Зарядка для мозга у сельских учителей

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Сельские учителя из Дрибинского района находят баланс между детскими увлечениями - компьютерами и спортом.

Они познакомились, когда учились в сельской школе. Он родом из Могилевского района, она приехала из пострадавшей от радиации Краснопольщины. В выпускном классе Ольгу и Сергея настиг настоящий школьный роман, а потом жизнь разбросала молодых людей. Разбросала, чтобы через пять лет снова подарить встречу, чтобы они наконец поняли, что хотят быть вместе.

- Бог так сделал, чтобы мы снова встретились! - считают сегодня жена и муж Ловереновы.

Ум и здоровье

Ольга выбрала профессию учительницы. Правда, она этим разочаровала свою мать-врача, которая мечтала о продолжении династии. Но пример школьного учителя математики вдохновил девушку, и она сейчас об этом не жалеет. Сегодня Ольга Валентиновна Ловеренова преподает в Пудовнянской школе математику, а также и информатику, - один из самых популярных предметов у старших школьников.

Развитие информационных технологий, думается, определяет новое направление развития цивилизации и дает шанс малым городам и селам. Сегодня, когда человек имеет компьютер и выход в интернет, уже не столь важно, где он живет - в небольшом поселке или мегаполисе. Главное, какие новые идеи этот человек имеет и может предложить обществу. Поэтому, разумеется, пудовнянские школьники правы, когда изо всех сил стараются овладеть компьютерными знаниями на уроках Ольги Валентиновны.

А вот ее муж, Сергей Аликович Ловеренов, учит противоположному: как в результате сидения на стуле за компьютером не потерять здоровье и физическую силу.

- Я к компу отношусь положительно, - заверяет, постукивая мячиком, учитель физкультуры. - Я сам снимаю видеоролики и делаю слайд-шоу для занятий, показываю их ученикам.

Сергей Аликович убежден, что спорт и компьютер - вещи вполне совместимые в жизни современных школьников. Он это видит на примере своих детей и учеников.

- Я люблю и физкультуру, и математику, - улыбается 15-летний Дима, который является победителем олимпиад. Но с одинаковым энтузиазмом он участвует не только в математических баталиях, но и в футбольных соревнованиях. Каждый день - 5 математических задач и тренировка.

Калькулятор делает тупым

Ольга впервые увидела компьютер целых 25 лет назад. Она училась в математическом классе, и ученики ездили в институт работать на первых машинах. Когда пришла работать в школу - появились "Корветы", которые сейчас уже не помнят и довольно взрослые люди. Сегодня компьютерный класс в Пудовнянской школе предлагает ученикам продвинутые машины и плоские мониторы.

в Дрибине

Между тем, учительница считает, что всеобщая компьютеризация общества не заменит людям традиционных вещей.

- Безусловно, компьютер - большой помощник, например, в преподавании математики. Но он может лишь дополнить: чтобы научить ребенка считать, ему надо дать в руки бумагу и карандаш. Калькулятор, простите, делает ученика тупым. А так компьютер помогает всем в жизни: в интернете сегодня можно найти любую интересующую информацию.

В Пудовне компьютер есть практически в каждом доме. Лучше всего им владеют дети: современные школьники и студенты прекрасно ориентируются в передовых программах и во всемирной паутине.

- Поэтому сегодня различать сельского ученика и городского категорически нельзя, - считает Ольга Валентиновна. - Они абсолютно одинаковые.

Правда, старшие сыновья Ловереновых уже бросили компьютеры и интернет. Не в том смысле, что бросили совершенно и категорически, но все же уделяют им не самое большое внимание.

- Просто они прошли этап наибольшего восхищения и поняли преимущества живых отношений, тем более теплой весной, - объясняют родители.

Сергей Аликович рассказывает, что дети в Пудовне, как и его собственные сыновья, увлекаются спортом: занимаются в секции, а компьютер воспринимают как часть учебы, а не развлечение для свободного времени. Кроме того, учитель физкультуры считает, что большая мотивация - это участие в соревнованиях и желание побеждать.

Улыбка для учителя

- Я хочу в школу, - говорит 6-летняя Настя, которая, кажется, готова продолжить родительскую династию. - Учительница должна быть хорошей и много улыбаться. И красивой тоже.

Ловеренова-мать говорит, что не видит сегодня различий в работе городских и сельских учителей. По ее словам, стремление к самосовешенствованию должно быть у каждого, независимо от места работы.

- Учителю нужен талант, надо гореть самому и вдохновлять учеников, приветствовать их стремление к знаниям и... просто любить малышей, - говорит Ольга. - Я, если честно, получила распределение в высшее учебное заведение, но все же решила, что будет полезно поработать сначала с деревенскими детьми, набраться опыта. Думала, 5 лет хватит. Работаю на Дрибинщине уже 17.

Что особенно нравится, отмечают Ловереновы, так это уважение людей. Люди на селе хорошо знают друг друга, отсюда и отношение другое, чем в большом городском "муравейнике".

- Издавна на селе учителя пользуются большим уважением, и это неизменно и сейчас, - считает Сергей. - Приятно, когда идешь по улице, а люди улыбаются тебе, здороваются. И я не жалею, что попал сюда на работу. Я с уважением отношусь ко всем детям, но не буду скрывать того, что сельские дети, которым ежедневно надо помогать родителям по хозяйству, имеют прекрасные личные качества, хорошие характеры, терпение и упорство.

- Нет разницы, где жить - в Минске или в Пудовне: если готовиться ежедневно, можно добиться высоких результатов, - считает Дима Ловеренов. - Но учиться дальше буду в Минске. Не определился еще, кем быть: либо военным, либо работать в парке высоких технологий. Склоняюсь к последнему.

Асфальт и грядки

Сегодня между сельскими и городскими учителями и их детьми мало различий и в быту. Особенно это видно в поселке Пудовня, который находится не очень далеко от Могилева.

- Можно работать в городе, а жить в деревне, - говорит Сергей. - У нас живут, например, частные предприниматели, работающие в Могилеве. Если у тебя есть автомобиль, то какие проблемы? Имеешь все возможности города и преимущества сельского образа жизни.

- Мы в будущем придем к западной модели, - убеждена Ольга. - Когда в одном месте - работа, а дома - свой кусок земли и свежий воздух. Мы также летом работаем на земле: хочется иногда покопаться на грядках, и когда красные томаты в теплице - приятно смотреть.

На подоконнике в доме Ловереновых мирно соседствует рассада томатов и заморская орхидея, которую подарили друзья из Италии. Мягкие диваны, компьютер на столе, камин. Правда, такой комфорт семья получила в деревне не сразу.

- Когда мы приехали сюда работать, у нас была обычная хатка, с печкой и туалетом на улице. Но когда родился третий ребенок, то государство помогло нам приобрести новый дом со всеми удобствами. Правда, мы сами не стремились иметь новый дом, но очень хотели дочку. Старшие дети в семье - мальчики. Просто одно с другим совпало.

- У всех родителей есть ответственность за детей, - говорит Ольга. - Мы хотим, чтобы наши дети росли в благополучии. Чтобы у них была еда и одежда. И чтобы они сами были неравнодушными людьми.

- У нас большие планы на лето: хотим отдохнуть на речке, - рассказывает Сергей. - Раньше у нас была корова, и мы не могли отъехать от дома. А теперь хочется посмотреть красивые места нашей Беларуси.

Илона Иванова. Фото автора. Дрибинский район.

Газета "Звязда", 14 мая 2011 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=79050

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.