить и развить их способности, и, пожалуй, самое главное — пробудить интерес к профессии педагога.

— Два года вашей жизни будут наполнены самыми яркими событиями, — пообещал Александр Жук. — Приглашаем вас в БГПУ — высшее учебное заведение со 100-летними традициями!

Вы также можете присоединяться к мероприятиям, посвященным нашему юбилею. В университете объявлен конкурс на лучший видеоролик про учителя продолжительностью от 30 секунд до 5 минут. Придумайте оригинальный сюжет. Можно присоединиться и к конкурсу на лучший слоган, посвященный 100-летию университета, или на лучшее сочинение об учителе. Авторы лучших творческих работ получат ноутбуки и планшеты. Надеюсь, что через два года вы не разочаруетесь в совершенном выборе и пойдете дальше — станете нашими студентами!

Александр Жук вручил всем учащимся профильных классов и их педагогам уникальное издание — книгу «Педагогика в афоризмах и изречениях». И пояснил: «Вы не найдете ее в магазинах. Авторы этой книги — представители педагогической династии. Отец и сын: профессор БГПУ Виктор Владимирович Чечет и доцент БГУ Чечет Виктор Викторович».

Ректор педагогического университета поделился также и планами на будущее. Рассказал, что на базе университета будет действовать республиканская очно-заочная гимназия, куда пригласят самых мотивированных учеников, которые интересуются педагогической профессией: им на осенних, зимних и весенних каникулах почитают лекции по педагогике, психологии, социальной работе, расскажут о премудростях и нюансах педагогической профессии. Возможно, откроется и учреждение дошкольного образования, где воспитателями и психологами смогут работать студенты университета. Так что система непрерывного образования будет реализовываться на практике. А в перспективе каждый региональный университет начнет создавать педагогические классы, а потом и педагогические гимназии.

Директор 20-й гимназии Леонид Абрамов, который, между прочим, тоже не остался без подарков и стал первым обладателем кепки и майки с символикой «100 лет БГПУ», очень метко заметил:

— Когда молодежь стоит на пороге жизни, еще рано звучать фанфарам. Молодым людям еще предстоит определиться с жизненным путем, получить качественное и достойное образование. Безусловно, хочется, чтобы это было педагогическое образование... Но я очень желаю вам всем услышать эти фанфары, если вы станете Учителями с большой буквы.

Надежда Николаева.

 

Будь в курсе!

В Министерстве образования рассматривается возможность предоставить право поступления без экзаменов на педагогические специальности физико-математического профиля также победителям второго тура республиканских школьных олимпиад по этим предметам. Напомним, что в этом году возможность поступать без экзаменов имели школьные медалисты, обладатели дипломов с отличием ССУЗов и профессионально-технических учебных заведений, а также победители третьего, областного, тура республиканских олимпиад по учебным предметам.

Газета «Звязда», 1 сентября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/09/51308.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.