Двухступенчатая система подготовки кадров в БГУИР с 2013 года

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

...В БГУИР утверждают, что за четыре года подготовят даже более качественного специалиста, чем раньше.

В 2013 году Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники полностью переходит на двухступенчатую систему подготовки кадров по схеме 4 + 2: четыре года обучения на первой ступени и два — на второй. Об этом на VI международной конференции «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития» заявил ректор БГУИР Михаил Батура:

— Признаюсь, решение принималось непросто — было много дискуссий на эту тему. Хватало и оппонентов, особенно со стороны преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. Тем не менее Советом нашего университета было принято решение о переходе на дифференцированные сроки обучения. Поэтому главная наша задача на ближайшее время — сделать все, чтобы от перехода на четырехлетний срок обучения (на первой ступени) качество подготовки наших выпускников не пострадало. Что касается второй ступени получения высшего образования, то она будет развиваться в двух направлениях. Научно-ориентированная магистратура будет готовить исследователей, имеющие целью поступление в аспирантуру и защиту диссертации, а практико-ориентированная магистратура — осуществлять углубленную инженерную подготовку и выпускать на рынок труда кадры, готовые не только использовать существующие технологии, но и разрабатывать новые инновационные продукты, предлагать принципиально новые решения.


Не сократили, а добавили

— Предложенная нами модель высшего образования — не копия европейской модели, а обоснованная и подтвержденная расчетами возможность подготовить на первой ступени специалиста с такой же квалификацией, что и при пятилетнем образовании, но за меньшее время, — подчеркнул первый проректор БГУИР Анатолий Осипов. — Что дает нам право это утверждать? Приведу конкретные расчеты. Например, в соответствии с образовательными стандартами первой ступени высшего образования 2007-2008 года (при пятилетнем сроке обучения) количество часов аудиторной нагрузки, отводимых на изучение дисциплин специальности и специализации, составляет от 1500 до 2300 в зависимости от специальности. А в соответствии с проектами новых учебных планов, при сроке подготовки специалистов 4 года, по многим специальностям количество учебного времени увеличилось на 100-250 часов (опять-таки в зависимости от специальности). Это стало возможным благодаря оптимизации количества часов, выделяемых для изучения цикла социально-гуманитарных дисциплин, уменьшения цикла естественно-научных дисциплин на 10-20% и оптимизации количества часов, отводимых на изучение общепрофессиональных дисциплин.

При пересмотре наполнения естественно-научного блока некоторые дисциплины были обобщены и сгруппированы, а некоторые темы и специальные разделы перенесены на вторую ступень высшего образования. С целью исключения дублирования информации такая же работа была проведена и по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин. В результате при переходе на четырехлетний срок обучения на первой ступени удалось не только сэкономить часы, но на большинстве специальностей появилось даже дополнительное время — оно будет использовано для новых дисциплин, которые смогут дать будущим специалистам углубленные знания.

обучение в БГУИР

И все же, чистая арифметика, по мнению руководства Республики, еще не дает уверенности в сохранении качества подготовки специалиста. Одна из важнейших задач — интенсификация процесса обучения. А для этого в университете созданы все условия. Функционирует корпоративная вычислительная сеть (одна из самых больших в стране), которая объединяет более 3800 компьютеров. Создано единое сетевое пространство БГУИР со скоростью передачи данных 1 Гб/с и выходом в глобальные и другие телекоммуникационные сети. Построена и введена в эксплуатацию сеть беспроводного доступа Wi-Fi во всех учебных корпусах. В университете работает 15 компьютерных классов общеуниверситетского пользования по 15 рабочих мест каждый и 50 компьютерных классов на кафедрах университета для обеспечения подготовки студентов по конкретным специальностям. Все они оснащены современными компьютерами с современным лицензионным системным и прикладным программным обеспечением. Все лекционные аудитории университета оснащены мультимедийной техникой. Практически по всем учебным дисциплинам созданы и размещены в электронной библиотеке университета электронные учебно-методические комплексы дисциплин, которые включают рабочую программу, конспект лекций, методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ, курсовых проектов и набор тестов для оценивания знаний. Электронные учебно-методические комплексы дисциплин используются студентами в качестве одного из основных источников информации как при очном, так и при заочном и дистанционном обучении, и создают основу для внедрения самостоятельной работы студентов.


Акцент — на практику

Сегодня в процессе подготовки студентов БГУИР активно участвуют организации реального сектора экономики. За последние три года в университете созданы и действуют 25 филиалов кафедр, 30 совместных учебно-научно-производственных лабораторий и 6 образовательных центров ведущих мировых компаний. В рамках деятельности филиалов кафедр ведущие специалисты организаций проводят учебные занятия непосредственно на своих предприятиях: организуют чтение специализированных лекций и выполнение лабораторных работ в условиях реального производства.

Ежегодно в БГУИР увеличивается количество студентов, проходящих производственную практику после четвертого курса (при пятилетнем обучении) на условиях оплаты. Эти студенты, зачисленные в штат организаций, решают конкретные производственные задачи.

— В 2011/2012 учебном году на условиях оплаты преддипломную практику в организациях проходили 22% студентов университета. Это свидетельствует о том, что студенты уже после четвертого курса способны решать конкретные производственные задачи. При такой организации образовательного процесса на первой ступени, считаю, мы вправе говорить об обоснованности сокращения сроков подготовки специалистов при сохранении их квалификации и качества подготовки, — подчеркнул Анатолий Осипов.

— Скажу больше, начиная со второго-третьего курса примерно половина наших студентов где-то работают, а на четвертом курсе их число увеличивается уже до 80 процентов, поэтому неудивительно, что подавляющее большинство студентов — сторонники идеи сокращения сроков подготовки, — добавил Михаил Батура.


Лучше меньше, да лучше

— К счастью, в последние годы возвращается интерес со стороны белорусской молодежи к высшему и среднему специальному техническому образованию, — констатировал министр образования Сергей Маскевич. — Поскольку наша страна является экспортно-ориентированной, то для Беларуси техническое образование имеет исключительно важное значение, и мы рассматриваем его модернизацию буквально под микроскопом. Сейчас для нас очень важно сформировать технологическую культуру и дать студентам такое базовое техническое образование, которое позволит им быстро адаптироваться на современном производстве. Потребность в высококвалифицированных специалистах растет, а требования к знаниям и профессиональным навыкам становятся все более жесткими.

В том, что в будущем у выпускников инженерных специальностей шансы пополнить ряды безработных — самые минимальные, никто не сомневается. Более того, потребность во многих специалистах уже сегодня превышает количество выпускников. Так, на распределении, которое прошло в ноябре в БГУИР, 300 заявок от нанимателей удовлетворить университет не смог: на 900 выпускников образца 2013 поступили 1200 заявок от организаций и предприятий.

И все же есть мнение, что отечественной инженерно-технической школе надо думать, как вернуть свою былую славу. И начинать эту работу необходимо... с абитуриентов. Выбор технической специальности должен быть как минимум сознательным, и абитуриент должен четко представлять, чем он будет заниматься после окончания высшей школы.

Вторая проблема — падение уровня подготовки абитуриентов, которое стало настолько очевидным, что для его доказательства не требуются никакие измерения. Так, в 2010 году на одном из факультетов БГУ из 230 первокурсников только 134 сдали все экзамены первой сессии, и из них только 1 имел высшие оценки «9» и «10». Эти цифры свидетельствуют о том, что довольно большая часть студентов даже лучших ВУЗов страны не способна справляться с университетской программой обучения. Сегодня в белорусских ВУЗах обучаются около 442 000 человек (по сравнению со 120 000 в советские времена). Но количество не переходит в качество...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 5 декабря 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=106203&idate=2012-12-05

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.