Зависит ли качество школьного образования от формы экзаменационных испытаний?

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

"Задача повышения качества образования остается одной из самых актуальных для нашей школы, - заявил на итоговой коллегии своего ведомства министр образования нашей страны Сергей Маскевич. - К сожалению, уровень знаний абитуриентов по государственным языкам, математике, физике хоть и сопоставим с показателями многих европейских стран, однако все равно остается сравнительно невысоким".

По мнению министра, результаты тестирования - очень важный и одновременно тревожный сигнал для работников образования, поскольку анализ результатов ЦТ выявляет ежегодно в знаниях абитуриентов такие пробелы, которых в принципе быть не должно. Именно поэтому Национальному институту образования и управлениям образования было поручено разобраться в причинах ошибок, которые абитуриенты допускают, отвечая на элементарные вопросы в тестах, и предложить действенные меры по исправлению ситуации.

Можно не сомневаться, что общественности было бы интересно узнать, а как сами школьные учителя справляются с тестами? Кстати, во всех районах Гомельской области недавно было проведено диагностическое тестирование, в котором приняли участие около 1300 учителей математики. В тестах, предложенных педагогам, использовались задания централизованного тестирования 2006-2010 годов. Главной целью было выявить проблемные моменты, которые возникают у учителей при выполнении тестов. Ознакомиться с результатом своей работы и тематическим анализом ошибок учителя могли по кодовому слову, поскольку при проверке соблюдались принципы конфиденциальности. Хочется надеяться, что Гомельский областной институт развития образования и органы управления образованием получили богатую информацию для размышления.

- Результаты централизованного тестирования - это именно тот материал, который позволяет своевременно корректировать учебную программу, учебные планы, школьные учебники, пособия и обучающие технологии, - делится своими мыслями директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов. - Мы ежегодно анализируем самые типичные ошибки, которые абитуриенты допускают на ЦТ, выполняем большой объем работы, выпускаем сборники с аналитической информацией, однако характер ошибок абитуриентов не меняется. Выходит, что наша аналитическая информация не берется педагогами во внимание? И, честно говоря, мы устали уже от упреков в чрезмерной сложности тестов. Ответьте, пожалуйста, на один очень простой вопрос: "Можно ли обвинить прибор для измерения артериального давления в гипертонической болезни пациента?" Так почему в том, что знания некоторых белорусских абитуриентов сильно "хромают", обвиняют централизованное тестирование? Фактически ЦТ выполняет функцию того самого тонометра - "высвечивает" в подготовке белорусских школьников те или иные проблемы... Уверен, что для школьных учителей, составителей учебников и тех, кто работает над учебными программами, результаты тестирования должны быть своеобразной лакмусовой бумажкой...

Надо признать, что проблема с качеством школьного образования характерна сегодня для многих стран. Например, когда голландцы решили протестировать базовые умения и навыки по математике первокурсников педагогических факультетов, то выяснилось, что знаниями, соответствующими требованиям стандарта, могут похвастаться лишь 20% студентов первого курса, и около половины из них вообще "не дружат" с арифметикой. А когда результаты 18-летних первокурсников сравнили с результатами 12-летних школьников, то выяснилось, что последние знают математику лучше, чем студенты первого курса педагогических факультетов. Впрочем, то же касалось и знания родного языка. Примерно половина голландских первокурсников педагогических факультетов не смогла успешно выполнить предложенные тесты. Голландцы, как и мы, в растерянности...

Кто в "группе риска"?

Озадачены проблемами школьного образования и в России. Единый государственный экзамен по-прежнему является объектом споров российских экспертов, политиков и представителей общественности. Между тем за годы его проведения ЕГЭ оказал очевидное влияние как на систему школьного образования, так и на систему высшего образования в России. А недавно в России было проведено интересное исследование на тему "О чем свидетельствуют результаты Единого государственного экзамена?", которое дало очень интересную информацию для педагогов. Например, плохо это или хорошо, что в России каждый десятый не в состоянии качественно освоить программу старших классов? По результатам исследования, в "группе риска" на ЕГЭ находятся около 10% школьников. Это те абитуриенты, которые не могут перешагнуть определенную минимальную границу в баллах. Та же статистика, только уже зарубежная, показывает: примерно такой же процент неуспешных учеников и в Германии, и в США, и даже в стране, которая заткнула всех за пояс по качеству школьного образования - в Финляндии. В Германии такие дети уходят после 9 или 10 класса в училище и, получив профессию, неплохо зарабатывают, вполне довольны своей жизнью и карьерой. А в России (как, кстати, и в Беларуси) подавляющее большинство выпускников средних школ нацелены на получение высшего образования, причем независимо от их наклонностей и способностей...

И вот что характерно: в России, как и в Беларуси, многие склонны списывать провалы в знаниях школьников на... форму экзаменационных испытаний. Дескать, ЕГЭ как форма оценки знаний и навыков отрицательно влияет на качество их освоения.

В ходе анализа результатов ЕГЭ выяснилось также, что девочки лучше сдают единый государственный экзамен по гуманитарным предметам. Все дело в том, что красивому полу лучше даются абстрактные дисциплины и труднее - те, где приходится иметь дело с длинными формулами. Но по действующим правилам приема, баллы по ЕГЭ, нужные для поступления на выбранную специальность, просто суммируются. Выходит, что девушка, у которой 90 баллов по русскому языку, но всего 60 баллов по физике, имеет больше шансов поступить, чем талантливый, но не очень грамотный любитель физики с 90 баллами по профильному предмету и с 50 баллами по русскому языку. В результате на инженерных факультетах хватает девушек, которые, получив диплом, на производство работать идти не собираются. А парни с природными задатками к техническим наукам поступают неизвестно куда только потому, что там есть свободные места и не требуются блестящие знания по языку. Конечно, прекрасно, когда физик или математик без ошибок пишет на родном языке и разбирается в поэзии. А если он разбирается только в своих формулах? Руководители российских ВУЗов давно предлагают ввести коэффициент, на который будут множиться баллы абитуриентов по профильному предмету. Но в 2012 году, скорее всего, таких изменений не будет. А вот через год высшим учебным заведениям могут позволить ввести такой коэффициент.

Средний балл участников ЦТ - не ориентир для поступления

В Беларуси правила приема в ВУЗы на 2012 год еще не утверждены, тем не менее известно, что и у нас "вес" профильной дисциплины при поступлении на биологические, математические, физические и химические специальности будет повышен. Для второй профильной дисциплины предлагается ввести коэффициент два. А по итогам приемной кампании будет сделан вывод о целесообразности переноса этой нормы и на другие специальности... Будет введен также и нижний порог, который не позволит участвовать в конкурсе абитуриентам с очень низкими баллами. Вот только неизвестно, где будет проходить эта граница. И когда она будет определяться: до начала централизованного тестирования или после проверки экзаменационных работ всех участников тестирования? Скорее всего, на различных дисциплинах будет определена своя граница...

- Мне бы хотелось дать совет и выпускникам, и учителям. Помните, что средний балл ЦТ не является точкой отсчета, когда речь идет об уровне подготовки абитуриентов. Это не тот случай, когда некая средняя цифра характеризует качественный состав претендентов на бюджетные места, - подчеркивает Николай Феськов. - При неоднородном составе тех, кто проходит тест, средний балл не определяет уровень подготовки как тех, кто находится в нижней части рейтингового списка, так и лидеров. Анализ результатов централизованного тестирования 2011 показывает, что средний балл абитуриентов, зачисленных на дневные отделения высших учебных заведений за счет средств бюджета, высокий. По абсолютному большинству предметов он в два раза выше среднего балла по этим дисциплинам всего контингента участников ЦТ, а у тех, кто поступил на престижные специальности, - в три-четыре раза. Это свидетельствует о хорошем качественном составе студенческой аудитории по указанным специальностям.

В Республиканском институте контроля знаний попытались исследовать влияние дополнительной подготовки выпускников средних школ 2011 года на результаты вступительных экзаменов и выявили следующую иерархию ее форм. Результаты тестирования абитуриентов, которые посещали индивидуальные занятия с педагогами, имели наибольшие положительные отклонения от средних значений. По математике, например, их средний балл был выше общего среднего балла на 8,69, а по русскому языку - на 11,02 балла. Те из абитуриентов, кто отдал предпочтение факультативным занятиям, значительно уступили по результатам тестирования первым. Отклонения по определенным предметам хоть и положительные, однако не такие существенные: 21,79 балла - по русскому языку и 4,04 балла - по белорусскому. И совсем незначительное отклонение от среднего значения (в пределах 1 балла) наблюдалось в результатах тех поступающих, кто занимался на различных подготовительных курсах при ВУЗах.

Как известно, в феврале завершается второй тур репетиционного тестирования. Для повышения эффективности от участия в репетиционном тестировании Николай Феськов советует воспользоваться услугами регионального центра тестирования и профессиональной ориентации молодежи при Гродненском государственном университете имени Янки Купалы. Центр уже не первый год организует при поддержке Республиканского института контроля знаний индивидуальные консультации для участников репетиционного тестирования. Причем там могут проконсультировать абсолютно любого абитуриента, независимо от пункта прохождения репетиционного тестирования и места его жительства. Абитуриенту, который заказал такую заочную консультацию (а ее стоимость составляет всего 14 тысяч рублей, в то время как участие в репетиционном тестировании стоит 30 тысяч) по почте или на электронный адрес высылается пакет учебно-методических материалов, где анализируется каждое неправильно выполненное задание. Таким образом абитуриент получает не только правильные ответы, указание на раздел и даже параграф конкретного учебника, где можно прочитать теорию, но и так называемый ориентир на правильное выполнение тестовых заданий - по сути, подробный ход решения. Имея такой пакет в своих руках, ученик вполне в состоянии готовиться дальше самостоятельно и подтягивать те темы и разделы, которые вызывали трудности на репетиционном тестировании, а тем более при помощи родителей, школьного учителя или репетитора. Кстати, показатель успеваемости абитуриентов, воспользовавшихся индивидуальной консультацией по итогам всех трех этапов репетиционного тестирования, намного выше на централизованном тестировании, чем средний балл по Гродненской области...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 15 февраля 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=93323

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.