Министр образования Сергей Маскевич: «Учителем может быть далеко не каждый»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Эксперимент по внедрению отраслевой системы оплаты труда педагогов, который стартовал в сентябре в пяти столичных учреждениях образования, должен дать ответ на ряд вопросов», — об этом заявил журналистам на пресс-конференции, посвященной Дню учителя, министр образования Сергей Маскевич.

Отраслевая оплата труда педагогических работников подразумевает, кроме выплаты педагогам оклада, также и дополнительные выплаты, отражающие специфику их работы, доплаты за уровень квалификации педагогического работника и отраслевые выплаты за выполнение отдельных видов работ. Предполагается, что новая система оплаты труда будет стимулировать педработников к повышению профессионального уровня. А новые полномочия, которые получат руководители этих учреждений, позволят им регулировать оплату труда непосредственно в коллективах.

— За какую работу, за какие профессиональные достижения педагогам будут доплачивать — решают непосредственно в педагогических коллективах. Разумеется, мы дали участникам эксперимента определенные рекомендации. Но те критерии, которые будут разработаны и одобрены самими педагогами, мы будем распространять и внедрять по всей стране, — заверил Сергей Маскевич.


Переэкзаменовку прошли не все

По данным Министерства образования, сегодня в учреждениях общего среднего образования работают более 104 тысяч педагогических работников, в том числе более 90 тысяч учителей-предметников. Высшую и первую квалификационную категории имеют 75% учителей-предметников. С прошлого года к педагогам с высшей категорией предъявляются новые требования. Теперь они должны каждые 5 лет подтверждать свою категорию. В Академии последипломного образования экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории сдавал уже 581 педагог: подтвердить высший пилотаж в профессии сумели 468 педагогов, или 80,6% от общего количества тех, кто решился на «профессиональную переэкзаменовку».

Также была введена новая квалификационная категория «учитель-методист». Претенденты на новую категорию должны иметь авторскую методику преподавания предмета или собственный опыт, который был обобщен, и используется другими педагогами. Сегодня квалификационная категория присвоена 31 педагогу. В качестве примера Сергей Маскевич привел опыт учительницы гимназии № 5 Витебска Галины Анатольевны Суховей, которая предлагает своим ученикам нестандартные методы преподавания белорусского языка и литературы. Дискуссионные технологии активно использует в образовательном процессе директор Поплавского комплекса детский сад — средняя школа Березинского района Виталий Николаевич Дудко. А нестандартные подходы к межпредметным связям на примере математики, информатики и трудового обучения можно увидеть, посетив урок учителя Лошицкой районной гимназии Борисовского района Ивана Викторовича Якименко.


Профессиональное выгорание — 20 лет

С 1 сентября к работе в учреждениях образования приступили 6283 молодых специалиста: из них 4352 закончили ВУЗы, а 1719 — ССУЗы. Кроме того, получить направление на первое рабочее место пожелали 212 выпускников, обучавшихся за счет собственных средств.

— Как правило, молодые специалисты направляются на работу по месту жительства родителей — это позволяет закрепить их в учреждениях образования после двухлетней отработки, уменьшить отток кадров, а также снять жилищную проблему, — отметил Сергей Маскевич. — Управлениями образования и Комитетом по образованию Мингорисполкома проводится целенаправленная работа по закреплению педагогических кадров в учреждениях образования, особенно в тех, которые расположены в сельской местности. В коллективных договорах учреждений образования предусмотрены меры материального стимулирования молодых специалистов, частичная компенсация оплаты за аренду жилья, организация бесплатного подвоза или частичная компенсация за проезд к месту работы. Также предпринимаются меры по оказанию педагогическим работникам помощи в решении жилищных вопросов. Так, в текущем году более 150 педагогов должны получить служебное жилье.

Меняют место работы после окончания срока распределения всего 7-8 процентов молодых педагогов.

— Фактически речь идет о внутренней текучести кадров в самой системе, — подчеркнул Сергей Маскевич, — это означает, что после двух лет отработки обязательного распределения молодой специалист меняет, например, сельскую школу на школу в городе, или одну школу на другую. А вот из системы образования отток кадров невелик — основная часть подготовленных учителей остаются в этой сфере. Правда, в абсолютном большинстве учителей, по оценке специалистов, после 20-25 лет педагогической работы регистрируется профессиональное выгорание...


Новые зарплаты при новых нагрузках

Как известно, с 1 сентября одновременно с повышением тарифных ставок отдельным категориям педагогических работников была повышена и норма педагогической нагрузки на ставку — с 18 до 20 часов.

— По информации, полученной от управлений образования облисполкомов и Комитета по образованию Мингорисполкома, увеличение педагогической нагрузки не повлекло за собой увольнение педагогических работников, — подчеркнул министр образования. — В учреждениях общего среднего образования более 96% педагогов работают с нагрузкой 20 и более часов в неделю. Неполная учебная нагрузка устанавливалась лишь при наличии согласия работника или по заявлениям работников, которые по тем или иным причинам не могут выполнять нагрузку в полном объеме. Больше половины тех, кто работает на неполную ставку, — это лица, достигшие пенсионного возраста.

Кстати, именно благодаря педагогам-пенсионерам и студентам старших курсов часто удается закрывать вакансии, существующие в школах. Министр образования констатировал, что в отдельных учреждениях не хватает учителей физики, математики, информатики. Для столицы актуальна проблема с комплектованием педагогическими кадрами начальной школы, что обусловлено демографической ситуацией. Так, за последние три года количество начальных классов в столице увеличилось на 133. Не хватает и воспитателей в детских садах.

— Не могу сказать, что недостаток 300-350 специалистов — это большая проблема для столицы, но все равно не заметить ее мы не можем, — вынужден был констатировать министр. — Тем более что в столице для молодых людей нет проблемы найти себе более высокооплачиваемую работу.


Педагогика — не «запасной аэродром» для неудачников

С 1 июля тарифные ставки воспитателей были повышены на 25%, что привело к росту их заработной платы в среднем на 12-13%. Это незначительные цифры... Поэтому повышение зарплат работникам детских садов очень остро стоит на повестке дня. И, как пообещал министр образования, до конца текущего года в системе дошкольного образования произойдет еще одно повышение зарплат. Конкретных цифр он не озвучил, подчеркнув лишь, что «зарплаты возрастут существенно». Между прочим, на еще одно повышение зарплат до конца года могут надеяться и школьные учителя...

Отвечая на вопрос журналистов относительно осуществления мер, которые бы привлекли на педагогические специальности молодежь, Сергей Маскевич отметил, что «нам не просто нужно заполнить бюджетные места случайными людьми, которые позже будут отчислены или не собираются связывать свое будущее с педагогикой».

— Учителем может быть далеко не каждый. Поэтому нас интересуют такие меры, которые бы позволили вовлечь в педагогические ВУЗы и на педагогические специальности наиболее достойных. Будем думать, что сделать, чтобы на педагогику обратили свое внимание и медалисты, и победители олимпиад. Но нам важно, чтобы и сами педагоги позиционировали себя в обществе так, чтобы их уважали и ценили. Государство поможет с зарплатами, но и сами педагоги должны демонстрировать значимость и важность своей работы. И не только через институт репетиторства, — подчеркнул министр.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 2 октября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/10/17022.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.