Диплом об окончании ВУЗа имеют только 2% инвалидов

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В западноевропейских университетах — обычное явление, когда в учебной аудитории рядом со здоровыми студентами учатся и их сверстники с ограниченными возможностями. А вот для Беларуси это не характерно. По данным Офиса по правам людей с инвалидностью, в стране на учете в органах по труду, занятости и социальной защите находятся более полумиллиона человек с особенностями психофизического развития. Но высшее образование из каждой сотни таких людей получают всего двое. По этому поводу в Институте информационных технологий Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники прошла научно-методическая конференция, посвященная вопросам непрерывного профессионального образования людей с ограниченными возможностями.

Начальник управления специального образования Министерства образования Антонина Змушко признает, что сегодня перед инвалидами, которые хотят получить высшее образование, стоит много проблем:

— Во-первых, не во всех высших учебных заведениях создана безбарьерная среда. Значительная часть учебных корпусов построена более полувека назад, когда о проблемах просто не задумывались. Во-вторых, не хватает материально-технической базы. Например, без специального программного обеспечения незрячий человек не сможет работать на компьютере. Хотя инвалида мало учить. Рано или поздно перед ним встанет вопрос трудоустройства. А перечень возможных профессий для него значительно меньше, чем для здорового человека. Но согласно Государственной программе развития специального образования в Беларуси на 2012-2016 годы эти вопросы будут постепенно решаться.

Пока в стране только разрабатывается специальная методика обучения людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли получать высшее образование. Первопроходцем здесь стал БГУиР. Директор Института информационных технологий этого учреждения Валерий Назаренко убежден, что решать эту проблему жизненно необходимо:

— Надо учитывать, что сейчас в отечественных высших учебных заведениях общего типа получают образование лишь два процента инвалидов. Если сравнивать эту цифру с Россией и Украиной, а тем более со странами Западной Европы, она мизерная. В то же время в России этим занимаются, среди других учебных заведений, Московский государственный технический университет имени Баумана, в Украине — Национальный университет имени Тараса Шевченко — авторитетный ВУЗ. Поэтому мы разработали инновационный проект «Социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями», насчитывающий более двух десятков предложений. Кроме того, там предусмотрена разработка методических комплексов как для преподавателей, так и для студентов-инвалидов, модернизация материально-технической базы, создание специализированного программного обеспечения. Также нужно создать специальный информационно-образовательный портал и базу вакансий для лиц с ограниченными возможностями.

Сейчас в Беларуси отдельные группы для студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата существуют только в четырех учебных заведениях. Заведующий отделением среднего специального образования Минского государственного профессионально-технического колледжа электроники Александр Пугач говорит, что у них отдельные группы для инвалидов будут объединены с обычными:

— Хотя инвалиды у нас и учатся в своем окружении, но это ни в коем случае не препятствует их общению с остальными учащимися. Периодически мы проводим различные мероприятия, чтобы между ними устанавливались тесные контакты. Но мы не стоим на месте. Скоро на улице Кнорина откроется специализированный учебный корпус, рассчитанный на 350 человек. Группы в нем будут интегрированные. Это значит, что на каждую из них предусмотрено 1-2 места для инвалидов. Да и количество учащихся в группе уменьшится до 15-20, что тоже пойдет на пользу.

Кроме Минского государственного профессионально-технического колледжа электроники, такие отдельные группы для студентов-инвалидов в настоящее время действуют в Гомельском государственном машиностроительном техникуме, Могилевском государственном экономическом профессионально-техническом колледже, а при Минском государственном торговом колледже создан экспериментальный Центр реабилитации инвалидов.

Валерьян Шкленник. Газета «Звязда», 1 декабря 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=106090&idate=2012-12-01

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.